Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
После безуспешных антипрезидентских митингов в Азербайджане и успешной "революции роз" в Грузии эстафету подхватили армянские оппозиционеры. Они требуют провести в республике референдум о доверии президенту Роберту Кочаряну.
Многотысячная толпа перекрыла главную улицу Еревана - проспект маршала Баграмяна. Начался митинг вблизи президентского дворца и парламента Армении. Власть оперативно ответила жесткой спецоперацией по вытеснению манифестантов. Между полицией и демонстрантами произошли столкновения, несколько человек получили ранения. Ответственность за кровь стражи порядка возлагают на демонстрантов. Часть арестована. Но оппозиция намерена продолжить акцию до тех пор, пока не будет выполнено ее главное требование - отставка действующего главы государства.
Можно ли сравнивать волнения в Армении с грузинской "революцией роз"? "На примере событий в Закавказье мы видим, как Америка продолжает реализовывать свою программу по активному выдавливанию России из постсоветского пространства", - считает известный политолог Александр Дугин.
И все же есть существенное отличие. "Армения - главный стратегический союзник России в Закавказье, она из всех трех закавказских государств наиболее интегрирована в военные и экономические структуры СНГ, - утверждает Александр Дугин. - Плюс ко всему Армения существенно богаче, чем Грузия, ее население не так страдает от экономических неурядиц. К тому же страна имеет весьма влиятельную, состоятельную диаспору в России, которая настроена на 100 процентов "промосковски".
Интервью Дугина | Опросы КП и ''Коммерсанта'' | 13.04.200414 апр 2004, 12:45
В письме Ходорковского к Путину чья рука была последней?
Александр Дугин, лидер Международного "Евразийского Движения":
- Статью написал либо Ходорковский, либо его спичрайтеры. Но важно не это, а
то, что он согласен с содержанием, значит, он изменился и теперь призывает
олигархов подписаться под этой статьей и под своим покаянием.
Станислав Белковский, член Совета по национальной безопасности:
- Моей руки там нет. По моим данным, Михаил Борисович вовсе не отрекается от
этого письма. Он говорит, что сам не писал, а изложил идеи помощникам, и они
написали по его поручению. А разговоры о том, что он не писал, активно
распространяются Невзлиным, который заинтересован в том, чтобы дискредитировать
статью Ходорковского.
Надо ли оставлять наших в Ираке?
Александр Дугин, политолог:
- Там будет страшная война, поэтому мирных российских граждан
необходимо срочно эвакуировать. А военных советников нужно оставить:
рисковать - их профессия. В любом случае Россия уходить из этого региона
не должна.
Михаил Маргелов, глава Комитета Совета Федерации по международным
делам, член Высшего совета Международного "Евразийского движения":
- Разумеется, да. Мы из Ирака не уйдем никогда. Это зона наших
интересов. Как экономических, так и военно-политических. Мы никогда не
стреляли в арабов. И у арабского мира нет более надежного партнера, чем
Россия.
Так уж повелось, что действующий президент России Владимир Путин предпочитает общаться со своей страной, используя намеки. Тем более, когда окружающие начинают задаваться вопросами: куда собственно ведет народ его избранный глава? От Путина невозможно дождаться рубленной четкости советских пятилетних планов, взамен передается система знаков, разгадать которые в подавляющем большинстве случаев удается лишь пост-фактум. Сегодня подвести итог "кроссвордам" периода первого президентского срока ВВП, а заодно попытаться разгадать уже обозначенные "кадровые головоломки" второго четырехлетия, мы предоставили возможность политологу Александру Дугину.
- Первый вопрос, Александр Гельевич, в большей степени относится к завершающемуся политическому циклу. Не находите, что Владимир Путин как-то слишком беспощадно обошелся с наследием, оставленным ему - преемнику - президентом Борисом Ельциным?
- Не думаю, что имела место ненависть, хотя систему, сложившуюся в эпоху Бориса Ельцина должен ненавидеть любой порядочный человек. Ельцин был функцией, он разрушал все старое - советское. Но взамен получилось только уродство - система, основанная на принципах исторического нигилизма: отрицание ради отрицания. Установилось практически внешнее
управление страной: Запад всегда прав, копировалась американская система взаимоотношений, к власти были приведены худшие представители общества - низы, либо ультра-коррумпированные чиновники. Уверен, что Ельцин передал Путину власть только по одной причине - он сам понимал, что вся его система абсолютно нежизнеспособна. По логике вещей она могла смениться только своей полной противоположностью - диктатурой, где у самого Ельцина было бы только одно место - на виселице. Проектом "Путин" прежний президент спасал лично себя, плюс членов собственной семьи. Семьи не в широком смысле, как ее привыкли трактовать, а именно родственников. На остальное и остальных этот компромисс не
распространялся.
Усиление государственнических настроений в нынешней российской власти давно заметно невооруженным глазом. Поэтому неудивительно, что идеи неоевразийцев и их лидера Александра Дугина вызывают все больший интерес у общества и некоторых политиков. "НГР" попытались выяснить, как этот мыслитель, евразиец по убеждениям и старообрядец по вере смотрит на различные проблемы религии и оценивает ее значение для сегодняшней России.
- Александр Гельевич, чем исповедуемое вами евразийство отличается от классического евразийства русских эмигрантов 1920-1930-х годов?
- "Старое" или "историческое" евразийство, связанное с именами Николая Трубецкого, Петра Савицкого, Николая Алексеева, Георгия Флоровского, было интереснейшим и парадоксальным идейным течением, глубоко консервативным по духу и содержанию, но модернистским (революционным) по форме. Евразийцы переосмыслили события 1917 года в отличном от большинства консерваторов диалектическом ключе. Опознали в большевиках прямых наследников древнерусского имперостроительства.
Это было причудливое, но крайне проницательное учение, которое на тот момент представляло собой не более чем набор философских, религиозных и геополитических интуиций, не выраженных в систематической доктрине.
Второй этап развития евразийских идей был представлен разработками Льва Гумилева. А третий начался в середине 1980-х годов, когда я и круг моих последователей обратились к наследию указанных авторов. Это было вызвано не только историко-философским, "архивным" интересом. Мы приняли евразийство как мировозрение и сделали его своей идеологией.
Мы привнесли в евразийство гигантский геополитический инструментарий, а также фундаментальный пласт традиционализма, европейского по происхождению, но антиевропейского по духу. Была разработана теория "экономики больших пространств". В ответ на явление глобализации мы создали доктрину "многополярности" - "альтер-глобализации" или "региональной глобализации". Мы начали участвовать в политической жизни России и вскрыли колоссальные закономерности политики - непонятные и неизвестные ранее.
Мы приняли евразийство как мировоззрение и сделали его своей идеологией, говорит лидер международного "Евразийского движения", философ Александр Дугин
Интервью Дугина | Зеркало-РТР | Полномасштабный террор | 28.03.200428 мар 2004, 11:43
ПОЛНОМАСШТАБНЫЙ ТЕРРОР
Александр Дугин в программе Николая Сванидзе “Зеркало” , РТР
Александр Дугин: Террористическая организация “Хамас” имеет, как минимум, два крыла: одно более умеренное, - оно было представлено престарелым шейхом Ясином, который, как вы знаете, был слепой, с трудом двигался и считался духовным исламским авторитетом. И есть так же более жёсткие представители “Хамаса”, которые всегда требовали вообще ничем неограниченного террора против оккупационного, как они говорят, правительства Израиля. Следовательно, удар нанесённый по Ясину предполагает, что к власти в организации “Хамас” теперь придут более радикальные лидеры, лидеры, которые действительно готовы будут развязать полномасштабный террор против Израиля.
Николай Сванидзе: То есть по этой логике Ясин был человеком, с которым ещё можно было хоть как-то договориться. Теперь, получается, не с кем. А спираль насилия, уже со стороны палестинцев, начнёт раскручиваться, и мало тогда не покажется.
Владимир Лукин: Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что ценность человеческой жизни на израильской стороне значительно выше, чем на палестинской. И где гарантии того, что самые жёстокие меры с израильской стороны приведут то ли к испугу, то ли к ступору, то ли к тому, что палестинцы признают, де факто, те условия, которые предлагаются. Я не вижу таких гарантий. Там ценность жизни меньше, такова культурная парадигма.
Выдаст ли Катар наших чекистов? Вот главный вопрос, которым на этой неделе задавались наши пишущие коллеги. При этом все издания дружно отметили, что официальные власти России категорически опровергают их причастность к покушению на Яндарбиева.
Дугин: Американцы были недовольны гибелью Яндарбиева, и фактически помогли вскрыть наличие российской спецслужбистской агентуры. Я не думаю, что катарские спецслужбы настолько эффективны, что смогли так легко обнаружить и разоблачить наших агентов.
Чеченское общество очень сложное, в нём есть кланы, между ними существуют противоречия, и, скорее всего, устранить Яндарбиева решил кто-то из своих. Наши спецслужбы об этом знали, но не сделали ничего, чтобы спасти Зелимхана Яндарбиева. Это, наверное, можно предъявить в качестве обвинения, но то, что наши спецслужбы сами организовали эту ликвидацию надо ещё доказать.
Америка всё больше и больше утрачивает контроль за арабским миром, арабский мир ищет контактов с Россией, поэтому Америка всякий раз находит повод, чтобы поссорить, или хотя бы замедлить сближение между Россией и арабским миром – это покушение имеет геополитическое обоснование. Поэтому покойный Яндарбиев – он особо даже не причём. На фоне таких частных моментов разыгрываются крупные геополитические столкновения.
Интервью Дугина | Газета ''Понедельник'' | Грядёт просвещённая путинская опричнина | 26.03.200426 мар 2004, 01:31
Грядёт просвещённая путинская опричнина
Опубликовано в газете «Понедельник», (г.Киев)
- Чему будут посвящён новый срок президентства Владимира Путина?
- Сейчас все говорят о приемнике, но я думаю это вообще не вопрос. Ельцинская власть системой не была – для неё тема преемства была принципиальной. За четыре года Владимир Путин создаст «путинскую систему». Эта система не связана с личностями. Как будет решена тема продления «путинской системы» за границы 2008 года не столь принципиально. Может быть изменение Конституции, Россия может объединиться с Казахстаном в «Евразийский Союз», может быть найден строго адекватный человек и т.д.
Первая задача путинского четырёхлетия – интеграция пост советского пространства, в одиночку Россия своего суверенитета в условиях глобализации не сохранит, как и никто другой из стран СНГ. Москва сейчас не в том состоянии чтобы завоевывать соседние страны, речь идёт о взаимовыгодном альянсе, построенном на уважении сторон. Эта интеграция не носит антизападного, антидемократического характера, не имеет колониальных поползновений.
Опыт наших стран вполне сопоставим. Россия и Казахстан - две гигантские евразийские державы с культурной, экономической, этнической, социальной спецификой схожи между собой. По многим направлениям Россия, безусловно, опережает Казахстан, как ядро, в прошлом, Советского Союза и новой конструкции – СНГ. Среди стран СНГ, на мой взгляд, именно Казахстан по-настоящему позитивно конкурирует с Россией. Под руководством Назарбаева и сложившейся элитной структуры Казахстан уже по многим параметрам догоняет, а кое-где и обгоняет, Россию. При этом речь идет о созидательной конкуренции, которая не предполагает стремления любой ценой выйти из контакта с Россией, построить что-то вопреки России, как, например, это наблюдается порой в политических процессах Украины, тоже братской, близкой нам страны.
Таким образом, на мой взгляд, Казахстан демонстрирует то, каким образом могли бы и должны были бы развиваться экономико-социальные процессы во всех остальных странах СНГ, в том числе в России. Казахстан более последовательно проводит евразийскую политику во внешней сфере, во внутренней сфере. Надо констатировать, что Казахстан проводит экономические реформы очень последовательно, без рывков и внутренних политических потрясений, он обладает колоссальной инерцией развития, которая отражена в отчетном докладе Назарбаева. Его Послание – взгляд не только в прошлое, но в будущее. Это взгляд в будущее уверенного политика, живущего в уверенной стране, развивающейся в уверенном евразийском направлении. Мне кажется, что даже сам удивительно оптимистичный тон этого Послания, все впечатляющие цифры, которые в нем приводятся относительно действительно реальных успехов в развитии экономической инфраструктуры общества, социальных достижениях, показывают, насколько ценным и практически полезным является евразийство, примененное в политической сфере.
Рада Украины приняла закон, разрешающий НАТО ввод войск в страну, а президент в это время общался с Путиным в Ново-Огарево. Подпишет ли Кучма этот закон и как будут развиваться отношения между нашими странами?
Александр Дугин, лидер международного "Евразийского движения":
- Я думаю, что украинский парламент сделал это как раз в пику новому сближению Кучмы с Путиным. Есть две версии отношения Украины и России с Западом. Первый вариант: Россия и Украина согласуют свою позицию по вступлению в НАТО и Евросоюз и вступают блоком. Сторонники этого варианта - президенты Путин и Кучма. Вторая модель: интеграция Украины в Запад вопреки России. Это, согласитесь, два разных сценария. Парламент Украины, идя на поводу у русофобов и украинских националистов, настаивает, вопреки позиции большинства украинского народа (!) и Кучмы, на односторонней интеграции Украины в НАТО. Вот в этом вся проблема. Думаю, что скорее всего Кучма не подпишет это решение, хотя оба президента, и наш и украинский, предлагают развивать сотрудничество с НАТО и с Европой. Здесь, конечно, вопрос однозначен: либо вместе с Россией, либо против России. Кучма, как я уже говорил, считает, что лучше вместе - в НАТО, а его оппозиция, в основном Ющенко, придерживается другого мнения.
По словам представителя папы римского, визит в Россию Иоанна Павла II против воли РПЦ пока невозможен. Нам необходим этот визит?
Александр Дугин:
- Нет, он нам совершенно не нужен. Этот визит будет возможен только при соблюдении жёстких условий: отсутствие католического миссионерства на канонической территории православной церкви, отказ католиков поддерживать антиправославные тенденции на Украине и прекращение интриг со стороны патриарха Константинопольского Варфоломея. Представителю папы римского кардиналу Вальтеру Касперу были изложены эти идеи при встрече с владыкой Кириллом, и, в принципе, он оценил доброжелательность нашей позиции.
В гостях: Александр Гольц, Глеб Павловский, Александр Рыклин, Александр Дугин
Ведущие: Алексей Воробьев
2 марта 2004 года
В прямом эфире "Эхо Москвы" Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики, Александр Дугин, руководитель Центра геополитических экспертиз, Александр Рыклин, зам. главного редактора "Еженедельного журнала" и Александр Гольц, зам. главного редактора "Еженедельного журнала"
Эфир ведет Алексей Воробьев
А.ВОРОБЬЕВ: Сегодня мы обсуждаем новый курс президента с нашими гостями - моими коллегами из "Еженедельного журнала" Александром Рыклиным и Александром Гольцем, плюс Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики и Александр Дугин, глава Центра геополитических экспертиз. Я сегодня читал статью г.Дугина в "Ведомостях" - вы все назвали техническим – Госдуму, Совет Федерации, правительство, которое вскоре будет сформировано, даже М.Ходорковского вы назвали не пожелавшим становиться техническим олигархом. В чем смысл вашей позиции?
А.ДУГИН: Полагаю, что на самом деле сейчас мы присутствуем в исторический момент переломного пути путинского правления. На первом этапе, в первый срок, он, в общем-то, разгребал завалы предшествующей политической системы, где каждый участник - и правительство, и Дума, и Совет Федерации, и олигархи представляли собой более или менее независимую фрондирующую силу, опоясывающую президента определенными обязательствами, условиями, входящую с ним в некие переговоры, договорные отношения, - это все осталось наследие от Березовского, Ельцина, предшествующего этапа. И сейчас он постепенно, за 4 года, разгреб эти завалы, вывез со стройки мусор от предшествующего развалившегося здания, и стоит заново. Техническими все эти институты являются не потому, что они послушны или безлики, - просто они перестали выполнять функцию предшествующего периода и начинают служить как бы президенту и его новому курсу. То есть они стали управляемыми, не элементами, с которыми надо договариваться, а инструментами, которыми надо управлять. И фактически набрав себе полный пул этих инструментов, Путин, на мой взгляд, вот-вот начнет реализовывать по-настоящему свою истинную программу – созидательную, строительную, конструктивную.
А.ВОРОБЬЕВ: И инструмент для этого – вертикаль, превратившаяся в точку?