Поэтому Киевская Русь, как часть восточного православного мира, как духовная часть Византии, принадлежала к евразийскому полюсу. Католицизм - явление западноевропейское. Православие - евразийское. Католики - еретики и всегда будут для православных народов еретиками, как и мы для них.
"НГ-Религии": А есть прецеденты, когда народы, несмотря на различия, каким-то образом все же объединялись?
Александр Дугин: Конечно, например в империи. Любая империя, как правило, состоит из многих царств, которые объединены в общее стратегическое пространство. Например, римляне, устанавливая свое стратегическое господство, позволяли галлам, германцам, народам Ближнего Востока продолжать сохранять свою культуру.
Вспомним ту же Иудею, бывшую под римским владычеством. Там был царь Ирод, был Синедрион, как мы помним из евангельских историй. Целая культура, народ, отдельный мир иудаизма существовал в рамках этой империи. Империя в позитивном смысле - это "цветущая сложность", единое стратегическое пространство при сохранении внутренних различий.
"НГ-Религии": Но и сегодня Ватикан стремится к некоторому сближению, которое может привести к объединению Восточной и Западной христианских Церквей... Что вы думаете по этому поводу?
Александр Дугин: С точки зрения церковного права существует концепция "канонических территорий", то есть областей, где по взаимной договоренности осуществляется не просто окормление членов той или иной Церкви, но активная прозелитическая, проповедническая деятельность. Есть такая территория у православия, есть она и у католичества.
Нынешние действия Ватикана грубо нарушают баланс церковной политики. Это аналог "расширения НАТО на Восток", акт выражения враждебности относительно Русской Православной Церкви, православной цивилизации. Речь не идет об удовлетворении нужд католиков - они и так удовлетворены. Речь идет о фактическом объявлении России "зоной активного прозелитизма", "территорией прямых жизненных интересов Ватикана".
Такое обострение ситуации с геополитической точки зрения приведет лишь к обострению межконфессиональных и межцерковных отношений. Это выгодно только тем силам, которые всячески хотят сорвать, саботировать развитие российско-европейских связей, то есть собственно подлинных подвижек в сторону создания евразийской империи. И такой силой, безусловно, являются США.
"НГ-Религии": Что вы думаете о религиозном воспитании в школах?
Александр Дугин: Считаю, что это крайне необходимо. Детям сейчас сложно. Им в церкви говорят одно, учителя говорят другое. Сейчас много сект, которые лезут в образование. Это весьма опасно. Я думаю, что надо унифицировать процесс религиозного образования. Хотя, конечно, надо предоставлять возможность выбора: мусульмане пусть изучают Коран, буддисты - учение Будды. Убежденные атеисты, например, имеют право на то, чтобы их детей обучали в атеистическом духе. Но надо обязательно разрешить преподавание Закона Божия в школе для православных. Другое дело - нельзя этого навязывать.
"НГ-Религии": По вашему мнению, существует какая-то возможность противостоять тому нравственному злу, которое нас окружает?
Александр Дугин: Конечно, это очень легко. Просто надо сделать определенный поворот, к примеру, как в Иране, хотя там есть некоторый перекос. В Израиле, например, традиционалистские силы добивались запрета фильмов о динозаврах, которые противоречат концепции сотворения Адама и Евы.
Конечно, агрессия внешнего атлантистского безбожного мира, который многие православные отождествляют с Антихристом, очень сильна. Эта атлантистская агрессия воздействует на нижние инстинкты, и это просто.
Я считаю, что религиозное воспитание в школе - это нравственный императив. Надо обучать людей благочестию. Это понятие у нас сейчас осмеяно.
Происходящее вокруг - это антиблагочестие, пропаганда греха. Причем такое отношение к происходящему в современном мире в равной мере характерно для всех традиций. Ведь на то мы и люди, чтобы противостоять злу всеми своими нравственными силами.
Беседовал Дмитрий Вебер