Свои и чужие диктаторы
Если лидер государства соблюдает американские колониальные принципы, то он вне зависимости от своей идеологии или формы правления может долго оставаться у власти
10 лет назад, 11 марта 2006 г., в тюрьме Гаагского трибунала умер бывший лидер Югославии Слободан Милошевич. Вспоминается незавидная участь и других своенравных правителей - Ирака, Ливии... При этом, например, в Африке по сей день существует с десяток стран, чьих лидеров открыто называют диктаторами. Они правят по 25-35 лет (в Уганде, Камеруне, Судане и др.), но ни тюрьма, ни свержение извне им, похоже, не грозят. Почему?
Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты РФ:
- Дело не только в том, что одни страны богаты нефтью или занимают выгодное положение на карте, а другие никого в мире не интересуют. Дело прежде всего в том, что после крушения СССР никто не сдерживает желания Америки подчинить своим интересам все страны. И всякий, кто всерьёз пытается добиться подлинного суверенитета, немедленно объявляется диктатором. В конце концов его либо казнят, как Хусейна, либо замучают, как Милошевича (тюрьмой) или Каддафи (толпой). Либо он может внезапно заболеть и умереть, как Чавес...
Если лидер государства соблюдает американские колониальные принципы, позволяет Штатам осуществлять внешнее управление, эксплуатировать ресурсы, геополитическое положение страны в интересах Запада, то такой лидер вне зависимости от своей идеологии или формы правления может долго оставаться у власти. И будь он хоть трижды тиран, он будет для Америки "наш сукин сын" - так, говорят, когда-то называл никарагуанского правителя Сомосу президент Рузвельт.
А вспомним чилийского диктатора Пиночета. Вспомним арабских шейхов, которым благоволят США. Какие права человека в тех же Эмиратах или Саудовской Аравии, какая демократия?! Но эти страны выполняют важную функцию в американском мире, и их никто не трогает.
Милошевич же поплатился за свою независимую позицию. За попытку отстаивать суверенитет и целостность Югославии. Его убрали как последнюю преграду, и страны не стало. А её осколки (кроме Сербии, пожалуй) сегодня полностью встроены в западный мир и пикнуть не смеют против своих хозяев.