Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Поиск 
 
                             

25 апреля, четверг Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта
    [схема проезда]
  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи

    Русская вещь

    Евразия-ТВ
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Рейтинг@Mail.ru
    Реальная страна | Алексей Шапиро | Влияние представлений о добре и зле и счастье-благодати на социальные отношения монгольского общества | 25.09.2005 24 сен 2005, 22:01


    Чингисхан

    Релевантные ссылки:

    Чингис-хан и Монголосфера

    Этические нормы поведения в империи Чингисхана

    Влияние представлений о добре и зле,
    и счастье-благодати на социальные отношения
    монгольского общества конца XII – первой половине XIII веков

    «Вы не хорошо сказали! Величайшие наслаждение
    и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы
    подавить возмутившегося и победить врага,
    вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет...»
    Рашид ад-Дин (С. 263)

    Обычно, эти слова историки трактуют как свидетельство варварства и дикости души вождя монголов. Однако можно попытаться понять, почему война и грабеж для него счастье.

    Историки и этнографы начиная с Геродота обратили внимание, что на социальные отношения, господствующие в обществе, влияют различные объективные условия – природно-географические условия, уровень экономического развития и т. п. - Тойнби и ряд других исследователей подчеркивали влияние религиозного фактора на социальную структуру общества. Современные исследователи разрабатывают вопрос о влиянии всевозможных идеологических аспектов на судьбу древних народов. Особенно ярко видно влияние идеологии на социальные отношение монгольского общества эпохи Чингисхана.

    К важнейшим аспектам идеологии относиться представления о добре и зле и счастье, благодати. Для каждой эпохи и сообщества характерны свои представления о добре, зле, счастье и благе, нравственных нормах. Этические представления влияют на формирования стереотипов сознания и идеологию. Они влияют на взаимоотношения сообщества с окружающим миром. Эти представления определяют, а точнее задают программу развития любого общества, а значит, влияют на его судьбу. Изменение представлений о добре и счастье служат индикатором развития общества.

    Полный текст...
    Реальная страна | Алексей Шапиро | Этические нормы поведения в империи Чингисхана | 19.09.2005 20 сен 2005, 12:41


    Чингисхан принимает сановников

    Релевантные ссылки:

    Чингис-хан и Монголосфера

    Йохр – великий евразийский обряд

    Этические нормы поведения в империи Чингисхана
    как консолидирующий фактор монгольской культуры

    Вопрос о том, что определяет самосознание этносов, что составляет этническую доминанту - один из самых сложных в этнологии и этнопсихологии. По мнению этнопсихолога Светланы Лурье, в самосознании каждого этноса можно выявить следующие константы:

    1. локализация источников добра,
    2. локализация источников зла,
    3. представление о способе действия, при котором добро побеждает зло,
    4. представление о вероятности, с которой добро побеждает зло (эту константу добавляет Татьяна Стефаненко: Стефаненко, 2003. С.139).

    По нашему мнению этническую доминанту определяют господствующие в обществе представления о добре и зле. Эти представления формируют мировоззрение, идеологию, мировосприятие этноса, задают нравственные нормы поведения. Этические категории и соответствующие им нормы поведения оказывают влияние на формирование культуры этноса, в том числе и на материальную культуру. Религиозные преставления о структуре мира и природе абсолютного добра - Боге отразились на архитектуре храмов, на ремесленных изделиях, на конструкциях погребальных сооружений.

    Полный текст...
    Фотогалереи | Украинские анти-''оранжевые'' выступления | 14.09.2005 14 сен 2005, 13:35


    Украинские анти-"оранжевые" выступления, сентябрь 2005

    Фоторепортаж


    Донецк. Акция "Украина без Ющенко"




    Полный текст...
    Реальная страна | Парадоксы межэтнических связей тюркских народов | Субэтносоциум ''нугай-казак'' | 24.08.2005 23 авг 2005, 23:38


    Субэтносоциум "нугай-казак"
    на границе Западного Казахстана и Нижнего Поволжья:
    парадоксы взаимодействия тюркских этносов

    Проблема взаимоотношений этносов в междуречье Урала (Яика) и Волги, на соседних пространствах нередко предстаёт в совсем неожиданной плоскости, даёт любопытные результаты. Особенно если исследуются связи тюркских (тем более, тюрко-кыпчакских) народов, близких по языку и традициям, а затем вступавших между собой в многообразные контакты.

    Обратимся в предлагаемой статье к примеру «схождений» этнической истории ногайцев и казахов (в частности, казахской «букеевской» этногруппы, с нач. XIX в. в западной части Казахстана и в соседнем Нижневолжье). Очевидна исходная этническая близость казахов, каракалпаков, ногайцев и кочевых узбеков. В науке много раз прослежено их общее происхождение: восточно-кыпчакское у казахов и узбеков-кочевников, переходное, кыпчако-половецкое – у ногайцев и, предположительно, у каракалпаков.

    Далее, известно пребывание всех ногайцев, части каракалпаков и казахов Младшего жуза в XIY-нач. XY вв. в составе единой тогда Ногайской орды. Отсюда сохранение у большой группы казахов на западе Казахстана (например, в Атырауской обл.) пережиточного самосознания «ногáйлинцы».

    Различное объяснение имеет сходство в обрядах у ногайцев и казахов, особенно, групп последних, живущих в Западном Казахстане (В. В. Востров и М. С. Муканов). Всё чаще отмечаются и последующие межэтнические контакты астраханских ногайцев-карагашей с прикочевавшими казахами-букеевцами: дружба султана Букей-хана с карагашским мудрецом-чудотворцем Сеит-бабá Ходжатайлы, их общее почитаемое захоронение рядом, а также помощь плотников-карагашей в строительстве Ханской ставки - селения Урдá (молодые учёные, братья А. Ш. и Н. Ш. Курумбаевы из Западно-Казахстанской области и астраханец, аспирант по исторической политологии и номадоведению Э. Ш. Идрисов, лидер молодёжной секции областного ногайского общества «Бирлик», т. е. «Единство»).

    Ногаец

    Релевантные ссылки:

    Татаро-чувашское межэтническое пограничье. Ранний монотеизм в аграрном ''языческом'' ритуале

    Этносы и социумы приволжских степей XVII - XX вв.: политика и потестарность (от кочевания к оседлости)

    Полный текст...
    Реальная страна | Парадоксы межэтнических связей тюркских народов | Татары-''каракалпаки'' | 19.08.2005 20 авг 2005, 09:25


    Татары

    Релевантные ссылки:

    Виктор Викторин - "Татаро-чувашское межэтническое пограничье. Ранний монотеизм в аграрном ''языческом'' ритуале"

    Виктор Викторин - "Этносы и социумы приволжских степей XVII - XX вв.: политика и потестарность (от кочевания к оседлости)"

    Татары-«каракалпаки» (казанские и мишарские)
    в Нижнем Поволжье

    Парадоксы межэтнических связей тюркских народов в XIX-XXI вв.

    Рассмотрение проблемы взаимодействия этносов в Нижнего Поволжья (в т.ч. близких по языку и традициям, но прошедших разную историю) нередко создаёт совершенно неожиданную картину, причём когда всё казалось совершенно очевидным. Именно так обстоит дело с «нижневолжскими каракалпаками».

    Известно (и нашло отражение в известном романе-трилогии казахского писателя И.Е.Есенберлина «Кочевники»), что часть приаральских каракалпаков в конце XYI-XYII вв. переселялась и кочевала в междуречье рр. Урала-Жайека и Эмбы, вместе с ногайцами и казахами Младшего жуза (тоже длительное время входившие в Ногайскую орду). Вместе подверглись они в нач. XYII в. нашествию новых кочевников, джунгарских ойрато-калмыков.

    И неоднократно коллеги-учёные из г. Нукуса в Караклпакии за последние десятилетия, начиная с 1988-89 г., стремились разыскать под Астраханью своих пропавших в истории, «отделившихся единоплеменников». В действительности этноним «караклпак», «калпак» существует на степных и дельтовых пространствах нашего региона. Но обнаруживает он, как можно убедиться, теперь уже совсем иное содержание.

    Полный текст...
    Регионы | ''Нижегородские новости'' | Нижегородское назначение: эксперимент или новая модель центра? | 09.08.2005 10 авг 2005, 15:58


    Нижегородские новости …Они отличаются пассионарностью и изобретательностью только в одном – в реализации личного материального благополучия, в поддержании социального и административного статуса

    Релевантные ссылки:

    Россию погубит "элита" – Александр Дугин: "На повестке дня удар по России"

    Острые углы – Александр Дугин: "Для укрепления государственности необходима консолидация элит"

    Нижегородское назначение:
    эксперимент или новая модель центра?

    В нашем регионе раскрылись преимущества реформы федерального устройства

    Опубликовано в "Нижегородских областях" № 145 (3317) от 9 августа 2005

    Решение, которое 8 августа приняло нижегородское Законодательное Собрание об утверждении в должности губернатора области Валерия Шанцева, по своим масштабам выходит далеко за рамки региональной политики. Речь, конечно же, не о филигранном ходе Кремля, разрешившего длительное противостояние политических элит, не об ослаблении команды московского градоначальника и даже не об укреплении государственной конструкции, которую пытаются расшатать олигархические структуры.

    Принимать неожиданные (а в ситуации с областью - эффективные) решения администрацию Кремля вынуждает целый ряд геополитических проблем, возникших не сиюминутно, не спонтанно, но требующих соответствующей реакции. Свою точку зрения по просьбе редакции "Нижегородских новостей" излагают руководитель Центра геополитической экспертизы экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при Госдуме РФ, доктор политологических наук, лидер международного Евразийского движения Александр Дугин и эксперт Центра, представитель молодого поколения геополитиков Валерий Коровин.

    "НН": До сих пор никто из аналитиков не рассматривал вопрос утверждения нового губернатора, пусть даже такого немаловажного региона, как Нижегородская область, в глобальных масштабах, как вы. На чем же основаны ваши выводы?

    Полный текст...
    Регионы | П.Патрикеев | Горный Дух Северного Кавказа | 08.08.2005 9 авг 2005, 13:30


    Релевантные ссылки:

    Две горы. Полночь Евразии

    Нас не сломить

    Горный Дух Северного Кавказа

    Безенгийское ущелье является одним из самых красивейших на Северном Кавказе. Издавна оно притягивает туристов и альпинистов своей суровостью, сложностью и высотой маршрутов восхождений. Здесь одновременно сосуществуют зима и лето, белизна снега соседствует с сочной зеленью альпийских лугов, пестреющих необычайно яркими цветами, суровая сдержанность скал рядом с необузданным весельем цветущей долины. С почти отвесных стен горных вершин низвергается множество питаемых талой водой ледников живописных водопадов, в которых в солнечную погоду живут радуги. Задумчивая дымка раннего утра сменяется восторженным солнечным днем, а к вечеру может разразиться свирепая гроза или приползет снизу загадочный туман – облако, укутает все ущелье и привычный пейзаж перестает быть знакомым. Предметы теряют свои очертания, и грезится не то подводный мир, не то вообще другая планета.

    Бывалые альпинисты не зря одушевляют горы, верят в существование сурового могучего Горного Духа. Может пустить на гору, а может разгневаться, наслать пургу, камнепад, лавину. Кажется, что настроение у вершины меняется как у людей, безоблачное и безмятежное десять минут назад становится суровым и тревожным, загудит металлическое снаряжение в приближении грозы, предвещая снежную бурю, которая может закончиться через полчаса, а может бушевать несколько дней, пресекая любые попытки восходителей с вершины окинуть взором весь Кавказ, всю Европу.

    Горы очень сильно дисциплинируют восходителей, ведь одна малейшая оплошность, плохо организованная страховка или небрежность могут стоить жизни не только самому человеку, но и всей связке или группе. Поэтому индивидуализм, свойственный западному менталитету, в горах неприемлем, для индивидуалистов горы опасны, непредсказуемы и враждебны. Другое дело русский человек. Со своим всевмещающим, необъятным общинным сознанием он легко устанавливает диалог с вершиной и зачастую бывает допущен до самых сокровенных мест. Каждый человек говорит на своем собственном языке с Горным Духом. Кто-то концентрируется на своем пути и окружающих красотах, кто-то, преодолевая свою усталость, устремляет мысль к высшей точке, а кто-то читает стихи в экстатическом наслаждении общения с горой. Но каждого, кого горы допустили к себе, кто прошел инициацию горных вершин, Горный Дух одаряет энергией и силами всю оставшуюся жизнь.

    Полный текст...
    Реальная страна | Татаро-чувашское межэтническое пограничье | Ранний монотеизм в аграрном ''языческом'' ритуале | 03.08.2005 2 авг 2005, 23:07


    Ранний монотеизм в аграрном "языческом" ритуале
    татаро-чувашского межэтнического пограничья

    "Бывают странные сближенья…"
    А. С. Пушкин

    Многие религиоведы с философской подготовкой отрицают применимость категории "монотеизм" к конфессио-культурным явлениям до Ветхого завета. Между тем, практически всё, что принимало канонический вид, имело традиционно-бытовое предшествие. И древние типы верований могут повторяться в развитых религиях, стадиально предшествуя им. Автор ограниченно использует устаревший термин "язычество" (которым обычно переводится параллельно существующее в Средневолжье и Приуралье на разных языках любопытное понятие "некрещенство").

    Действительно, к рассматриваемой ситуации в чувашском и соседнем татарском "некрещенстве" неприложимы ни понятие "политеизм" (многобожие), ни даже "(г)енотеизм" (главнобожие). Традиционные верования чувашей описывает, насколько удалось проследить, не модель "верховный бог - боги" (живущие на небе и сочетающиеся функциями), а, скорее, модель "бог - духи". У татароязычных же "язычников" схема мироосмысления аналогична, но ещё более проста.

    В средневолжском "язычестве", или "некрещенстве", выделяется тюркское "пережиточно-тенгрианские" конфессиональное состояние и обрядовая практика у части чувашей границы Чувашии и Ульяновской обл., а также совсем уже немногочисленных татароязычных нехристиан в среде кряшен правобережного Кайбицкого (образован 19 апреля 1991 г.) р-на Татарстана.

    Чуваши

    Релевантные ссылки:

    Н. С. Трубецкой: "О туранском элементе в русской культуре"

    М. Н. Нигмедзянов "Традиционная татарская музыка"

    Полный текст...
    Регионы | Пылев  А. И. | Война с басмачеством на юге Киргизии (20 — 30-е гг. ХХ в.) и ее региональные особенности | 29.06.2005 29 июн 2005, 16:51


    Релевантные ссылки:

    Энвер-паша и среднеазиатское басмачество: различные интерпретации в исследовательской литературе

    Война с басмачеством на юге Киргизии (20 — 30-е гг. ХХ в.) и ее региональные особенности

    (по материалам областного архива г. Ош, Кыргызстан)

    Современные среднеазиатские государства СНГ, бесспорно, имеют весьма важное значение для России и в геополитическом отношении, и как традиционные экономические партнеры. В связи с этим, современные социально-политические процессы, экономические связи и стратегические ориентиры государств Средней Азии не могут не интересовать современных российских ученых и политиков. Понять и дать верную оценку событиям сегодняшней социально-политической, экономической, культурной и конфессиональной жизни государств-соседей юга России может помочь, как представляется, изучение событий относительно недавнего прошлого — в частности, процессов установления советской власти в среднеазиатском регионе (что, безусловно, стало переломным этапом в исторических судьбах среднеазиатских народов) и ее вооруженной борьбы с т.н. «басмачеством». «Басмаческий фронт» проходил по территории 3-х современных среднеазиатских республик — Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, о событиях в котором говорится в данной статье.

    Т.н. «басмаческое движение» — сложное и многоплановое явление в истории Средней Азии. Оно получило весьма различные оценки в советской, западной и современной среднеазиатской исследовательской литературе. Но большинство авторов сходятся в том, что басмаческое движение в Средней Азии в региональном плане имело несколько очагов, каждый из которых имел свои особенности (подробнее об этом см., напр.: А. А. Котенев. О разгроме басмаческих банд в Средней Азии //Военно-исторический журнал, № 2, 1987, с.59-64; M. Olcott. The Basmachi or freemen’s revolt in Turkestan. 1918-1924//Soviet studies, vol. XXXIII, № 3, 1981, p.352-369. Glasgow University Press, 1981; К. К. Ражабов. Мустакил Туркистон фикри учун мужодалалар (1917-1935 йиллар). Тошкент, 2000. С.5-28. (на узб. яз.)). Как правило, исследователи выделяют 4 очага басмаческого движения в Средней Азии, среди которых — ферганский, бухарский, хорезмский (хивинский) и самаркандский очаги басмачества. Южный Кыргызстан занимает восточную часть Ферганской долины, и таким образом, как географически, так и по своим региональным, этническим особенностям, составу участников и основным персонажам движения, относится к Ферганскому очагу басмачества. С военно-географической и геополитической точки зрения значение региона южной Киргизии всегда было велико. Регион находится на стыке границ 4-х крупных азиатских государств — Китая, Индии, Афганистана и Бухары. Город Ош, важнейший экономический, торговый и культурно-религиозный центр Ферганской долины, являлся также важнейшим центром пересечения коммуникаций. Русские ученые-географы (в частности В. Ф. Новицкий), изучавшие регион и как возможный театр военных действий, еще в конце XIX в. установили, что из г. Ош через перевалы Памиро-Алайского хребта можно было попасть в Индию и Китай. Кроме того, Ош — это своеобразный узел путей, ведущих из Семиречья в Ферганскую долину и Ташкент [Захарова 1997: 17, 21].

    Полный текст...
    Регионы | Горный Алтай, Горная Шория и Хакасия | Ориентир - Северная Полярная звезда | 23.06.2005 23 июн 2005, 23:42


    Горный Алтай, Горная Шория и Хакасия выбирают ориентир Северной Полярной звезды

    Член Высшего Совета Международного Евразийского движения, секретарь Союза писателей Российской Федерации по национальным литературам, действительный член Академии российской словесности Бронтой Бедюров в мае месяце 2005 года находился в командировке по линии международного евразийского движения в национальных регионах Южной Сибири: в Республиках Алтай, Хакасия, Тува и Кемеровской области (Горной Шории). В республике Алтай Б. Я. Бедюров принял участие в юбилейных мероприятиях, связанных с 60-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне, в столице Республики в г. Горно-Алтайске, в Онгудайском, Шебалинском, Усть-Канском и Усть-Коксинском аймаках.

    Как известно, алтайцы, как и все сибиряки, проявили себя в войну самым достойным образом, непосредственно участвовали в наиболее значимых битвах и сражениях, особенно в наиболее кровопролитных и трудных периодах в начале войны, в обороне Москвы и Ленинграда, во всемирно-исторического значения битве за Сталинград. Например, кроме военных историков недостаточно известных широкой общественности факты ожесточенных июль-августовских боев под Воронежом, когда немцы, желая компенсировать поражение под Москвой, рвались на этом направлении, пытаясь прорвать фронт к Волге.

    Алтай

    Релевантные ссылки:

    Бронтой Бедюров: "Это наша вечная страна" - выступление на съезде Международного "Евразийского Движения"

    Бронтой Бедюров: "Мы с вами – народы гор и степей, равнин и лесов, тундры и пустыни" – выступление на митинге "Красная Пасха"

    Полный текст...
    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы
    Топас 5