Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
Политическая жизнь имеет свой ритм, и год в ней совпадает не столько с календарным, сколько с учебным. Оглядываясь на политический сезон, закончившийся этим летом, мы видим его старт в страшной Бесланской трагедии. Ужас, гибель невинных детей, беспрецедентная жестокость и бесчеловечность террористов, захвативших школу в Беслане, потрясли Россию. Теперь даже самым безразличным стало понятно: с Россией ведут войну. Безжалостную и беспощадную. Войну, уносящую жизнь наших детей.
Нити террористических сетей вели от Бесланской школы не только к тайным схронам чеченских боевиков, но и в Панкисское ущелье соседней Грузии, и дальше в Западную Европу. Кто бы ни стоял за терактом в Беслане, а также за взрывами шахидок в Москве и в двух пассажирских самолетах, всем стало очевидно: Россия вовлечена в войну. И корни ее гораздо глубже, чем сопротивление горстки религиозных фанатиков и недобитых чеченских сепаратистов.
Россия не предпринимала каких бы то ни было политических, а также социальных инициатив, которые могли бы оправдать столь жестокую, столь бесчеловечную атаку террористов. И коль она последовала, это означает, что есть силы, которые посчитали, что российский режим несостоятелен, политически недееспособен, отгораживается от принятия настоящих решений разными симуляциями, виртуальными медийными стратегиями, и в результате в нашей стране образовался вакуум власти. Должностные лица, за исключением Владимира Путина, демонстрируют бессилие и неадекватность того политического клана, который окружает президента. Они создали бессистемную политическую модель, создали виртуальное общество, напоминающее спектакль, подменили политтехнологиями реальные политические и социальные процессы. В итоге такая стратегия привела к трагедии Беслана.
Геополитическая панорама Южного Кавказа и то стратегическое место, которое занимает Азербайджан в этом контексте, с давних пор находится в центре внимания различных аналитических центров, экспертов и политологов многих стран, имеющих политические, экономические и иные интересы в этом регионе. Пристальное внимание нашему региону, и Азербайджану в частности, уделяют и российские политэксперты. У России на Южном Кавказе исторически сложившиеся жизненные интересы, и все происходящее здесь не может не интересовать ее как региональную державу.
С другой стороны, аналитические статьи российских политологов хоть и содержат в себе изрядную долю субъективизма, в то же время представляют интерес и для наших читателей, так как в них можно проследить взгляды, которые в совокупности и составляют внешнеполитический ракурс нашего северного соседа по отношению к нам. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей один из таких материалов.
Геополитический расклад сил на Кавказе в 90-е годы
Крах СССР в геополитическом смысле обозначил резкое сужение зоны влияния Евразии (России) и расширение позиций США и их союзников по НАТО на постсоветском пространстве. Геополитика - это и есть та “шахматная доска”, о которой писал Збигнев Бжезинский в одноименной книге. И здесь всегда стоит помнить, кто играет и с кем: атлантизм против евразийства, Вашингтон против Москвы. Кавказ в этой партии - одна из важнейших зон, контроль над которой дает каждому из игроков множество позиционных преимуществ.
Проблема статуса Калининградской области, сохранения её в составе РФ целиком и полностью зависит от того, какие ответы будут даны на вызовы времени. А именно: смогут ли США (атлантистский полюс) единолично осуществлять функции глобального контроля? Каковы место и роль Европы в «новом мировом порядке»? Каковы место и роль России в однополярном мире?
Наиболее вероятными сценариями развития событий являются следующие.
Первый сценарий – евразийский (или многополярный): Евросоюз стремится увеличить свой геополитический вес, постепенно превращаясь в самостоятельную стратегическую и экономическую силу. Такое усиление возможно только с опорой на Россию, военный потенциал, ресурсы и международный вес которой являются необходимыми (дополнительными) условиями для достижения Европой подлинного геополитического суверенитета. Развитие событий в таком ключе в дальнейшем приведёт к многополярному мироустройству, где в вопросе планетарного контроля у США появятся полноценные партнёры (а возможно, и конкуренты, но не идеологические, а геополитические) в Европе, Азии и Евразии в целом. Это будет означать продолжение интеграционных процессов в самой Европе, а также интеграции Европы с Россией. Соответственно, промежуточная зона – полоса между РФ и Евросоюзом - будет превращена в пространство позитивной интеграции с учетом интересов обоих участников стратегического альянса.
В любой стране, в которой главным источником бюджета является экспорт природных ресурсов, экономики как таковой, в полном смысле слова, не бывает. По одной простой причине: если одно крайне примитивное действие приносит много денег и сразу, то абсолютно нерезонно и совершенно бессмысленно заниматься чем-то долгим, сложным, что приносит гораздо меньше денег в конечном итоге. Соответственно, логика становления сырьевых экономик исключает саму возможность экономической модернизации. Это не то что драматизация, это объективный диагноз современной российской экономической ситуации.
Сероводороды - это и есть код жизни в современной России. Какую альтернативу можно предложить такому статус-кво? Это неожиданный, революционный (или катастрофический) приход к власти группы фанатиков, одержимых какой-то идеологемой, которая выше жажды наживы, вне притягательности простейших коррупционных стратегий разложения. В либеральном обществе никакой идеологемы, выше жажды наживы, не существует. Поэтому верность либеральному курсу, активное противодействие всем иным альтернативным моделям идеологии, сдерживает такой исход.
Россию могут спасти только фанатики. Например, фанатики православной идеи. Именно фанатики, а не просто православные люди. Нужен кто-то, кто с маниакальным упорством будет верить, настаивать, провозглашать и осуществлять истину: "Православие выше, чем деньги". Если всевластие денег как универсальной ценности и всеобщего эквивалента будет укрощено на уровне личной или групповой психологии, и если такая группа сможет консолидироваться и укрепиться в России, возникнет субъект альтернативной стратегии, контрэлита. Только такая пассионарная контрэлита способна укротить наркотическую нефте-газо-зависимость российской экономики.
В преддверии печальной даты 11 сентября центр геополитической экспертизы экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при Государственной Думе РФ предложил редакции газеты "Красноярская неделя" аналитические заметки руководителя центра, доктора политологических наук Александра Дугина.
За спиной "Аль-Каеды"?
Терроризм не является самостоятельным явлением, это лишь последняя стадия ожесточённой борьбы, самая страшная, наглядная и жестокая. Истоки террора нельзя упрощённо сводить к существованию особого психологического типа - злодея, маньяка и фанатика или к идеологиям религиозно-экстремистского толка.
У каждого теракта есть политическое послание. И мы должны расшифровать его. Причём у каждого теракта это послание особое. В нашем политическом языке в последнее время прочно утвердилось понятие "международный терроризм". Причём с исламским лицом. С одной стороны, есть все основания для подобного обобщения. Но с другой - наблюдается странная закономерность. Это понятие вброшено в мировое общественное мнение именно тогда, когда американцы вплотную приступили к строительству однополярного мира.
Тут-то и появляется "международный терроризм" как образ главного врага однополярности. В двухполюсном мире враги были разные: для Запада это был советский лагерь, для советского - западный. Но после окончания "холодной войны" потребовался новый враг. Он должен был быть глобальным, но в то же время не привязанным ни к одной конкретной стране, территории.
Статьи Дугина | ''Дом в Тамбове'' (Тамбов) | Третий срок Путина | 22.08.200521 авг 2005, 22:06
Александр Дугин
Третий срок Путина
Опубликовано в газете "Дом в Тамбове" (Тамбов) № 28 от 27.07.2005
В истории с третьим президентским сроком поставлена точка. Сценарий драматического развития событий в 2008 постепенно все более уточняется. Политологи, внимательно следящие за развитием грядущей выборной интриги, помимо третьего срока предполагали превращение президентской республики в парламентскую - с Путиным как сильным премьером при слабом и номинальном президенте – кто, например, знает имя Президента Израиля? А премьер-министра знают все! Не исключали объединения России с Белоруссией или даже Казахстаном. Но время для этих политтехнологических вывертов стремительно утекает, и учитывая медлительность российских законодательных институтов, наверное, пришло время отказаться от экстравагантных гипотез на этот счет.
Все очевиднее становится самое простое, но одновременно самое сложное решение.
Преемник.
Личность этого "мистера X" постепенно становится главным политическим сюжетом российской действительности. И хотя лето не самое подходящее время для больших политических решений, тот, кто знаком с кремлевской кухней, понимает, что именно летом вызревают самые серьезные и принципиальные решения. А вбрасываются в политическую жизнь и общественное мнение с осени - с началом очередного сезона, который обещает быть жарким уже в 2005 с нарастанием напряжений по мере приближения к заветному 2008.
Распад СССР оказался колоссальной геополитической и стратегической катастрофой, в результате было расчленено не только государство, но единое цивилизационное пространство. Этот процесс прошёл асимметрично: позиции континентального сухопутного блока сжались, а альтернативного - атлантического лагеря – расширились. Расширились за наш счёт. При этом нельзя упрекать атлантистов в том, что они отстаивают свои интересы. В этом геополитическая логика истории: Море наступает на Сушу, Суша либо обороняется, либо организует контрнаступление.
При распаде СССР произошёл концептуальный сбой: двухполярная система должна была смениться многополярной – т.е. симметричным отходом двух сверхдержав и их блоков из Европы и из Азии. СССР со своей стороны выполнил это, но США, воспользовавшись этим, вероломно установили однополярный мир. Это и стало источником всех проблем в нынешнем мире, нестабильности, хаоса, несправедливости и войн.
В этом контексте наступления однополярной американоцентричной модели на Евразию – в широком смысле – следует рассматривать актуальные российско-белорусские отношения.
Четыре зоны
Просто сожалеть о СССР и двухполюсном мире бессмысленно. Эта ностальгия не оперативна. И даже если эмоционально её можно понять, то в отношении будущего она бессодержательна. Поэтому вместо оплакивания геополитики прошлого, следует стремиться к созданию геополитики будущего. В этом и открывается центральное значение евразийства, как мировоззрения, проекта, идеи, стратегии, альтернативной однополярному миру. То, что противостоит однополярности и американоцентричной глобализации, уже есть евразийство.
Опубликовано "Нижегородских новостях" от 23 июля 2005 (pdf-версия)
Территориальные споры между Россией и Эстонией являются очень существенным элементом в стратегии натовского блока. Для США принципиально важно иметь возможность при необходимости активировать российские проблемы на ее западных рубежах, оказывать определенное силовое давление на Россию.
В случае возникновения территориальных претензий или нерешенных вопросов между Москвой и Таллином на резкие шаги России будет отвечать не интегрированная в НАТО Эстония, а вся мощь Североатлантического союза. Иными словами, за территориальными вопросами между двумя государствами стоят не фантастические грезы эстонских националистов - это лишь внешняя форма, - а вполне трезвый и холодный расчет американских стратегов.
Для США жизненно важно создать в Балтийско-Черноморском пространстве некую буферную зону, так называемый санитарный кордон, отделяющий Россию от Европы. Эта зона по определению должна быть местом постоянных конфликтов между ее государствами и самой Россией. Такова традиционная англо-саксонская тактика недопущения между Россией и Центральной Европой (сегодня это Европейский союз) стратегического, экономического и военно-политического партнерства.
Недавний визит в Москву Генерального Секретаря Компартии Китая Ху Цзин Тао вполне может стать переломной точкой в построении американоцентричного однополярного мира. Речь идёт о подписании исторического документа - "Совместной декларации о международном порядке в ХХI веке". Самым главным моментом этой декларации является заявление о приоритете многополярного мира над однополярным. И за этим скрывается очень серьезный геополитический смысл.
Сегодня между собой все острее сталкиваются два образа будущего: американское видение мировой империи, с главной ведущей державой США, и концепции тех народов и стран, которые отвергают однополюсную архитектуру в пользу многополюсной.
США в соответствии со своей логикой выстраивают страны по ранжиру - те, кто признают их верховенство и готовы за ними следовать во всем, получают одобрительное название "демократических" и "свободных", причисляются к друзьям и союзникам. Те, кто оспаривают такое положение дел и настаивают на собственном пути и сохранении своей самобытности, заносятся в черный список, а то и причисляются к "оси зла".
До самого последнего времени Россия и Китай балансировали на довольно тонкой грани. Не желая ссориться с Америкой, от которой и Москва, и Пекин сегодня слишком зависят, они все же прекрасно понимали, что в однополярном мире у таких великих держав с региональными амбициями нет достойного места, и им уготована незавидная участь - ослабление, а то и расчленение. До какого-то момента мы пытались выкрутиться из сложного положения в одиночку, но строительство американцами "нового мирового порядка" на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Восточной Европе и в Средней Азии явно подталкивает две крупнейшие евразийские державы к более решительным действиям. Это напрямую касается стратегического партнерства.
На прошлой неделе у здания молдавского посольства в Москве был организован пикет активистов Евразийского союза молодежи (ЕСМ) против русофобии и полицейского беспредела, творимых режимом "коммуниста" Воронина в Республике Молдова. Мы выразили свою гражданскую и геополитическую позицию относительно системы власти, сложившейся в этой стране, и противозаконных действий этой власти в отношении тех сил, которые в самой Молдавии не согласны с курсом президента Воронина - курсом, направленным против ближайших соседей и традиционных союзников этой республики.
Изначальным поводом к пикету стало задержание и дальнейшее пятидневное истязание в Кишиневе группы активистов украинской партии "Братство" и ЕСМ после организованного ими совместного пикета против фальсификаций и злоупотреблений на местных выборах, где они присутствовали в качестве наблюдателей. Тем самым мы публично выразили несогласие с проамериканским, русофобским и славянофобским режимом президента Воронина. Могут спросить, какое нам дело до всего этого?
Мы, подчеркну, - организация евразийская. Наши структуры действуют во всех республиках постсоветского пространства. Мы объединены общей стратегией восстановления братских связей между нашими странами. Но есть политические режимы, которые жестко этому противостоят, искусственно создавая массу проблем для объединительного процесса на постсоветском пространстве. Режим Воронина - классический тому пример.