Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

20 ноября, понедельник Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Реальная страна | Татаро-чувашское межэтническое пограничье | Ранний монотеизм в аграрном ''языческом'' ритуале | 03.08.2005 Напечатать текущую страницу

    Ранний монотеизм в аграрном "языческом" ритуале
    татаро-чувашского межэтнического пограничья

    "Бывают странные сближенья…"
    А. С. Пушкин

    Многие религиоведы с философской подготовкой отрицают применимость категории "монотеизм" к конфессио-культурным явлениям до Ветхого завета. Между тем, практически всё, что принимало канонический вид, имело традиционно-бытовое предшествие. И древние типы верований могут повторяться в развитых религиях, стадиально предшествуя им. Автор ограниченно использует устаревший термин "язычество" (которым обычно переводится параллельно существующее в Средневолжье и Приуралье на разных языках любопытное понятие "некрещенство").

    Действительно, к рассматриваемой ситуации в чувашском и соседнем татарском "некрещенстве" неприложимы ни понятие "политеизм" (многобожие), ни даже "(г)енотеизм" (главнобожие). Традиционные верования чувашей описывает, насколько удалось проследить, не модель "верховный бог - боги" (живущие на небе и сочетающиеся функциями), а, скорее, модель "бог - духи". У татароязычных же "язычников" схема мироосмысления аналогична, но ещё более проста.

    В средневолжском "язычестве", или "некрещенстве", выделяется тюркское "пережиточно-тенгрианские" конфессиональное состояние и обрядовая практика у части чувашей границы Чувашии и Ульяновской обл., а также совсем уже немногочисленных татароязычных нехристиан в среде кряшен правобережного Кайбицкого (образован 19 апреля 1991 г.) р-на Татарстана.

    Чуваши

    Релевантные ссылки:

    Н. С. Трубецкой: "О туранском элементе в русской культуре"

    М. Н. Нигмедзянов "Традиционная татарская музыка"



    Татарским языком здесь хорошо владеют многие чуваши, а татары-кряшены понимают чувашскую речь. И, по принципу родного языка, этноним "татары" (в отличие от части кряшен в левобережье и многих "низовых" нагайбаков Южноуралья) здесь прилагают к себе практически все (независимо от трёх вероисповеданий), и какой-либо политизации в самосознании здешних татароязычных жителей не наблюдается.

    Для татар-православных, составляющих до 15% населения указанного района, автором предложено название "кайбúцкие кряшены" (ранее, в литературе, "молькеевские", или "подберёзинские"). Но следует учитывать, что субэтноним "кайбúцкие кряшены" конфессионально двусоставной. Местный кряшенский диалект и фольклор характерны и для кряшен, сложившихся в православной традиции и для т. н. "некрещёных кряшен" ("чукынмаган корэшеннэр"). Это до 200 чел. в с. Ст. Тябердино (Иске-Тярбит) с выселкой с. Камылово Кайбицкого р-на.

    В этноконфессиональном отношении дуалистично и соседнее население, чуваши-анатри. Помимо православных и вместе с ними, в 7-и приграничных сёлах здесь проживают 5-6 тыс. чел., тоже именуемых и именующихся "некрещёными" ("тêнекêмен").

    Более того, возник особый подтип верований в близлежащих (до 20-и км) и по традиции "взаимобрачных" чувашском с. Байбахтино (иначе – Трёх-Изба, Виш-Пюрт) Комсомольского р-на Чувашии и сс. Ст. Тябердино и Камылово.

    Такую "свою" веру эти соседние этноконфессиогруппы считают "главной" и "исконной", первенствующей перед православием и исламом. Хотя на практике она оказывается синкретичной, обнаруживает и древние истоки, и явное влияние соседних мировых религий.

    Основу её составляет образ верховного бога, тат. "Аллá", чув. "Турá". На уровне низших образов поклонения повсюду прослеживается культ "киреметей" и особенности ритуалов (между Тябердиным и Камыловым – сосна "кирэмэт агаш" и "этэч тибэгэ" – укромное место для принесение в жертву домашней птицы).

    В качестве стимула такого "стихийного единобожия" учёные рассматривают соседнее исламское влияние (Д. Месарош из Венгрии, его полевые исследования в Средневолжье на рубеже XIX-XX вв.). Но монотеистические тенденции очевидны в общетюркском древнем "тенгрийстве" (С. Г. Кляшторный), или "тенгрианстве" (Л. Н. Гумилёв, О. О. Сулейменов, Р. Н. Безертинов).

    Вплоть до того, что "монотеизм тенгрианства" (как допустимое внеисламское единобожие - "таухид") был признан отдельными видными руководителями мусульманства в России (Т. С. Таджуддин, его выступления в прессе в 1997-98 гг.).

    Название верховного бога, чув. "Турá", явно соотносится с др.-тюрк. и монг. "Тенгри" в том же значении. На диалекте кайбúцких кряшен "тэре" – "икона, образ" (у их собратьев в левобережье, как и в лит. яз. – "крест"). Да и сам топоним "Тябердино" произошёл от похороненного здесь же, жившего в нач. XYI в. богатыря Тянгри-берды.

    В чувашских 7-и "некрещенских" селениях, в татароязычных сс. Ст. Тябердино и Камылово сохранился поминальный обряд общественной "большой свечи" ("аслâ çурда", "зур шам"). Для чего совместно создаётся из домашнего воска массивная и рукотворная, спирально закрученная свеча, которую зажигают и в течение ночи "раскручивают" (тат. "шамны яндыру, эйлэндеру").

    Следует сопоставить с известной (нач. XX в.) марийской, вновь энергично проявившейся в современной Мари Эл, "языческой", (г)енотеистической сектой "кугу сорта" (тоже "большая свеча" как символ общности единоверцев). Можно обоснованно утверждать о "средне-волжском круге" культур и верований, сложившихся в условиях аграрного ХКТ, под булгарским влиянием (булг. "сорта, сурда, шурда" – "свеча", кыпч. однокоренное "джарúт, жарыт / ярúт" – "луч", "свет"). У татароязычных "чукынмаган" бытует, как можно было убедиться, иное слово, диал. "шам" (лит. яз. "шэм" – "свеча"), совпадающее, кстати, в персидском и калмыцком языках.

    Интерес представляет и второй прослеженный, ключевой в "некрещенской" ареальной подобщности "Тябердино - Байбахтино" ритуал. Это "курман-байрам в день св. Петра и Павла", т.е. 12 июля ежегодно. Пожертвовав накануне "белое" животное или птицу (гусь, барашек) в этих двух местностях трое старейшин с блюдами в руках, буханкой ржаного хлеба новой выпечки встречали солнечный луч молитвой (текст, на двух языках, удалось записать): "О, Тура (Алла), свет Природы (иначе – "окружающий мир, всё вокруг") и наш кормилец, не оставь нас милостью впредь!"

    В полном виде такой утренний аграрный ритуал не отмечен в других, кроме Байбахтина, чуваш. сёлах "тêнекêмен". Хотя в фрагментарном виде отдельные его компоненты (старцы-руководители обряда; блюдо; хлеб или каша; белое животное или птица) встречаются или отмечались ранее (Д. Месарош).

    Но в татароязычной общности совершенно идентичные обряды отмечались также и в среде кряшен левобережья – Чистопольском уезде (II-ая пол. XIX в.), Лаишевском (1910-12 гг.), Елабужском (полевые данные автора, 1993-99 гг.). Более того, почти точное соответствие (строевой праздник – "курман на Петраý") имелось у казаков-тюрок, нагайбаков (христиан из татар, менее калмыков, а также немногих мусульман – в челябинском Южноуралье), существовало до 20-х гг. XX в., с попыткой возродить его в 1990-х гг.

    Пространственный "разрыв" ритуала прежде наверняка отсутствовал. И проявляется ныне, когда до деталей совпадают ритуалы в очень отдалённых пространственных точках. И возникает ситуация наподобие "круга магического камня "ядá / джадá" (С. Е. Малов) в самых различных пунктах нынешнего тюркского мира – от мест проживания реальных тюрок-шаманистов до ареалов, вполне мусульманских или православных.

    Таким образом, материал приграничья правобережного Татарстана и Чувашии, Ульяновской области позволяет рассмотреть вероисповедную ситуацию как любопытную и многообразную (в т. ч. в (суб)этнокультурном отношении) – в плане сохранения древних верований и многоуровнего синкретизма мировых религий с ним и между собою, следов взаимодействия древнетюркских (в т. ч. волжских булгар), кыпчакско-тюркских и финно-угорских народов. В рассматриваемом здесь специально небольшом араеле соседство с чувашами "подкрепляло" необычное татаро-кряшенское "некрещенство" (!), способствовало его сохранению. А обратное влияние родственников и соседней, "некрещёных" татар, способствовало применению среди чувашей ритуала, характерного ранее для правобережного Татарстана и (через переселенцев-нагайбаков) вплоть до Южного Приуралья.

    Викторин Виктор Михайлович
    (г. Астрахань, Администрация Губернатора области)
    Подготовлено на основе доклада на
    VI Конгрессе этнографов и антропологов России
    "Этнокультурные взаимодействия в Евразии"
    (20 июня-2 июля 2005 г., г. Санкт-Петербург – пос. Репино).

    Разные аспекты проблемы в этноконфессиональном, историко-религиоведческом и структурно-этническом ракурсе были освещены автором ранее, см. более подробно:

    Викторин В. М. Этноконфессиональные реликты-совпадения в татароязычной общности ("Курман-байрам" на Петров день у тенгриан, кряшен и нагайбаков). – В сб.: Этническое единство и специфика культур Матер. I-х Санкт-Петербург. этнографич. чтений. СПб.: [Росс. этнографич. музей]. 2002 – С. 86-89.

    Викторин В. М. Сезонно-ритуальные "схождения" у татароязычных этногрупп от правобережья Волги до Южного Урала (тенгриане, кряшены и нагайбаки). – В сб.: Этнос – культура – человек. Матер. М/н науч. конф. к 60-летию проф. В.Е.Владыкина. Ижевск: Изд-во «АНК». 2003 – С. 95-99.

    Викторин В. М. Этноконфессионально-специфические группы в структуре этносов на рубежах Евразии (монотеизм – рецепция и связь верований – соотношение общин). – В сб.: Россия и Восток: проблемы взаимовлияния. Матер. VI-ой М/н конф. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2003 – С. 155-166.

     

     

     

    Архивы Евразии

    Александр Рар

    03.08.2004 - Александр Рар, историк, политолог, директор Департамента по странам СНГ Германского Совета по внешней политике: "Высшее руководство России примет решение не ввязываться в конфликт с Грузией"

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы