Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
"Вечный двигатель" политтехнологий требует на сей раз молодой крови
Новостные ленты на минувшей неделе враз, как по команде, запестрели сообщениями о создании молодежных организаций - самой различной направленности. В четверг, 24 февраля, символическим слиянием напомнили о себе студенческие праволиберальные организации: "Молодежное Яблоко" и "Идущие без Путина". Создание коалиции - изящная и безотказно эффективная акция, идеальный повод указать на якобы объективное направление развития общественных процессов в стране.
В организации "Идущие без Путина", созданной неким Михаилом Обозовым, 21-летним питерским студентом-активистом, всего какая-нибудь сотня человек. Зато как весело проводят сообща время! Во время демонстрации в поддержку Путина берут, например, в руки плакат с надписью "Да - кремлевскому произволу!" – и присоединяются к рядам митингующих. Естественно, изрядно попозировав перед фото- и видеокамерами, дав либеральным собратьям-журналистам очередной повод позубоскалить. Не тысячекратное революционное напряжение сил - удовольствие, да и только! Это вам не: "Как один умрем в борьбе за это".
На "молодежный протест" после известных украинских событий особый спрос. А коли есть спрос... "Младояблочников", как и "нацболов" Лимонова все журналисты с нескрываемым удовольствием рекомендуют прямыми преемниками и продолжателями свершений украинской "Поры", наиболее активной и яркой силы Майдана. Авось доживем до горячих деньков, хлебной поры разного рода репортеров и комментаторов. Ну, в самом-то деле, должны же у нас отыскаться какие-нибудь аналоги!
Сменовеховством называют движение в среде первой русской «белой эмиграции», провозгласившее тактический союз с большевиками на платформе русского патриотизма. Название этого движения связано со сборником статей «Смена вех» (1921 год, Прага), в котором участвовали известные «белые публицисты» Ключников, Потехин, Бобрищев-Пушкин, Устрялов, Чахотин, Лукьянов и другие. Они признали определенную правду Октябрьской Революции, в то же время не разделяя ее идеологии – коммунизма и рассматривая ее как попытки русского национально духа нащупать свои отличные от западных формы жизнеустройства. Сменовеховцы были убеждены, что власть большевиков не навсегда. Рано или поздно она выродится, считали они, в какой-нибудь режим национально-консервативного толка. Большевизм – только внешнее выражение воли народов России к обновлению, к преодолению тех проклятых болезней старого режима, которые привели его к смерти и как всякая стихия большевизм полон крайностей, неприятных, но преходящих. Влиться в число строителей новой России, поделиться своими знаниями, включиться в индустриализацию и культурную революцию, считали сменовеховцы – значит, способствовать тому, чтобы с фантазий о коммунистическом эксперименте власти переключились на насущные задачи возрождения и укрепления Российского государства, тому, чтобы среди самих большевиков на смену фанатикам-интернационалистам скорее пришли практики и российские государственники, пусть и прикрывающиеся коммунистической фразой. С удовлетворением сменовеховцы наблюдали: как большевики все больше отказываются от экстремизма первых лет революции и становятся созидателями и охранителями российского имперского государства, пусть и под другим названием. Причем, до тех пор, пока большевики были интернационалистами и сторонниками военного коммунизма, будущие сменовеховцы стояли на стороне «белых». Сменовеховство же возникло на волне «красного патриотизма», порожденного советско-польской войной и агрессией Антанты в Россию, а усилилось после НЭПа – поворота к реалистической, а не доктринальной экономической политике.
Информационное агентство «Росбалт» при поддержке Института системных проектов провело третью экспертную дискуссию из серии «Проекты для России». На этот раз свою версию – «Россия-3: Евразийский проект» – представил лидер Международного евразийского движения Александр Дугин. Напомним, что ранее эксперты и политологи детально обсудили в «Росбалте» проект Леонида Гозмана «Либеральный империализм» и «Новый советский проект» Сергея Кара-Мурзы.
По мнению Александра Дугина, в иных проектах, в отличие от евразийского, не сформулирована философия политической истории России, а именно это «лежит в основе того, как нам развиваться дальше». Россия, убеждены евразийцы – это самобытная цивилизация, «вещь в себе». Она не является ни Западом, ни Востоком, а представляет собой нечто третье – «синтез Востока и Запада, леса и степи, славян и тюрок». Соответственно, существует особая, русская система координат. При этом перекос в сторону Востока – монголо-татарское завоевание – позитивен, поскольку итогом его стало формирование русской нации, а вот в сторону Запада – негативен. В этом плане евразийцы – идейные наследники славянофилов.
Что касается современного евразийского проекта, то в его основе лежит императив геополитической субъектности, реальной суверенности России в глобальном мире. Такая Россия имеет будущее только в многополярном мире, который должен быть создан вопреки американской модели однополярности. Евразийский постмодерн сочетает в себе традицию, национальную модернизацию экономики и постиндустриальные информационные технологии.
В Москве за одним столом собрались лидеры почти всех молодежных политических организаций России. Правда, не пришли самые главные – представители "Молодежного Единства" и заявленный Василий Якеменко, лидер затерявшихся куда-то "Идущих вместе" и новой формации "Наши". Возможно, он опасался, что после недавней презентации "понашему" (с купанием в снегу политических оппонентов и лишением свободы передвижения журналистов) коллеги по политическим играм устроят ему "темную". Но и без печально известного Васи (так зовут его товарищи по борьбе) общение на тему "Молодежная субкультура в российской политике: настоящее и будущее" получилось занимательным и представительным (к сожалению, не было еще и лимоновцев: им не понравилось слов о "субкультура", но менять его на "контркультура" организаторы не стали). Вряд ли до этого можно было увидеть сидящих рядом лидеров молодежных отделений "Яблока", СПС, "Родины", КПРФ и поклонников творчества философа Дугина, увлеченно рекламирующих свое правое дело. За молодежью зорко наблюдал маститый политолог Сергей Кургинян, периодически инспектировавший присутствующих на предмет глубины их проникновения в исповедуемые идеи.
По сути это была презентация. Каждому из участников была дана возможность рассказать о себе, своем движении, "взрослой" партии и взглядах на мир и внутреннюю политику. Определенные выводы о настроениях молодежи на базе высказанных мнений можно сделать уже сейчас. “Сейчас молодежи бесполезно сотрудничать с властью. Если молодой человек чего-то хочет добиться от жизни – иметь хорошую работу, зарплату, машину, жилье – он пойдет в бизнес. Или если не нас только меркантилен – в оппозиционное движение”, – заявил первый секретарь московского горкома Союза коммунистической молодежи Сергей Довгаль.
Опубликовано в газете "Труд-Дон" (Ростов-на-Дону), № 9, 10 марта 2005
"Оранжевая революция" уже началась, а в Ростове - рекрутский набор
«Ежедневно в Москве я слышу не менее ста раз слово "оранжевый". Вам, в Ростове, на юге, тоже пора начинать бояться 2008 года!» - Александр Дугин - личность в стране известная. Лидер международного евразийского движения, директор "Центра геополитических экспертиз", основоположник российской геополитической школы, Александр Гельевич приехал в Ростов, чтобы вступить в настоящую борьбу за молодежь Северного Кавказа: «Сейчас у нас, патриотов России, наступил последний срок, позже которого начинать мы просто уже не имеем права».
Запад нас погубит
Дугин - прекрасный оратор. Сначала он испугал, потом объяснил, какая проблема есть у каждого из нас, потом показал выход: «Евразийство - это политическая философия, которая возникла в 20-е годы прошлого века в среде белой эмиграции», - рассказывает Александр Гельевич. Евразийцы рассматривали Россию как уникальную цивилизацию. Традиция нашего общества вбирает в себя как византийское наследие (православие), так и ордынское. При этом они понимали Россию как совершенно самостоятельную реальность, самобытную перед лицом и Востока, и Запада. Мы - особенные, мы - избранные, у нас свой путь. Столь любимые россиянами идеи не могли долго оставаться достоянием только книг и учебников, а стали все чаще появляться на страницах газет. Вместо тех "старых" евразийцев, к которым примыкал и Лев Гумилев, появились "новые".
Теперь Дугин, чье лицо может послужить редкой натурой для иконописца, вместе с миллионом сторонников олицетворяет неоевразийство. «В 80-е годы мы стали воссоздавать всю полноту евразийского наследия, применив его уже к новой ситуации. Мы поняли, что необходимо противодействовать западническим либеральным идеям. России приходится бороться за то, чтобы отстоять свою идентичность. С Востока нам угрожают меньше, а вот Запад нас либо пытается ассимилировать, либо ослабить, разрушить» , - убежден Александр Гельевич.
Украинская революция стала довольно мощным катализатором, ускоряющим многие, подчас неожиданные политические и идеологические процессы в других странах.
Именно оранжевая тема стала важным смысловым стержнем усилившегося в последние недели молодежного партстроительства в России. Любая серьезная политическая сила, любая политическая партия мечтает о собственном «комсомоле», ибо именно молодежь студенческого и околостуденческого возраста наиболее радикальна, социально активна и готова к самопожертвованию. Российских конструкторов политической реальности вдохновил (или наоборот – ужаснул) опыт украинской молодежной организации «Пора», которая стала важнейшим генератором сетевого политтехнологического проекта и без которой победа оранжевой революции отнюдь не была бы такой однозначной.
В России все, имеющие отношение к молодежным движениям, завидуют «Поре». И вовсе не маловразумительным стихийно-радикальным взглядам ее участников, вовсе не организованности или спонсорским деньгам. А тому, что у них что-то реальное получилось, и есть основания считать себя победителями. Ведь такое выпадает раз на поколение. Или еще реже.
Финансирование и оргподдержка нового прокремлевского проекта «Наши» (якобы оппозиционная альтернатива прокремлевским же «Идущим вместе»; одно из рабочих названий проекта – «Антиреволюция») стали возможны благодаря паническому страху политического режима перед оранжевым цветом.
26 февраля в подмосковном городе Александрове одноименный философ Александр Дугин продолжил в рамках "Нового Университета" реализацию своей авангардно-синтетичной преподавательской методики. Очередная лекция, цветасто озаглавленная "Метафизика опричнины: символизм собачьих голов и социология репрессий", была отрежиссирована вполне в духе ненасытного артистического темперамента Сергея Курехина, покойного соратника Дугина.
Эффектно сработала безукоризненная аудитория для чтения лекции - Александровская слобода, палаты Ивана Грозного и штаб царских опричников. Ненавязчиво транслировался в немом формате шедевр Эйзенштейна "Иван Грозный". Кроме того, в полном соответствии с тематикой состоялось и сугубо политическое мероприятие - учредительный съезд Евразийского союза молодежи, о подробностях которого вы наверняка узнаете из других газет, менее интересующихся философией. От себя скажу, что около четырехсот юношей и девушек в иссиня-черных нарукавных повязках с золотой эмблемой союза - розой ветров - были адекватным простором для харизмы лектора. Который препарировал явление опричнины в уже классическом "дугинском стиле" - в традиционалистской методологии и с авангардной подачей.
Среди многочисленных теорий, актуализированных после распада СССР, евразийство занимает особое место по интенсивности обращений к нему политических лидеров различной ориентации.
Уже в начале 1990-х гг. евразийская терминология успешно вошла в политический лексикон, а понятие «Евразия» быстро приобрело черты штампа без четкой смысловой нагрузки. Сценарии «Евразийской империи», «Конца Евразии», «Евразийской Атлантиды» предлагали различные перспективы развития России в рамках ее большого пространства.
Началось же это идейное движение после революции. Классическое евразийство представляло собой интеллектуальное движение русской эмиграции начала 1920-х гг. Главный тезис теории - существование особой евразийской цивилизации. Геополитическая концепция евразийства основывалась на признании важного значения связи культуры и жизни русского народа с географической средой его обитания - месторазвитием.
Социально-политическая среда и ее территория рассматриваются как единое целое. Географический евразийский континент теоретики евразийства подразделяют на срединный континент, представляющий собой собственно Россию-Евразию, и два периферических мира - азиатский и европейский. Расположение России между этими мирами привело к образованию своеобразного типа культуры, представляющего синтез европейских и азиатских начал.
При этом традиционная удаленность России-Евразии от основных морских торговых путей способствовала складыванию здесь особого хозяйственного уклада. Огромные размеры территории и наличие природных богатств, согласно основателям евразийства, ведут Россию к осознанию своей экономической самодостаточности и превращению ее в автономный континент-океан.
Уникальное месторазвитие является объединяющим началом России-Евразии при всей ее национальной, расовой, религиозной, культурной и идеологической мозаике. Россия в этом плане понималась как особый, органичный и самодостаточный мир, который не является ни Европой, ни Азией, а представляет собой континент Евразию. Россия-Евразия основывается на русско-тюркском союзе и воплощает собой историческую преемственность имперской традиции объединения евразийского пространства (Золотая Орда - Российская империя - СССР). Евразийство представляло собой концепцию-ответ русских интеллектуалов на развал Российской империи и одновременно, в некотором смысле, позволяло рассматривать большевиков как удачных последователей дела интеграции евразийского пространства.
Российская пресса пристально следит за активизацией молодежных организаций и энергией, с которым включились в борьбу за юные умы и души различные силы, действующие сегодня на политическом поле России.
"В конце минувшей недели о своем намерении взять под контроль энергию молодежи заявили полярные политические силы", - замечают "Новые известия".
"Непоротое поколение с обостренным чувством справедливости и неразвитым инстинктом самосохранения", по выражению газеты, "валом валит" в ряды политически аганжированных молодежных организаций.
"После последних президентских выборов выросла стена. Россия разделилась. С одной стороны, административный ресурс и полицейские дубинки "Единой России", с другой - дезорганизованное и деморализованное гражданское общество, - говорит в интервью "Новой газете" Илья Яшин, лидер "Молодежного "Яблока".
"Немногие в России сегодня имеют смелость встать напротив Владимира Путина. Встать и сказать: "Я против!" - это поступок, это акт гражданского неповиновения. Но именно с этих простых слов и начинается освобождение разума... В России наступает время рыцарей. Наше время", - продолжает Яшин.
На "круглый стол" в "Росбалте" я отправлялся в довольно-таки "оранжевом настроении". Нельзя сказать, что в воздухе пахнет грозой, но "украинский опыт" невольно заставляет смотреть на всякого политически активного гражданина, не заставшего полет олимпийского мишки, с некоторой опаской...
Пока что, однако, всё это говорится скорее в шутку. Молодёжь ведь нынче робкая пошла: даже прийти на сие официальное мероприятие в какой-нибудь яркой символике никто так и не решился . Единственное исключение – оранжевая рубашка лидера московских "идущих без Путина" Романа Доброхотова. Остальные выглядели вполне буржуазно и, честно говоря, не слишком молодежно. Особенно "левые". Выступления же их остро напомнили мне комсомольскую юность перестроечной поры.
Дарья Митина усталым голосом рассказывала о "работе с трудными подростками" и жаловалась на отсутствие у государства "молодежной политики". Юный "родинец" Олег Бондаренко гневно клеймил "геронтократию": "Одни старики у нас наверху! Один молодой остался – 41-летний Рогозин!" "Немцова ему, что ли, в Думе не хватает", – подумал я и мысленно прикинул средний возраст нынешней номенклатуры. Получилось что-то вроде 50-55 – до "геронтократов" явно не дотягивают...
"Правый фланг", представленный лидером "Новых правых" Владимиром Шмелевым и СПСовцем Денисом Тереховым, бодро отрапортовал о растущем поголовье членов и торжественном спуске со стапелей новых региональных отделений. Тихо и скучно, как всегда. Но вот потом заговорил "оранжевый" Доброхотов…