Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
Опубликовано в еженедельном журнале "Обучение и карьера" в июне 2006
Под рубрикой "Образование – национальный приоритет" на страницах журнала "О&К" мы публикуем высказывания экспертов и авторитетных людей об их отношении к самой идее выделения образования как проекта национального масштаба, и как он выполняется в нашей реальной жизни. Продолжая обмен мнениями, редакция "О&К" считает, что привлечение к данному вопросу общественного внимания жизненно необходимо. Это поможет исполнительной власти усилить контроль за ходом исполнения намеченных программ в национальном проекте "образование". Сегодня мы продолжаем беседы с известными людьми, экспертами и специалистами на эту тему. Наш гость - Александр Гельевич Дугин, профессор МГУ им. Ломоносова, лидер Международного "Евразийского Движения".
Среди проблем современной молодежи, с моей точки зрения, вопрос об образовании стоит на одном из первых мест. Есть прикладные и технические стороны этого вопроса, но беспокоят, главным образом, его фундаментальные и содержательные аспекты.
Чтобы их решать, сейчас следует задуматься о том, что лежит в основе образования как процесса. Русское слово «образование» предполагает передачу от одного поколения другому некоего образа, формирование образа – образа культуры, человека, страны, государства, которые транслируются молодежи. Вот в этом, по-моему, и есть суть образования. Образование без образа не может существовать, иначе молодежи будет транслироваться мечта, иллюзия, которую ее преподаватели и учители сами не видели, не ощущали, и контуры которой сами не понимают или сомневаются в ней. Тогда учащимся будут передаваться только обрывки, фрагменты знаний и образов, совершенно бесполезные в жизни. Это будет не образование, а некая техническая осведомленность разных частных сторон бытия.
Очевидно, что процесс образования во всех странах без исключения является процессом идеологическим. Иначе быть не может, поскольку формирование того образа, который транслируется от старшего поколения младшему, безусловно, проходит через сито идеологических представлений. Идеология может быть совершенно разной, но, главное, она всегда присутствует и формирует образ.
Среди всех прогнозов в отношении Ближнего Востока особого внимания заслуживает проект американских консерваторов, который получил название «Великий Ближний Восток» (Greater Middle East). Проект «Великого Ближнего Востока» основан на геополитической концепции американских правых неоконсерваторов о необходимости найти нового «глобального врага».
После краха СССР и резкого ослабления России США понадобился новый претендент на роль «империи зла», и эта роль постепенно отошла исламскому миру. Демонизации мусульман в глазах американских стратегов помогли теракты исламских экстремистов 11 сентября: реальность американской трагедии подтверждала теоретические конструкции неоконсерваторов. Яснее всех эту позицию сформулировал неоконсервативный теоретик - очень влиятельный в республиканских кругах - Майкл Ледин. Его мысль сводится к следующему: «современный исламский мир - это новое издание фашизма», но «фашизм играет без правил», следовательно, победить «фашизм» - т. е. исламский мир - можно только с помощью фашизма (т.е. крайне жёстких и агрессивных действий, попирающих - ради «благих» целей - некоторые основополагающие нормы демократии)». На протяжении последних 20 лет Майкл Ледин настаивал на американском вторжении в Афганистан и Ирак, на объявлении войны Ирану, Сирии, Ливану и даже Саудовской Аравии. Сегодня мы как никогда приблизились к реализации этого страшного сценария.
Одним из ключевых моментов реализации концепции Великого Ближнего Востока является реализация плана «Дорожная карта» и вывод израильских поселенцев из сектора Газа. Вашингтону крайне необходимо продемонстрировать, что американцы правы и что их проект работает. И последняя возможность убедиться в этом - точка, поставленная в вопросе многолетнего израильско-палестинского конфликта вокруг сектора Газы.
В начале мая в нашей стране произошло чрезвычайно важное событие. Президент России Владимир Путин огласил свое 7-ое послание Федеральному собранию, в котором обнародовал стратегическую доктрину России. Путин сделал то, чего ждало от него большинство населения все 6 лет его президентства. По сути он открыто сформулировал национальную стратегию. То, что провозгласил Путин в Кремле вполне можно назвать «великой общенациональной программой» или, по меньшей мере, введением в нее.
«Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на «больные мозоли» и будем наступать на них впредь. Но это «мозоли» тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем – за счет общего блага». Хорошие слова, жалко только, что не я их придумал – Франклин Делано Рузвельт, Президент Соединенных Штатов Америки, 1934 год». С этой цитаты Рузвельта Путин начал свое выступление. Можно себе представить, в каких смертных грехах обвинили бы Путина, не сделай он ссылки на автора этих слов. И с кем бы его сравнили…
Напомним, однако, исторический контекст, в котором сам Рузвельт произнес свою знаменитую речь. К концу 20-х годов американская экономика подошла к роковой черте из-за прямолинейного применения либеральных и ультра-либеральных принципов и методов. Сверхбогатое олигархическое меньшинство возвело эгоизм и пренебрежение общественными интересами в догму. Рабочий класс и беднейшие слои населения стремительно нищали. В какой-то момент Биржа рухнула и началась Великая Депрессия.
Самый главный инструмент интеграции в стратегической сфере - ОДКБ, организация, являющаяся фактически прямым военным союзом. ШОС пока ограничивается экономическими и культурными вопросами, но на повестке дня, конечно, стоит и партнёрство в стратегической и оборонной сфере. Вообще, оборонная сфера наряду с энергетикой – это два настоящих российских козыря. У России много карт, но две – тузами: энергетика (нефть и газ) и наш оборонный комплекс. Эти два элемента, по сути, и представляют Россию как самостоятельный субъект в современном глобальном мире.
Для внешнего мира Россия состоит из этих двух частей, всё остальное даётся как бы в нагрузку. Соответственно, с нами считаются как с великой энергетической державой и как с великой военной державой. Поэтому есть два источника нашего развития, получения прибыли, возрастания нашего статуса на мировой арене и нашей роли в решении важнейших проблем современного мира - это энергоресурсы и вооружения.
Другие страны остро нуждаются в наших нефти и газе, а также в нашем вооружении - ракетах, самолётах и другой военной технике. На планетарном уровне мы конкурентоспособны только в этих двух сферах. Почти всем нужны наши энергоресурсы и очень многим вооружение, которое мы производим. Для большого количества стран наше вооружение просто спасительно и является топовым уровнем.
Участие России в «Большой восьмерке» - это признание за Россией статуса великой стратегической и геополитической державы. Это признание объективного положения дел. Россия должна становиться все более и более адекватной, и России необходимо предложить свое видение международной ситуации.
На саммите речь пойдет о борьбе с терроризмом. Россия антитеррористическая держава, и, кроме этого, это энергетическая держава.
От наших ресурсов и энергоносителей в значительной степени зависит экономика Европы. Россия на этом саммите укрепит и подтвердит свой статус - статус великой державы, через реализацию и развитие двух проектов будущего мироустройства. Первое – это роль России в вопросах безопасности и антитеррористической борьбы, и второе – роль России как важнейшей энергетической державы. Оба этих фактора обладают первостепенным значением для всего мирового сообщества и видение Россией этих двух проблем, планы, проекты, карта будущего мироустройства в этих двух узловых вопросах - терроризм и энергетическая безопасность - станет новым словом для всего мира. Россия готовится именно к обнародованию этих двух проектов с тем, чтобы взять на себя определенные обязательства и определенную функцию, миссию в распределении сил. Таким образом, задача России на саммите «Большой восьмерки» напомнить человечеству и странам G8 о своем фундаментальном стратегическом статусе в борьбе с терроризмом и энергетическом статусе в рамках общемировой энергетической системы.
На Украине сложилась в высшей степени интересная ситуация. «Оранжевый Киев» стремительно форсирует вступление Украины в НАТО, а Вашингтон активно способствует этому процессу. Постепенно Киеву, однако, становится ясно, что правовым образом вступление в НАТО состояться не может, так как даже самое лояльное, население Украины в своем подавляющем большинстве в НАТО вступать категорически не хочет.
Значит, вопрос о вступлении в эту организацию, по мнению Ющенко и его окружения, должен произойти революционным путем. Без проведения референдума. Ведь у «оранжевых» уже был прецедент революции. Точно так же возможно поступить и со вступлением в НАТО.
Закон на Украине не действует. Логика тоже. По сути, страна уже живет в режиме атлантистской оккупации. Вопреки Конституции Украины, допускающей присутствие иностранных военных на украинской земле только при соответствующем решении Верховной Рады, президент Ющенко решил провести-таки совместные учения с НАТО в Крыму и Николаеве. Рада такого решения не приняла, а учения начались. Налицо государственное преступление, а по сути - начало оккупации иностранными войсками.
Сценарий учений НАТО в высшей степени показателен. Американские стратеги и геополитики - реалисты и прагматики. Они прекрасно понимают, что никакой единой Украины как геополитической реальности более не существует. Украина состоит из четырех разнородных геополитических образований. Это - Крым, Восточная Украина, Центральная Украина и западенские области - Волынь и Галиция. Все они имеют свою специфику, и их население ориентировано геополитически совершенно по-разному. На этом и построены натовские учения.
На днях Московское бюро по правам человека обвинило лидера Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова в пропаганде националистических идей. В заявлении бюро говорится, в частности, что Лимонов своими высказываниями провоцирует межнациональную рознь в среде молодежи и подростков. Правозащитники призвали правоохранительные органы дать оценку этим высказываниям, однако, очевидно, что тема национализма гораздо сложнее и выходит далеко за рамки компетенции правоохранительных органов.
Вопрос национализма сейчас вообще стоит в центре политической жизни: нарастает волна шовинизма и ксенофобии, что угрожает стабильности общества, экстремизм на национальной почве поднимает голову и со стороны русских, и со стороны других народов России, возникают проблемы миграции из ближнего и дальнего зарубежья, участились убийства и хулиганские действия на национальной и расовой почве. Простыми заклинаниями о «толерантности», «дружбе народов» и «интернационализме» уже не обойтись. На повестке дня выработка последовательной национальной стратегии России, национальной политики.
В РФ проживают сотни коренных народов
В Российской Федерации сегодня проживают сотни коренных народов, миллионы людей коренных национальностей из соседних стран СНГ, проходят обучение или временно проживают тысячи студентов и специалистов из других стран. Такой состав населения требует определенной и четко описанной модели межнациональных отношений, так как в противном случае спонтанные или подготовленные вспышки национализма, которые могут возникнуть в любой момент, способны нанести колоссальный ущерб всей российской государственности.
Если мы попробуем бороться с националистическим экстремизмом, который, увы, набирает силу в нашем обществе, только репрессивными мерами или переводя поляризацию общества по лагерям - «антифашисты»/«фашисты», - мы только загоним болезнь внутрь, подточим основы гражданского согласия, углубим и без того опасную бездну идейного вакуума, в котором оказалось наше общество. Без идеологии, без национальной политики и без определенности в вопросе содержания таких понятий, как «нация», «народ», «государство», «суверенитет», «гражданское общество», «федерализм», Россия дальше развиваться не сможет. Тем более что неуклонно приближается дата 2007 - 2008 годов, когда власти предстоит выдержать серьезное испытание. Вопрос встанет о преемственности курса, а раз так, то народ потребует предъявить ему этот курс - в понятных и недвусмысленных терминах. А это значит, что вопрос о национальной политике будет поставлен ребром.
В такой ситуации, безусловно, поднимет голову и крайний экстремистский национализм, «национализм ненависти». Те внешние (да и некоторые внутренние) силы, которые ненавидят даже намеки на национальное возрождение России, на укрепление державности, на возврат нас на ведущие позиции в мире, не преминут воспользоваться этим явлением для достижения разрушительных, провокационных целей. Это особенно опасно, поскольку сегодня всем очевидно, что «оранжевой революции» с опорой на либерально–демократическую оппозицию в ближайшие годы явно не получится. Популярность западнических ультралиберальных идей в современной России сегодня близка к нулю, и на этой идейной основе никого мобилизовать невозможно.
Слово «народ» мы употребляем постоянно, порой даже не замечая. В нашей Конституции именно народ считается высшей инстанцией, придающей легитимность государственной системе. К мнению народа отсылают нас политики и чиновники, журналисты и специалисты по социологии. Казалось бы, нет ничего яснее понятия «народ». Но стоит приглядеться повнимательнее, и мы поймем, что это слово загадочное и бездонное, наполненное множеством значений, подчас откровенно противоречащих друг другу. Итак, что же такое народ?
Многие удивятся, что у этого слова вообще нет определения. Более того, кроме приблизительного и расплывчатого смысла (народ как население; как совокупность людей, проживающих на одной территории), словари ничего нам не сообщают. Есть политические идеологии, которые вообще отказывают понятию «народ» в праве на существование.
Марксизм утверждал, что народа как такового не существует, а есть классы. Они-то и имеют значение. Либерализм со своей стороны также настаивает, что народа как цельного понятия нет. Есть отдельные индивидуумы, простая сумма которых и называется народом. Т.е. здесь получается, что народ - это то же самое, что люди, совокупность людей.
Даже «демократы», которые получили свое название от греческого слова «демос», т.е. дословно «народ», и те путаются в определении народа, разбивая его на отдельные группы и претендуя на защиту различных меньшинств. Современные «демократы» саму демократию выводят из принципа защиты меньшинств. Сам же «народ» как большинство в их глазах есть нечто подозрительное и чреватое тоталитаризмом. Это значит, что мы не можем даже думать о народе вне политических и идеологических установок. Если же мы все же хотим настоять на своем и пытаемся осмыслить, что такое народ, в частности, что такое русский народ, то мы должны совершить над собой усилие и разобраться в этом поподробнее.
Прошедший месяц стал для Русской Церкви периодом объединительных процессов. Совсем недавно состоялись IV Всезарубежный Собор и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, принявшие решение о молитвенном и литургическом единстве с Московским Патриархатом. На церковном уровне мы ставим точку в «гражданской войне», разделившей наш народ на два непримиримых лагеря.
Постепенно налаживаются наши отношения и с католиками. Недавно глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Рим, совершил освящение храма Святой Екатерины, первой православной церкви в Вечном городе, и встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI.
Отношения нашей Церкви с католиками – это история очень долгая и сложная. И в отличие от внутренних расколов в самом русском православии наши противоречия с Римской курией имеют тысячелетнюю историю и глубокие основания. Исторически мы разошлись с католиками в главном – в отношении к статусу Папы в Церкви.
Противоречия между восточной Православной и западной Католической Церквами носят фундаментальный характер. Отстаивание своей правоты перед лицом католической экспансии уже тысячу лет является неотъемлемой частью православной идентичности. В свое время утверждение «мы православные» подразумевало, что «мы не католики».