В документе, в частности, говорится, что президенту США разрешено финансировать в этих странах «создание неправительственных организаций по продвижению демократии и поддержке прав человека», «развитие устойчивых гражданских организаций, включая демократические политические партии», «создание независимых СМИ для работы в странах Центральной Азии при поддержке со стороны неконтролируемых государством типографий», «развитие независимого радио и телевизионного вещания на страны Центральной Азии и на их территории», а также целый ряд других направлений, включая наблюдение за ходом выборов, борьбу с коррупцией, обучение представителей правоохранительных структур, содействие в выработке новых законов. Сам Джордж Буш уже без всяких двусмысленностей и намёков открыто и официально признался, что «оранжевая» и прочие «цветные» революции отвечают интересам США. «Мы стали свидетелями «революции роз», «оранжевой», «пурпурной», «тюльпановой» и «кедровой» революций, и это только начало. По всему миру свобода находится на марше, и мы не остановимся, пока надежды на ее обретение не будет у всех людей на Земле. Это в наших национальных интересах», - сказал Буш. Президент США не обошел вниманием тот факт, что за последние 4 года революции «осчастливили» более 110 миллионов человек.
Никто, впрочем, и не сомневался в этих очевидных вещах. Конечно, «оранжевые» революции устраиваются американцами. Кем же еще. Но именно этот процесс и заводит Вашингтон в тупик. Мощи Америки хватает для того, чтобы опрокинуть прогнившую, коррумпированную и, как правило, абсолютно лояльную им политическую власть в той или иной неполноценной стране. Иногда даже путем военного вторжения, как в Ираке. Но вот что делать потом, американцы и ума не приложат. Как говорит известный российский историк и специалист международник Анатолий Уткин, американцы выигрывают войну, но проигрывают мир. Можно добавить: «американцы устраивают революции, но проигрывают то, что следует за ними».
У американцев отсутствует колониальная психология
Дает о себе знать одно очень важное обстоятельство. США катастрофически не хватает опыта колониального управления. Это совершенно не колониальная страна, более того, это страна, всегда боровшаяся с колониализмом. И вот сегодня она сама оказывается в роли мировой империи. В отличие от Англии или даже от нашей Российской Империи у американцев полностью отсутствует имперская психология. Они искренне любят свой «город на холме», свою страну. Считают ее образцом для других, но трудного и подчас безнадежного дела навязывания другим народам и странам своего имперского господства они явно стараются избегать. Им наивно кажется, что стоит только сбросить какого-то очередного коррумпированного властолюбца из третьего мира, и все тут же автоматически примутся строить римейк «американского города на холме», только в Грузии, Украине, Палестине, Ираке или Беларуси. А вот этого-то как раз и не происходит.
Происходит, как правило, нечто обратное и весьма непотребное. Прежняя система сдержек и противоречий рушится и начинает строиться новая, ничем не лучше предыдущей. Американцы же со своим внутренним отвращением ко всему неамериканскому управлять этим процессом не могут, да и, видно, не хотят. Сказываются и либеральные предрассудки - принцип laisser faire («позволяйте делать все что угодно»). И раз позволено, то новые дорвавшиеся до власти элиты начинают делать то самое - все что угодно. Чтобы не злить американцев сверх меры, это «все что угодно» называют «демократией».
Такая «демократия» рождает и исламистский террористический ХАМАС, и диктатора Саакашвили, и враждующие группы радикальных суннитов, горячих шиитов и этноцентричных курдов в Ираке, и бессмысленный разнобой «оранжевых» казнокрадов в Украине. Вот уж ничего не скажешь - действительно, «осчастливили» всех.
Диалог слепого с сознательно глухим
Империю, тем более мировую, должны строить те, кто к этому готов не только экономически и военно-стратегически, но и психологически, морально. Вот этого-то американцам не хватает фатально. Зато подобный навык есть у нас. И хотя бы поэтому ни Лукашенко, ни Беларусь мы, русские, в обиду не отдадим. Это наше союзное государство. И это наша союзная славянская демократия. И если кто-то в пылу эмоций по-славянски кому-то съездил, не страшно. Кулачные бои - часть нашей традиции. Нам, славянам, все в нашей традиции и в нашей демократии очень нравится и все нас устраивает. На том стоим. А с цветными революциями - это не к нам.
Москва вообще в последнее время начинает относиться к американской империи так, как будто дни ее сочтены. Прямых нападок, по меньшей мере, официальные лица стараются избегать, но при этом американские правозащитные истерики мы просто вежливо не замечаем. У них двойные стандарты. У нас теперь тоже двойные стандарты. Научились.
В диалоге сознательно слепого с сознательно глухим каждый упрямо делает что-то свое. Они угрожают нашим друзьям - Лукашенко, Назарбаеву и Каримову. Мы не возражаем, будто ничего не произошло. И как ни в чем не бывало - по чисто демократическим соображениям, уважая свободный выбор гражданского общества Палестинской автономии - приглашаем руководство ХАМАС в Москву.
Игра на опережение
Переговоры лидеров ХАМАС в Москве, как и ожидалось, сенсацией не стали. Да нам этого, собственно, и не надо было. Официальная позиция Москвы, как и заявлялось ранее, состояла в донесении до лидеров Палестинской автономии уже давно известных им принципов «квартета». Путин просто сыграл на опережение и воспользовался замешательством США. Комментировать содержательную сторону переговоров в Москве практически невозможно.
До лидеров ХАМАС мы донесли позицию о необходимости отказа от терроризма и о признании Израиля. Палестинские гости повторили свои традиционные доводы. Важнее другое. Россия в последнее время стала твердо проводить линию на реальную многополярность, на закрепление новой мировой структуры, где количество решающих сил больше, чем одна и даже чем полторы, если считать Китай. И в каждой ситуации всякий раз, когда американская модель «пробуксовывает» или дает сбой, Москва активно напоминает о себе. Смотрите, а есть еще и мы.
Едва ли кто-то рассчитывал на сенсацию, на какой-то прорыв в отношениях, на резкое изменение в позициях лидеров ХАМАС. Сенсацией было само приглашение палестинцев в Москву и то, что этот визит состоялся. Остальное неважно. Других прорывов стоит ожидать на иных фронтах. Ведь в Большую Игру надо играть сразу на многих направлениях.