Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
В интервью "Правой.ру" философ-традиционалист и политолог Александр Дугин рассказывает о своей идеологической эволюции, жизненном пути, творческих встречах и проектах.
"Правая.ру": Александр Гельевич, далеко не всем читателям "Правой.ру" известна ваша интеллектуальная биография. Каким образом Вы, человек, в годы перестройки входивший в сугубо «староправый» православно-монархический НПФ «Память», уже в начале 90-х годов стали ведущим идеологом российской «новой правой», теоретиком традиционализма?
Александр Дугин: Для начала стоит отметить, что общество «Память» на меня абсолютно никак не повлияло. Напротив, это я пытался повлиять на него.
Мое идейное становление происходило в 79-80-х годах при знакомстве с традиционалистами «третьего пути», такими, как Джемаль и Головин. Поэтому мое становление как личности, как интеллектуала, как мыслителя, как метафизика, как политика, как идеолога было именно традиционалистским.
Отрицание парадигмы современности и поиск альтернатив в отношении этой парадигмы современности, основанный на личном экзистенциальном драматическом отторжении того мира, в котором я проснулся в конце 70-х, было смыслом моего пути. Мне было 17-18 лет, и я увидел мир абсолютно пустой и отвратительный. Эта пустота должна была быть чем-то заполнена. Альтернативы, которые мне предлагались - интеллигенция с Окуджавой, полудиссиденты, читающие Солженицына, вялые конформистские православные - эту пустоту никак не заполняли, казались мне бесплотными немощными тенями на фоне гигантского разлагающегося советского свиного трупа. Единственное, что эту гигантскую внутреннюю пустоту, которая у меня была, смогло заполнить, - это полное отторжение всего современного в рамках ультрареволюционного традиционалистского нонконформного интеллектуализма Генона и Эволы. Это была идеология, которая отрицала современный мир, Новое время, эпоху Просвещения и её последствия в целом. И, в частности, как одно из проявлений, коммунизм, советизм. Вместо этого предлагался радикальный возврат к Традиции, к безоговорочному признанию несравнимого превосходства традиционного общества – с его культами, с его пропорциями, с его кастами и обрядами, с его метафизикой и с его инициацией.
Одно из основных широко обсуждаемых в прессе и обществе событий последнего времен и - пресс-конференция Президента России. Наш сегодняшний собеседник Александр Дугин - руководитель Центра геополитических экспертиз экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при ГД РФ, основатель российской геополитической школы, автор монографий, учебников и статей по геополитике, доктор политических наук.
"Рязанские ведомости": Как Вы могли бы прокомментировать пресс-конференцию Президента в целом? Какие основные темы Вы бы выделили в ответах Путина?
Александр Дугин: Яснее и полноценнее всего на встрече были очерчены основные моменты именно внешней политики России. Из ответов Путина легко составить картину внешнеполитической доктрины, которая до последнего времени была довольно расплывчатой и для экспертов, и для электората.
Впервые Путин дал понять, каким он видит место России в контексте Большой Восьмерки. А именно это позволяет понять, каким видит Кремль отношения с Западом и всем остальным миром.
Главное - это озвученная Президентом решимость сделать Россию самостоятельным и влиятельным игроком планетарного масштаба и вывести страну в разряд великих мировых держав.
Отвечая на вопрос о прозвучавших протестах некоторых западных политиков против председательства России в Большой Восьмерке, Владимир Путин ответил о понимании главных лидеров Восьмерки необходимости участия в ней именно России.
Александр Дугин - философ, политолог, руководитель Центра геополитических экспертиз и лидер Международного "Евразийского движения". В своих публикациях и исследованиях он сочетает достаточно радикальные политические идеи и попытки глубинного культурного и философского анализа. Темами работ Дугина становятся как религиозные организации и политические движения, так и сферы искусства и литературы. О концепциях "евразийства" и "атлантизма" применительно к межрелигиозным и межконфессиональным отношениям, о перспективах сближения Церквей, а также о роли этики в современном мире с Александром Дугиным беседовал корреспондент "НГ-Р".
"НГ-Религии": Александр Гельевич, вы часто пишете о евразийской преемственности Киевской Руси, СССР и нынешней России. Хочется спросить, как евразийство проявлялось, например, в Киевской Руси и в каком виде существовал тогда атлантизм?
Александр Дугин: Если говорить о конце первого тысячелетия, то противостояние атлантического и евразийского импульса в христианском мире в основном фиксировалось в зреющем и нарастающем противостоянии между православием и католицизмом, между Византией и странами, которые к ней геополитически примыкали, и католическими странами, ориентированными на Рим.
Православие лежит в основе национальной истории России и восточноевропейских стран. Католичество же в большей степени определило культурно-социальный облик Западной Европы. Между этими двумя культурными полюсами напряжение существует с VIII века, если не ранее. Тогда евразийство в христианском контексте было тождественно византизму, атлантизм был воплощен в католицизме.
Это выражалось не только в собственно политических, национальных и государственных интересах, но и в нюансах догматического творчества. Между католичеством и православием существует не только догматическая, но и цивилизационная разница.
Интервью Дугина | ''Op.Ec.ru'' | ''К мобилизационной экономике можно принудить путем репрессий, и я считаю, что это выход'' | 15.02.200615 фев 2006, 21:17
Александр Дугин: "К мобилизационной экономике можно принудить путем репрессий, и я считаю, что это выход"
"OpEc": Александр Гельевич, на недавней встрече с президентом ТПП Евгением Примаковым, Путин пообещал на ближайшей встрече с членами правительства, вернуться к вопросу о передаче избыточных функций государства в другие структуры. После того, как была проведена инвентаризация избыточных функций государства, все остановилось, хотя предполагалось, что государство должно быстро от них избавиться.
На данный момент мы можем, пожалуй, говорить о том, что мы имеем менее мобильную структуру власти, чем она была до начала административной реформы. Почему все заморозилось, ведь все же было подготовлено, и если сейчас Путин опять начнет этот процесс, приведет ли это к положительным изменениям?
Александр Дугин: Инвентаризация функций государства, и определение того достаточны ли они или избыточны, является в первую очередь и исключительно проявлением идеологии правящей верхушки. Нет такого понятия как «избыточный или недостаточный набор государственных функций», пока мы не определимся, с каким государством имеем дело. Есть две точки зрения на современное государство и сферу его функций: социал-демократическая, согласно которой чем больше государство занимается различными вопросами в сфере управления, перераспределения ресурсов, налогов, социального обеспечения и т.п.– тем лучше, и либеральная, в соответствии с которой чем меньше государство сосредоточивает в себе управленческих и организационных функций, тем лучше. Это две модели государства: европейская социал-демократическая и американская либеральная. Это две идеологии. Только в рамках этих идеологий и можно сказать, достаточно или недостаточно функций сосредоточено в руках у государства. Принципиальным моментом является то, что в России ясности относительно того, каковы задачи государства, нет ни у кого.
"ЛГ": Александр Гельевич, каковы глубинные причины этого громкого и на первый взгляд весьма странного «спора»? Что это – давно обещанное политологами начало глобального конфликта цивилизаций? Противостояние поборников ислама и «религии прав человека»?
Александр Дугин: Нынешнее противостояние зачастую пытаются описать как конфликт исламской и христианской цивилизаций. В действительности же оно основано на фундаментальном кризисе либеральной идеологии, сформировавшейся в эпоху Просвещения и ставшей доминирующей в Европе и на Западе в целом, – идеологии изначально светской, антихристианской и антирелигиозной вообще. Она являет собой ось мировоззрения западного человечества. Христианство за 300 лет эпохи модерна на Западе сошло почти на нет и как мощное религиозное движение, как фактор общественной жизни, как политическая сила не проявляет себя.
Адепты либерально-демократической идеологии уже забыли о её антирелигиозной сущности и сейчас, в эпоху глобализации, когда дал о себе знать массовый приток мусульман-иммигрантов в Европу, сталкиваются с новым вызовом. Христианство на Западе эта идеология победила, уничтожила (как, кстати, уничтожила основы православия советская идеология, тоже выходящая из Просвещения и принадлежащая к секулярному, светскому типу), однако в мусульманском мире либерализм не утвердился, никоим образом не пустил свои корни. Исламское общество находится в совершенно иной фазе общественного развития.
Поэтому сейчас мы наблюдаем столкновение не исламской и христианской цивилизаций, а антирелигиозной идеологии современного Запада с религиозными чувствами мусульман. Христиане здесь ни при чём, они давно уже стали коллективной жертвой этого либерально-секулярного мировоззрения, и им право голоса не дают. Но чтобы как-то мобилизовать разложившееся, гедонистическое западное общество, состоящее из потребителей, извращенцев, этаких развальных технологов, меняющих пол и профессии, работников третичного сектора – парикмахеров, адвокатов, программистов, – обращения к Робеспьеру, Марату, правам человека явно недостаточно.
Александр Дугин, лидер Международного "Евразийского движения", специально для KM.RU высказал свое мнение по поводу «карикатурного скандала».
«В истории с карикатурами есть несколько аспектов. С геополитической точки зрения легко увидеть за данным скандалом руку США. Эту руку США следует, впрочем, видеть повсюду - это не паранойя, но прямое следствие из открытых претензий Америки на глобальный контроль. К тому, кто заявляет о таком контроле, и предъявляются все претензии. Вполне логично», - сказал Дугин.
По его словам, «в данном случае Вашингтон только выигрывает от возрастающих противоречий между Европой и исламским миром. Европа - экономический конкурент США. Исламский мир - идеологический противник нового американского империализма. Если бы эти две силы сомкнулись, Соединенные Штаты получили бы очень серьезного и динамичного противника - со своей собственной геополитической повесткой дня. Альянс Европы с исламским миром дал бы принципиально новую силу и подорвал бы влияние Америки как в Европе, так и на Ближнем Востоке».
«По принципу «кому выгодно, тот и замешан» вполне можно найти в этой истории американский след. А для Вашингтона с его прямым влиянием на Западную Европу через атлантистские структуры и круги европейских ультралибералов, с его контролем за определенными радикальными кругами исламского фундаментализма, поспособствовать подобной провокации было совсем не трудно», - заметил Александр Дугин.
«Вместе с тем, данный конфликт обнаруживает и более глубокие реалии. Мы уже как-то подзабыли, что современная западноевропейская культура в основе своей является не просто секулярной, светской, но и антирелигиозной. Эпоха Просвещения начиналась с атаки на традицию и религию. А именно на христианскую религию. Современный Запад прошел за последние века большой путь по осмеянию и дискредитации своих собственных святынь. И те, кто был против этого (например, сторонники Вандеи), пролили не мало крови, пытаясь защитить от таких карикатуристов и насмешников христианскую веру своих отцов», - добавил Дугин.
"КП" расспросила российских философов, готовы ли они поуправлять нашим Стабфондом, в котором уже больше триллиона рублей. Недавно в Норвегии распорядителем Фонда будущих поколений стал философ. А нашим такое слабо?
Философ Александр Дугин: Здорово поступили норвежцы! Потому что философ - единственный представитель общества, который по определению не связан с коррупцией. Чиновник же всегда связан карьерой и политической ситуацией. Материальное для философа стоит на последнем месте. Только он привит вакциной от коррупции. Поэтому Стабфонд России можно доверить философам...
"КП": А кому конкретно, не подскажете?
Александр Дугин: Как кому? Мне, конечно! Я точно не разворую. Первым делом замерю реальные интересы народа. Потом нужно усилить наше влияние на другие страны. Повысить обороноспособность, внимательно присмотреться к сфере высоких технологий и прекратить гнать за рубеж сырую нефть.
"КП": Да у нас каждый четвертый - бедный! Какие тут высокие технологии, когда в желудке пусто?!
Александр Дугин: А вот здесь я согласен с правительством. Я не спешил бы раздавать деньги всем больным и нуждающимся. Это тупик. Накормить всех мы сможем, только создав конкурентоспособное государство. А оно без высоких технологий и крепкой армии не появится.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе были представлены три варианта развития России на ближайшие 20 лет. Условные названия: "Нефтяное проклятие", "Долгий марш", "Возрождение". Первый сценарий предполагает развитие нашей страны исключительно в качестве мирового источника энергоресурсов. Второй - постепенный переход к развитию других секторов экономики. Третий - стремительное реформирование государства. Какой из этих трех путей наиболее приемлем для России? Об этом размышляют участники сегодняшних традиционных известинских "Дебатов".
Василий Дума, член комитета Совета федерации по природным ресурсам: Я сам нефтяник, но, к моему глубокому сожалению, Россия пойдет по пути развития "нефтяной иглы". Я бы этого не хотел, потому что последние 7-8 лет цены на все энергоносители растут и наша страна строит весь свой бюджет только на цене на нефть. Ничего не развивается: ни автомобильная промышленность, ни сельское хозяйство. Мы добываем нефть, но как страна третьего мира все оборудование, начиная с буровых и заканчивая компьютерами, ввозим из-за границы - ничего нового не строим. С такими ресурсами, как у нас, мы должны быть высокотехнологичной страной, должны понимать, что недра - непостоянны, и они исчерпаемы.
Вячеслав Дудка, губернатор Тульской области: Я считаю, что Россия пойдет по пути "Возрождения" - это самый рациональный путь. Задача разработки стратегии перехода на инновационный путь развития была поставлена президентом еще в апреле прошлого года, и именно тогда было сказано о том, что наукоемкие производства должны быть приоритетными. Наша экономика не должна в такой большой мере зависеть от экспорта сырья, и условия для этого есть во многих регионах. У России есть возможность мобилизовать интеллектуальные ресурсы и стать лидером на рынке интеллектуальных продуктов. Я уверен, наиболее перспективными являются именно высокие технологии. Конкурентоспособность в этой сфере основывается на богатейших традициях, накопленных в области научно-исследовательских и опытно-констукторских работ.
За рамками прямой трансляции пресс-конференции президента остались несколько важных заявлений, которые мы публикуем с комментариями экспертов.
О "записных советологах"
Владимир Путин: Есть "записные советологи", которые не понимают того, что происходит в нашей стране, не понимают меняющегося мира. И с ними бесполезно дискутировать, потому что они просто отрабатывают линию поведения. Ну что можно сказать таким людям? С ними даже не нужно вступать в дискуссию, потому что, дискутируя с ними, мы только помогаем им достигать тех целей, которые они перед собой ставят. Они заслуживают только одной маленькой реплики: «Тьфу на вас!» - и всё.
А что касается серьезной критики - мы в ней заинтересованы, потому что она дает нам возможность обратить внимание на ошибки, которые мы делаем, сконцентрировать ресурсы на действительно важных проблемах.
Мнение эксперта
Александр Дугин, политолог: Мне кажется, что подобную лексику может себе позволить только президент большой, могучей, независимой и свободной страны. Поскольку под словами «записные советологи» имеются в виду архитекторы глобальной американской имперской политики. Это не какие-то маргиналы, а архитекторы нового мирового порядка. Проще говоря - Путин плюнул на Вашингтон. Плюнут ли в ответ американцы - посмотрим.
Как писали два советских классика, «в СССР евреи есть, а "еврейского вопроса" нет». Не знали русский писатель Петров и еврейский писатель Ильф, что через 90 лет «еврейский вопрос» в России опять будет поставлен ребром.
Очередные русско-еврейские прения начинались с эпистолярных упражнений. В феврале прошлого года появилось так называемое «письмо 500», подписанное депутатами и деятелями культуры. А 11 января нынешнего 20-летний москвич Александр Копцев ворвался в синагогу с ножом и устроил резню.
Михаил Назаров, историк, автор "Письма 500": Думаю, что зацикливаться на этом преступлении нет смысла. Из истории других подобных случаев мы знаем, что еврейская сторона часто использует их как прием в борьбе против патриотов. Например, в одном российском городе была разрушена синагога, и на суде выяснилось, что сами евреи наняли человека для этого. Во Франции прошли погромы на еврейских кладбищах, народ вышел на демонстрации протеста во главе с президентом. А потом выяснилось, что сын раввина разрушал эти могилы. Так что я и здесь не поручусь, что это не подобие поджога Рейхстага. Я предлагаю лучше подумать: кому это выгодно?
Цитирую французского писателя-еврея Бернара Лазара: «Проблемы евреи имели со всеми народами. Везде возникал антисемитизм. Причину его нужно искать не в этих народах, а в нас самих». Это честный подход. И цель нашего «Письма 500» была в том, чтобы обратить внимание на первоисток конфликта еврейской диаспоры с народами стран, в которых она проживает. Давайте призовем еврейские организации отказаться от этой книги и способствовать тому, чтобы не появлялись идиоты, которые могут сделать из нее... примитивные выводы, как это, возможно, было сделано в синагоге на Большой Бронной.