Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
На второй неделе марта в Москве под покровительством Института Адама Смита прошел Металлургический саммит СНГ, в котором участвовали руководители предприятий цветной и черной металлургии, инвесторы, ведущие эксперты рынка. Но на самом деле встреча носила скорее не экономический, а политический характер. И вот почему…
Есть доля иронии в том, что этот форум был организован Институтом Адама Смита, отцом-основателем классического либерализма. Дело в том, что либеральная экономическая модель в своей основе исходит из принципа бесконечности и бесплатности природных ресурсов. Так оно и было во времена Адама Смита. Для уровня развития промышленности XVIII века и для масштабов колониального контроля Англии и других держав Европы над всем миром действительно вполне можно было признать, что природные ресурсы бесконечны и бесплатны, а стоимостью обладает лишь труд по их извлечению, транспортировке и обработке. Основную, львиную долю прибавочной стоимости при капиталистическом способе производства производили промышленные рабочие с помощью развивающихся технических средств.
Но от Адама до наших дней этот баланс изменился на 180 градусов. Современный уровень технического развития промышленности сделал стоимость самого производственного цикла величиной относительной, а то и второстепенной. Не случайно вся мировая промышленность постепенно перемещается в Азию, где высокий уровень демографии еще больше удешевляет производство. По мере снижения значения производства растет значение природных ресурсов. Они-то как раз, оказывается, и обладают высокой стоимостью и являются весьма ограниченными. По разным оценкам, нефти, газа и металлов человечеству хватит еще лет на 20–25 в лучшем случае. Складывается экономическая картина, прямо противоположная Адаму Смиту, чей институт сегодня считает наши ресурсы. “Ресурсы – все, производство – ничто”, если использовать формулу русского экономиста Михаила Гаглоева.
Президент Путин продолжает свою линию на усиление интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Страны СНГ стали нынче одной из главных забот Кремля в международной политике. Например, недавний визит Путина в Азербайджан, страну, которая до последнего момента занимала неопределенную позицию в рамках СНГ, балансируя между участием в дезинтеграционном и по сути антироссийском блоке ГУАМ и развитием односторонних партнерских отношений с Россией.
Путин отправился в Азербайджан, чтобы вместе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым принять участие в торжественной церемонии открытия Года России в Азербайджане. Во времена правления Гейдара Алиева, отца нынешнего президента, Азербайджан был ориентирован преимущественно на Турцию, а отношения с Россией оставались весьма холодными, вплоть до того, что на территории Азербайджана с ведома властей укрывались чеченские сепаратисты. В последние годы правления Гейдара Алиева ситуация значительно улучшилась, но кардинальный перелом произошёл с приходом Ильхама Алиева.
Азербайджан перекачивает нефть через российскую территорию
В числе обсуждавшихся «один на один» вопросов, конечно же, оказались такие, как карабахское урегулирование и сотрудничество на Каспии. Сегодня Азербайджан перекачивает нефть через российскую территорию по маршруту Баку-Новороссийск, получает из России электроэнергию и газ. Однако неоднозначным с геополитической точки зрения всё ещё остаётся и другой маршрут - Баку-Тбилиси-Джейхан, проложенный в обход России и без учёта наших интересов.
В Женеве открылась очередная ежегодная сессия Комиссии ООН по правам человека, на которой российская делегация уже заявила о намерении поднять вопрос о дискриминации русскоязычного населения в странах Балтии. В своё время эта тема была затронута ещё во время визита Путина в Финляндию, где он поставил перед собой цель согласовать ряд вопросов относительно «прав человека». Президент Путин уже тогда указал на вопиющие безобразия и попрание элементарных юридических норм в прибалтийских странах по отношению к русским.
Вообще вокруг темы «прав человека» на постсоветском пространстве и в России постепенно завязалась геополитическая интрига. Прибалтийские страны Евросоюза – Эстония, Латвия и Литва – постоянно нарушают права русского и русскоязычного населения. Но Европа занимает здесь, напротив, снисходительную позицию – косвенно признавая оправданной политику стран Балтии в отношении русскоязычных. Ведь эти страны, по мнению Евросоюза, «пострадали» от советской оккупации!
Вместо того чтобы реально помочь решению этой проблемы, Брюссель давит на Россию по «правам человека» в Чечне, критикует зажим свободы прессы, раздувает дело ЮКОСа. В последний год к этой стратегии обмена упреками между Москвой и Брюсселем в духе аргументации «сам такой» добавилась и финно-угорская тема. Внезапно Запад обнаружил факты систематического притеснения финно-угорского населения в самой России.
Центральный вопрос, который стоит сегодня перед Россией, – это вопрос о суверенитете. На разных этапах истории – всемирной и отечественной – это понятие имело различное значение. Когда-то было достаточно обеспечить необходимый военный потенциал, чтобы защитить территорию и граждан от возможных нападок со стороны соседей. Но в сегодняшнем мире меняются сами условия существования, появляются явления, которых раньше никогда не существовало. И значит, чтобы отстоять свой суверенитет, России надо понять эти условия и дать на них адекватный ответ.
В мире стремительно развиваются процессы глобализации. Она развёртывается на технологическом и экономическом уровнях. Весь мир пользуется одинаковым программным обеспечением, мобильными телефонами, смотрит одинаковые телевизоры и рассчитывается в единой валюте. Но параллельно с этим укрепляется политическое и военно-стратегическое влияние той части света, откуда проникают в мир моды и технологии, где печатается мировая валюта и принимаются основные решения по главным вопросам мировой политики.
Глобализация приводит к постепенному сосредоточению власти и контроля в руках единственной оставшейся сверхдержавы, которая постепенно превращается в новую империю. И если глобализация в области мод и технических средств, одежды и массовой культуры воспринимается как нечто само собой разумеющееся, как вопрос удобства и комфорта, то с политической и стратегической глобализацией всё несколько сложнее.
Мало-помалу Соединённые Штаты Америки начинают забирать себе функции мировой метрополии. И происходит это за счёт перераспределения сил. Национальные государства – и на Западе, и на Востоке – на глазах утрачивают своё значение и не могут по отдельности конкурировать с американским гигантом.
Наше общество всё ближе подходит к болезненной теме – к теме национализма. О ней говорят неохотно. А если и затрагивают, то как правило страстно осуждая это явление. Создается впечатление, что национализма то ли не существует, то ли он представляет собой нечто позорное, чего стыдятся.
Национализм был важнейшим фактором в нашей недавней истории – при распаде СССР. Именно националистические настроения, поднявшиеся в бывших советских республиках, в сопровождении ярко выраженной русофобии, ненависти к русским, легли в основу многих постсоветских режимов. Перед распадом СССР эту тему тоже старались избегать, замалчивать или демонизировать. Но национализм дал вполне конкретный и болезный политический результат. Вместо одного государства наш народ оказался в 15 различных странах, подчас враждебных друг другу. В 90-е годы Россия столкнулась с национализмом и на своей территории – чем было восстание чеченских сепаратистов, как не вспышкой чеченского национализма, направленного против российского государства и русского народа? Мы просто обязаны отнестись к проблеме национализма всерьез, без предубеждений и истерики. Национализм надо в первую очередь понять.
Разные национализмы
Национализма как единого идеологического учения не существует. У каждого народа, у каждой нации есть свой собственный национализм. Национализм англичан неразрывно связан с философией либерализма, индивидуализма и колониализма. Национализм немцев основан на биологическом расовом родстве. Национализм французов ставит превыше всего государство и политические права граждан. Американский национализм ставит во главу угла систему американских ценностей, и совершенно чужд расовым теориям. Национализм поляков, украинцев и прибалтов сводится к ненависти к Российской империи и великороссам. Национализм и армян сербов немыслим без туркофобии. Национализм евреев замешан на эсхатологическом мессианском чувстве и ожидании мессии.
Поведение евро заставляет нас внимательнее присмотреться к этой валюте, с которой было связано так много ожиданий и которая может принести сейчас ее владельцам неприятные моменты. Чтобы яснее понять, что происходит с евро, и корректно спрогнозировать, что с ним будет происходить, стоит вернуться к основам и вспомнить о тех метаморфозах, которые происходят с деньгами в современной экономике.
Деньги - это инструмент обмена. В этом их универсальная функция - ведь обмен распространяется на всех, независимо от гражданства. А национальная валюта - это явление локальное и отражает систему экономики данного конкретного государства. Диалектика между этими двумя ролями денег составляет нерв современных мировых финансов - это главное противоречие эпохи глобализации. Доллар в такой ситуации перерастает национальную валюту и превращается в мировую резервную валюту, т. е. становится деньгами в чистом виде - в их универсальной функции.
Но будучи вместе с тем национальной валютой конкретной страны - США, он вместе с тем есть выражение и показатель американской экономики. Ответ лежит только в полной и окончательной глобализации: США перерастают уровень национального государства и становятся ядром Соединенных Штатов Мира с Мировым Правительством. Мировой Банк уже существует, Международный Валютный Фонд - также. Логика развития постиндустриального общества неумолимо приводит к этому - “единый мир”, “единые деньги”, “единая политическая система” (демократия), “единое экономическое устройство” (либерализм, рынок). В такой картине все обратимо: единая валюта представляет единое государство, единая политическая система гарантирует единое экономическое устройство и наоборот.
Империя охраняет, империя оберегает, империя помогает... Есть в империи что-то, от чего захватывает дух. Даже если умом мы понимаем, сколь велики издержки и какой тяжелой бывает плата, если удержать ее не удается...
Сегодня все чаще говорят об империи. В первую очередь американцы. Но не только они. Евросоюз тоже некоторыми поборниками интеграции видится как восстановление единства Западной Римской Империи. Самое время вспомнить, что империя империи рознь.
Россия - наследница сразу нескольких империй. Как православная страна Русь вначале была частью византийского мира, а после падения Константинополя сама стала оплотом мирового православия. Вместе с тем, освободившись от орды Москва взяла на себя и ту миссию, объединения восточных земель, которую выполняли монголы Чингизхана, а до них тюркюты, а еще раньше – гунны и скифы. В фундаменте русской цивилизации перекрещиваются традиции империй Запада и Востока, римско-элинской Европы и татаро-монгольской кочевой Азии.
Если об империи сегодня вспоминают американцы и европейцы, и уже без стеснения говорят об этом, то самое время пересмотреть отношение к этому понятию и нам. Да Россия была империей. Империй среди других империй. И нечего этого стыдиться.
Империя охраняет, империя оберегает, империя помогает… Империя – это нечто священное, что рождается из великой воли, «длинной воли». И строится не одним народом, а множеством самых лучших, отважных людей, объединенных общим порывом. Есть в империи что-то, от чего захватывает дух. Даже если умом мы понимаем, сколь велики издержки и какой тяжелой бывает плата, если удержать ее не удается.
Сейчас в России стоит вопрос о преемственности власти. Речь идет не просто о кандидатуре преемника, а о преемственности. Ведь наличие преемника имеет смысл только в том случае, если он будет продолжать линию предшествующего руководства. Соответственно, если будет обозначена преемственность, тогда само понятие преемник становится уже второстепенным. Люди будут голосовать не за его предвыборные лозунги, а за то, в какой степени он берется продолжать то, что есть сейчас.
В этой связи становится серьезным вопрос: «А что есть сейчас?» И вот здесь, конечно, позиции могут разойтись, так как до последнего момента ясности в определении сегодняшней ситуации не было.
И теперь, когда встал вопрос полноценной операции «приемник», или операции «преемственность», появилась необходимость четкого определения политического курса, идеологии, геополитики, ориентации ценностной системы нынешней России. Тянуть с заполнением существующей неопределенности стало больше нельзя, потому что начинается сложный период перехода власти.
Именно об этом Владислав Сурков, наиболее интеллектуальный представитель нынешней власти, и говорил депутатам «Единой России» на партийной учебе.
Понятно, для чего партия была создана функционально, а вот ее содержательные аспекты четко обозначены не были. То есть создали некий инструмент, но наделение его смыслом несколько отложили. Сейчас же к «Единой России» предъявляется абсолютно новое требование, которое не предъявлялось раньше: чтобы функциональный инструмент получил конкретное содержание, конкретную идентичность. Поскольку эта партия, по сути, дело Путина – партия того курса, которому надо обеспечить преемственность, то сейчас сам статус «Единой России» как партии прагматичной и безыдеологической должен поменяться на статус партии идеологической и осмысленной. Об этом и говорил Сурков.
Пока вторжение в Иран под вопросом, американский президент Джордж Буш, катастрофически теряющий популярность у себя на родине (не говоря уже об общемировой к нему ненависти) разминается на других странах. В частности, с новыми силами угрожает Беларуси и некоторым центрально-азиатским странам. И у них, оказывается, не все в порядке с демократией.
Джордж Буш лично засвидетельствовал свой интерес к предстоящим в марте выборам президента Белоруссии. Он выразил неудовольствие ситуацией с правами человека и лично принял двух женщин, чьи мужья исчезли в Белоруссии. Сразу после встречи с американским президентом Светлана Завадская и Ирина Красовская провели пресс-конференцию, на которой поблагодарили США за поддержку. И это несмотря на то, что белорусские власти не устают заявлять о том, что вдовы пропавших работают на ЦРУ. В качестве доказательства они приводят тот факт, что Ирина Красовская после исчезновения мужа вышла замуж за американца Брюса Джексона, в прошлом сотрудника ЦРУ, а ныне одного из видных функционеров Республиканской партии США.
Цветные революции отвечают интересам США
Где-то в это же время в конгрессе США начинается голосование по законопроекту о поддержке демократии в пяти государствах Центральной Азии: Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане и Туркмении. Законопроект под названием «Акт о демократии и правах человека в Центральной Азии» предусматривает ежегодное выделение $188 млн на целый ряд программ по поддержке демократии во всех пяти центроазиатских государствах. А если эти страны не будут соблюдать требования США, то для них предусмотрены экономические санкции в форме замораживания американской помощи, включая приостановку содействия по линии Пентагона.
Статьи Дугина | ''Русский курьер'' | Маленькая вера | 13.03.200612 мар 2006, 21:43
Александр Дугин
Маленькая вера
В лице мусульман европейцы столкнулись с очень серьезным противником
Опубликовано в еженедельнике "Русский курьер" № 6 от 13 февраля 2006
Никакого отношения к христианству "карикатурный" конфликт не имеет. Глумление над исламом в карикатурах идет не со стороны христиан, а со стороны антирелигиозных кругов. Ведь после Дании следующая карикатура была опубликована во Франции. И она уже касалась основоположников уже всех мировых религий.
Кому это все выгодно? Сегодня США на пути к глобальному доминированию приходится сталкиваться с противниками в лице Европы и арабского мира. Вообще говоря, есть предпосылки к тому, что Европа и арабский мир могут объединиться. И в этом случае у США возникнут очень серьезные проблемы на Ближнем Востоке с контролем за нефтедобывающими странами. Европа же просто является прямым экономическим конкурентом Америке. В такой ситуации стравить противников друг с другом, чтобы ослабить их, это естественная имперская логика: "разделяй и властвуй". Кто выигрывает? Конечно, США.
Второй аспект состоит в том, что идеология современной Европы завершает антирелигиозную эпоху Просвещения. Тогда эта антирелигиозность была направлена против христианства. Из этого выросли западноевропейские культура, образование, наука. Светский характер европейского общества - это его сущность. Религия - дело частное, как и отсутствие религиозности. В социально-политической сфере у религии вообще нет никакого места. И это норма современной Европы. С христианством давно разобрались, оно существует на периферии общественной жизни.