Джинджича, слава богу, сербские патриоты «грохнули». Потому что таким подлецам не место на земле. А Джинджича № 2 - абсолютно проамериканского и антироссийского политика - мы принимаем на высшем уровне. И договариваемся с ним об экономических контрактах. Хотя, казалось бы, уважающая себя держава должна была говорить об этом с совершенно другим кандидатом на пост президента - с Томиславом Николичем. То есть поддерживать тех, кто нас любит и кто предоставил бы нам возможность разместить в Сербии свои базы. Так что мы совершаем ошибки даже в достаточно благополучную (в геополитическом смысле) эпоху Медведева-Путина.
Слава богу, что когда Дмитрий Медведев был кандидатом в президенты, он встречался с Николичем. Однако на подписании контракта по поводу строительства участка трубопровода «Южный поток» между Москвой и Белградом присутствовал Тадич. Получается, что ему также была оказана поддержка.
Напомню, Николич в тот момент был без пяти минут президентом. Он набрал 37 % голосов. То есть на 2 % больше, чем Тадич. И если бы мы оказали ему дополнительную поддержку, он был бы сегодня президентом Сербии. Я сам совсем недавно был в Сербии и встречался с Коштуницей, с Николичем и лидером социалистов Ивицей Дачичем (который, кстати говоря, вступил в «Евразийское движение»). Я разговаривал с этими людьми очень серьезно и обстоятельно. В Сербию постоянно ездят наши делегации «Евразийского движения». Более того, здесь есть наше представительство. То есть мы постоянно держим руку на пульсе. Так вот, невнимательное и неадекватное отношение к сербской проблеме со стороны наших дипломатов наносит огромный урон национальной безопасности России.
Возвращаясь к вопросу о формировании правящей коалиции, хочу напомнить, что когда встал вопрос о признании независимости Косово со стороны США, Россия поддержала сербов. И совершенно правильно поступила. Но, обратите внимание, разразившийся вслед за этим парламентский и правительственный кризис в Сербии открывал перед нами уникальную возможность вернуть все «на круги своя». Для этого нужно было только одно: договориться с теми силами, которые имели в Сербии «золотую акцию».
Главной силой были социалисты из бывшей партии Милошевича СПС, которую сейчас возглавляет Ивица Дачич. Вопрос в том, что и Николич, и Коштуница были ориентированы на Россию. Они являются безусловными противниками признания независимости Косово и вступления в ЕС без части своей территории. Слабым звеном изначально был Ивица Дачич.
У России сейчас есть сотни миллиардов нефтегазовых средств. В конечном итоге получить подпись соцпартии было, что называется, раз плюнуть. Однако российские власти ничего не предприняли для этого. А сейчас мы начинаем уповать на американцев. Вот, дескать, они помогли Тадичу перекупить Дачича. А ведь Тадич просто перекупил слабое звено. И он совершенно правильно сделал.
Американцы делают большую политику не только войнами, но и деньгами. К сожалению, мы не делаем того же самого. А надо было всего лишь поддержать социалистов перед выборами. На самом деле они сами склонялись к этому. Наши олигархи легко могли бы раскошелиться и, грубо говоря, купить себе несколько «золотых акций» сербской политики. После этого мы бы имели своего премьера, парламент и военные базы на территории Сербии в самом центре Европы. Однако мы не пошли на это.
Я лично предлагал конкретные проекты, что нужно делать в таком случае. Все зависело от желания наших властей вложить в эти проекты несколько копеек от многомиллиардных нефтегазовых доходов. Это были бы просто микроскопические инвестиции по сравнению с теми деньгами, которые вращаются в политике и которые тратятся на пиар или приемы. После выборов Дачич еще раз приезжал в Россию. Но мы тогда в очередной раз проигнорировали его. И тем самым больно ударили по собственным же национальным интересам. Это уже попахивает Степашиным, который в свое время заявил: «Кажется, Дагестан мы потеряли». Однако Путин и отличается от Степашина тем, что он так не считал и выбил боевиков из республики в 1999 году. Сейчас складывается похожая ситуация.
Мы могли потратить сущие копейки и сохранить свое влияние в Сербии, но вместо этого сделали ставку на Тадича. А потом жалеем и плачемся, что национальная коалиция в Сербии, похоже, не состоится. Это какой-то политический инфантилизм. В Сербии все плыло к нам в руки. Оставалось только немного почесаться и пошевелиться. Наши дипломаты должны прийти в себя. Иначе никакой позитивной политики ни в Европе, ни на постсоветском пространстве мы проводить не сможем. И не надо утешаться тем, что наши спортсмены забивают голы и показывают гимнастические трюки. Конечно, это само по себе прекрасно. Но это еще не есть настоящая политика и влияние страны в мире. Наши футболисты просто молодцы, что они сражаются за мобилизацию национального духа. Я бы вообще только ими и комплектовал бы наш парламент. Потому что только они что-то делают для России.
Зато огромная армия наших чиновников, которые занимаются международной политикой, в лучшем случае состоит из болтунов. Посмотрите, сколько создается всяких институтов и фондов, которые тупо распиливают бюджет. В нашей ситуации это просто преступное поведение. То есть, как и в ельцинские времена, мы продолжаем самим себе гадить на голову, подрывать свои собственные национальные интересы, а потом причитать и говорить: «Что же нам теперь делать?» Если бы я лично не встречался с теми людьми, от которых зависит ситуация в Сербии, не привозил их в Россию и не организовывал бы сербские марши, я, может быть, и не высказывался бы сейчас так однозначно. Сербские политики ждали поддержки России. Однако мы умудрились не сделать даже таких элементарных шагов. И смешно говорить, что российское руководство не знало, как нужно поступать. Я лично представил план действий до выборов. И убежден, что нечто подобное было доведено до верха еще по 5-6 другим каналам.
Надо было, фигурально говоря, почесать за ухом. Не почесали. И нечего теперь плакаться об упущенных возможностях и несостоявшейся коалиции. Тадич в самой грубой американской манере буквально за копейки перекупил социалистов. Дело не в последних. Природа всех людей и политиков одна и та же. Да и что сербским социалистам оставалось делать? Сначала мы сдали их бывшего лидера (Милошевича) в Гаагский трибунал, а теперь пытаемся увидеть с их стороны высокоморальное поведение.
Александр Дугин, политолог,
лидер Международного "Евразийского движения",
президент фонда "Центр геополитических экспертиз"