Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Поиск 
 
                             

19 апреля, пятница Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта
    [схема проезда]
  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи

    Русская вещь

    Евразия-ТВ
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Рейтинг@Mail.ru
    Интервью Дугин | НГ-Религии | Возврат к религии через традицию | 07.04.2004 Напечатать текущую страницу

    ВОЗВРАТ К РЕЛИГИИ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИЮ

    Опубликовано в газете "НГ-Религии"

    Даниил Щипков

    Усиление государственнических настроений в нынешней российской власти давно заметно невооруженным глазом. Поэтому неудивительно, что идеи неоевразийцев и их лидера Александра Дугина вызывают все больший интерес у общества и некоторых политиков. "НГР" попытались выяснить, как этот мыслитель, евразиец по убеждениям и старообрядец по вере смотрит на различные проблемы религии и оценивает ее значение для сегодняшней России.

    - Александр Гельевич, чем исповедуемое вами евразийство отличается от классического евразийства русских эмигрантов 1920-1930-х годов?

    - "Старое" или "историческое" евразийство, связанное с именами Николая Трубецкого, Петра Савицкого, Николая Алексеева, Георгия Флоровского, было интереснейшим и парадоксальным идейным течением, глубоко консервативным по духу и содержанию, но модернистским (революционным) по форме. Евразийцы переосмыслили события 1917 года в отличном от большинства консерваторов диалектическом ключе. Опознали в большевиках прямых наследников древнерусского имперостроительства.

    Это было причудливое, но крайне проницательное учение, которое на тот момент представляло собой не более чем набор философских, религиозных и геополитических интуиций, не выраженных в систематической доктрине.

    Второй этап развития евразийских идей был представлен разработками Льва Гумилева. А третий начался в середине 1980-х годов, когда я и круг моих последователей обратились к наследию указанных авторов. Это было вызвано не только историко-философским, "архивным" интересом. Мы приняли евразийство как мировозрение и сделали его своей идеологией.

    Мы привнесли в евразийство гигантский геополитический инструментарий, а также фундаментальный пласт традиционализма, европейского по происхождению, но антиевропейского по духу. Была разработана теория "экономики больших пространств". В ответ на явление глобализации мы создали доктрину "многополярности" - "альтер-глобализации" или "региональной глобализации". Мы начали участвовать в политической жизни России и вскрыли колоссальные закономерности политики - непонятные и неизвестные ранее.

    НГ-Религии
    Александр Дугин
    Мы приняли евразийство как мировоззрение и сделали его своей идеологией, говорит лидер международного "Евразийского движения", философ Александр Дугин

    Релевантные ссылки:

    Короли и жрецы - интервью Дугина "Литературной газете"

    Евразийство и староверие



    - Но вы отказались идти на последние выборы в Думу. Это можно расценивать как уход из большой политики?

    - Не совсем так. После выборов в Думу я и мои сподвижники пересмотрели наш партийный формат, поскольку перспективы партстроительства в нынешней России, на наш взгляд, исчерпаны и тупиковы. В ноябре 2003 года мы создали международное "Евразийское движение". Полагаю, сегодня это наиболее адекватная форма продвижения евразийских идей в общество. Евразийство шире, чем просто политика и тем более партия, - это идеология.

    - Евразийство всегда уделяло особое внимание религии. Чем для вас является религия на индивидуальном, общественном и государственном уровне?

    - Религия - это центральная часть традиции. Как и всякая традиция, она является формообразующим компонентом личности, общества и государства.

    - Но традиция - это не только религия, это и многое другое: от политики до национальной кухни...

    - Безусловно, традиция - более широкое понятие, чем религия. Но на Руси мы тысячу лет живем с православной христианской верой, которая для нас стала синонимом слова "традиция" вообще. Другой традиции у нас нет. Русским православным христианством проникнуты наши привычки, психология, мораль, культура и т.д. Поэтому здесь мы можем поставить знак равенства между традицией и религией.

    - Должно ли осуществляться государственное регулирование вопросов, связанных с религией?

    - Найти правильные пропорции отношения государства к религии крайне трудно. Для того чтобы этот процесс стал органичным, сближение Церкви и государства должно идти через общество. Тот факт, что Церковь отделена от государства, - благо и для Церкви и для государства. Но Церковь не отделена от общества, и здесь государство должно помогать ей укреплять позиции. Речь идет не о государственных директивах или законах, а о введении системы социального ценза, поощряющего благосклонное отношение к православию, порицающего нападки на Церковь и несоблюдение православной этики. Это не значит, что все должны соблюдать посты или молиться перед началом рабочего дня. Просто нужны твердые общественные критерии того, что хорошо и правильно, а что плохо и неправильно.

    - Звучит абстрактно. Как подобный ценз может быть введен в общество, если не на законодательном уровне?

    - Когда я говорю о социальном цензе, я имею в виду консенсус авторитетных людей. Общество - это элиты, массы и СМИ. Через обращение к своей традиции они должны приходить к консенсусу по вопросам веры, этики, нравственности. В качестве положительного примера могу привести инициативу митрополита Кирилла (Гундяева) - Всемирный Русский Народный Собор. На последнем VIII Соборе были приняты нравственные рекомендации для бизнеса, рассматривались вопросы внешней политики России и международной политики в православном мире. На VI соборе мы говорили о месте православия в цивилизации. Если общество именно так будет утверждать позитивную систему ценностей, связанных с православной традицией, тогда индивидуум будет сочетать мысль о себе с мыслью о своих корнях, Церкви, религии. А дальше пусть делает выбор.

    - Возьмем конкретный пример. Надо ли вводить в школы изучение православной культуры?

    - Предмет "Основы православной культуры" - это вещь, безусловно, позитивная и должна быть утверждена законодательно. Жить в стране и не знать основ ее культуры - нонсенс. Не нравится страна - двери открыты.

    - Вы говорите о православной традиции. Вы сами - старообрядец. Значит ли это, что традицию для вас олицетворяет старая вера?

    - Старообрядчество - это консерватизм и традиционализм в Церкви. Поэтому всякий последовательный церковный консерватор не может пройти мимо старообрядчества. Когда он пытается найти точки консерватизма и традиционализма в новообрядческой традиции, то неизбежно наталкивается на три тупика: откровенно антиправославная культура XVIII века, русская секулярная элита XIX века, считавшая себя "православной", но говорившая по-французски или по-немецки, а также черносотенство и ксенофобия, когда ненависть к инородцам и невежественное мракобесие заменяют позитивное и созидательное углубление в традицию. Старообрядчество преодолевает все эти тупики. Здесь нет мракобесия, абсолютно логичным выглядит объяснение феноменов XVIII и XIX веков. Кроме того, у староверов была выработана колоссальная культура русского духовного сопротивления, это очень устойчивая конфессия, она формирует крепкий и жесткий характер. Это мужская версия православия.

    - Что же делать с новым обрядом, не вписывающимся в обрисованную вами консервативно-традиционалистскую перспективу?

    - Все сказанное выше не означает обесценивания новообрядчества, то есть той части православной традиции, которая представлена Русской Православной Церковью. Надо не менять одно на другое, но наметить старообрядчество как некий вектор, а в пределе и цель. Лучший инструмент для этого - единоверие. Не порицая никонианство, некоторые люди добровольно переходят в старую веру и сохраняют общение с РПЦ. Я глубоко убежден, что сегодня в России нам нельзя поднимать вопросы догматики - это область компетенции специалистов. Начинать надо с внешнего, чтобы через обряд, традиции, привычки вспомнить свои корни и возродить Россию.

    - Как вы относитесь к присутствию католиков и протестантов в России?

    - С моей точки зрения, католичество - совершенно чуждое для русского человека явление. Но при этом вполне можно допустить наличие католиков, которые будут жить рядом с нами при условии отсутствия агрессивного миссионерства и пропаганды с их стороны. То же относится и к протестантам. Нельзя также забывать, что в России есть народы, которые традиционно исповедуют католицизм или протестантизм. Есть также протестантские группы, которые могут быть интегрированы в наше общество. В качестве позитивного примера могу привести Лютеранскую Церковь "Ингрии". Изначально будучи финской, сегодня она расширяется за счет традиционных русских баптистов, пятидесятников и адвентистов. История этой Церкви - образец спокойного и корректного развития протестантизма в России. А лояльность государству и нации делает такого рода явления весьма положительными.

    - Вы часто говорите о стратегическом альянсе православия и ислама. Зачем он нужен?

    - С точки зрения евразийства традиция - это всегда "плюс". Отсутствие традиции - "минус". Представители нетрадиционного ислама (талибы, ваххабиты, "Братья мусульмане"), "нахватав" отдельных вероучительных положений, начинают трактовать их, исходя из собственной фантазии, не согласовываясь с традицией. Такой ислам нам не нужен! В целом же мусульманская традиция очень устойчива. Поэтому нам, русским традиционалистам, необходимо найти общие стратегические интересы с другими традиционными обществами. И в первую очередь с теми, с кем нас объединяет созерцательность, неспешность, справедливость, общинность, неприязнь к индивидуальной наживе, ростовщичеству, обману и т.д. Исламская цивилизация может быть очень важным стратегическим союзником России. Где ислам традиционен, там он не представляет никакой опасности для нас. Если мы хотим, чтобы ислам работал в созидательном ключе, мы должны привлечь его к активному соучастию в нашей судьбе. Тогда нас будут уважать, с нами будут считаться и нам будут помогать. Вот что я называю системой партнерства или стратегических альянсов.

    - Если следовать этой логике, православие должно заключать альянсы и с буддистами, и с иудеями?

    - Безусловно. Из диалога нельзя исключать даже представителей разных экзотических, но традиционных культов, например шаманов, язычников. Только исходить нужно из того, насколько значим для нас тот или иной партнер.

    - Многие западные теологи писали о том, что секуляризация на Западе завершилась. Началась ли она в России? - Идея секуляризации - один из основных тезисов эпохи модерна. Модерн закончился. Как безусловный императив модерна закончилась и секуляризация. Оглядываясь назад, можно увидеть, что она происходила как на внешнем уровне сознания и социальных институтов, так и на уровне внутреннего содержания общества. По-настоящему секуляризованной можно считать, пожалуй, только городскую элиту и интеллигенцию европейских столиц. Это люди, у которых идеология модерна проникла из сознания в бессознательное и выжгла душу. Советские люди были секуляризованы только формально - они не ходили в церковь, не соблюдали посты, но по сути остались глубоко традиционными.

    - Эпоха модерна закончилась. Пришел постмодерн. Для России и для Европы этот термин означает одно и то же?

    - Это очень разные вещи. Постмодерн для Европы - это результат завершения программы модерна по ликвидации традиционного общества. Постмодерн безразличен как к секулярному, так и к религиозному. Ему наплевать абсолютно на все. В России программа модерна даже не начиналась. Поэтому мы можем рассматривать нынешнюю эпоху постмодерна в России как возможность открытия собственных фундаментальных и глубинных ценностей и возможность пренебречь императивами модерна. Настоящий евразийский или русский постмодерн - это явление, наделенное абсолютно иным содержанием, чем на Западе. Это уникальный исторический шанс легитимировать нашу традицию.

    - Тогда главным деятелем эпохи русского постмодерна должен стать старообрядец… - Возвращаясь к традиции, мы всегда привносим в нее элементы современности. Смешение внешней новизны и традиции неизбежно. В этом смысле старообрядчество, как ядро русского традиционализма, безусловно, имеет больше постмодернистских черт, чем, скажем, новообрядчество. И старообрядцы, как ни странно, будучи противниками нововведений в вере, традиционно были открыты к новому в культуре, технике, экономике и т.д. Поэтому русский старообрядец чувствует себя в постмодерне, как рыба в воде. Хотя нельзя забывать, что старообрядчество - это гораздо больше чем постмодерн. Это и вера, и мировоззрение, и культ. Это истина, в конце концов.

    - Взгляды каких партий на религию наиболее близки позиции международного "Евразийского движения"?

    - Однозначно - "Единой России". Но мне кажется, что все партии, которые сегодня представлены в Думе, поддерживают усиление роли религии и веры в обществе, отстаивают православные ценности. Как традиционалистов нас это радует.

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы
    Топас 5