С другой стороны, Испания в европейском контексте и особенно в
контексте морских завоеваний выполняла "сухопутную",
"теллурократическую" функцию. Ее соперничество с Великобританией имело
сходный геополитический смысл с русско-британским соперничеством. В
этом смысле у России и Испании сходные геополитические ориентиры.
Если бы Испания смогла бы использовать свое влияние в Латинской
Америке в смысле консолидации сил в противовес контролю США, то
появились бы новые моменты для сближения с Россией, судьба которой
зависит от перспективы организации планетарной оппозиции США - проект
"многополярного мира". Политически это должно быть сочетанием двух
форм антиамериканизма - справа (с национальных позиций) и слева - с
социалистических (антикапиталистических, антиглобалистских) позиций.
Проект общенационального антиглобалистского фронта мог бы нас
сблизить.
Общих экономических интересов у России с Испанией немного.
Корр.: Были ли в истории моменты, когда интересы России и Испании особенно близко соприкасались?
А.Дугин: Практически никогда.
Корр.: По оценке одного дипломата, в последние два года российско-испанские отношения бурно развивались, что выражалось во взаимных визитах на высшем уровне, в открытии института Сервантеса в Москве. Можно ли говорить, что Россия и Испания придерживаются какой-то определённой политики в отношении друг друга?
А.Дугин: Я думаю это сближение обусловлено полным отсутствием исторически
пересекавшихся интересов - это нечто полностью gratuito. Насколько я
знаю, некоторых российских политиков привлекает в Испании опыт
"замирения" противоположных лагерей в эпоху Франко после гражданской
войны, и потом мирная передача власти от Франко к королю с последующей
демократизацией. Проекты гражданского замирения и демократического
монархизма интересы российскому истеблишменту как пример для
подражания. На мой взгляд, это свидетельствует более об историческом
невежестве нашего правящего класса, чем о реальной испанофилии, для
которой нет ни малейших исторических предпосылок.
Корр.: В свете Ваших идеологических теорий как Вы оцениваете путь Испании с 30-х г.г. ХХ в. по сегодня?
А.Дугин: Я считаю, что в первой половине ХХ века и вплоть до смерти Франко Испания отстаивала свою национально-государственную самобытность, шла
своим путем. Этот путь был сложен и драматичен, но испанцы участвовали
в истории, а за это участие всегда платят кровью. Франко уцелел и
после поражения стран оси. Когда же началась демократизация, то
Испания как таковая стала иссякать. Остались отдельные люди, деревни,
горы, монументы, памятник Эзре Паунду в местечке Мединаселли...
Эскуриал... Осталось испанское небо и ветер... А Испании, увы, нет...
Корр.: В испанской прессе очень много пишут об "антиглобалистах". Как Вы смотрите на это движение?
А.Дугин: Я считаю, что это искренние и правильные люди. Глобализация - это
абсолютное зло. Конечно, маскарадами и хулиганством ее не отменить, но
люди, которые бросают ей открытый вызов - достойны самого искреннего
уважения. Я считаю, что это только первая война, и что антиглобализм
как когда-то антикапитализм, должен стать мировым явлением, основной
новой международной консолидации - по ту сторону правых и левых.
Корр.: Есть ли на Ваш взгляд какие-либо альтернативы однополярной глобализации, например глобализация на однополярной основе?
А.Дугин: Да есть, существует многополярная глобализация или "глобализация больших пространств". Партия "Евразия", которую я возглавляю, настаивает
именно на такой глобализации - мы против объединения всего мира, но
за объединение Европы, Евразии, арабского мира, Африки, Латинской
Америки, Азии, тихоокеанского региона. Более того, это единственный
выход - так как модель государства-нации не может быть достойной
альтернативой глобализму. Мы должны строить политику на новой основе.
И буржуазное государство-нация и глобализм растут из одной
либерально-демократической матрицы. Мы должны разрушить ее и утвердить
новое солидарное, справедливое, социально ориентированное общество, а
не новую форму глобальной тюрьмы.
Корр.: В геополитике нет такого понятия как "Южная Европа", есть "Евроафрика" (в рамках которой Средиземное море рассматривается как внутреннее озеро). Действительно, на территории Испании существовало устойчивое евро-африканское образование на протяжении приблизительно 800 лет. Какова вероятность воссоздания подобной конструкции?
А.Дугин: Я сторонник меридианальной экспансии по оси Север-Юг как наиболее
гармоничной модели взаимодействия разных цивилизационных образований.
Евроафрика представляет собой меридиальный пласт (геополитический пояс) - один
из 4-х наряду с евразийским, американским и тихоокеанским (азиатским). Но данный пласт (пояс) состоит в свою очередь из "больших пространств" - "европейского", "панарабского" и "панафриканского". Соотношения между "большими пространствами" и "геополитическими поясами" непростые: военно-стратегически и экономически "пояса" должны постепенно интегрироваться, культурно и цивилизационно они могут сохранять
особенности.
Корр.: Лично Вам чем интересна Испания?
А.Дугин: Историей, языком, я очень люблю этот язык, я даже писал на испанском
первую часть своей первой (до сих пор неизданной) книги "Los Templarios de lo
Otro", и потом перевел ее на русский. Мне нравятся горы, камни, Пиренеи, Каталуния... Мне кажется, что испанцы люди совершенно проницаемые. Увы, у них слабый антидот против глобализации именно по этой причине.
Корр.: Говорят, в Испании выходили Ваши книги. Сообщите, пожалуйста, названия и кто издавал.
А.Дугин: Выходила книга Misterio de Eurasia в 1989 г. в Мадриде, это собственно
перевод "Мистерий Евразии". Издательство Grupo Libro 88, в
консервативных либрериях наверное можно найти. Поинтересуйтесь также
журналами Tribuna de Europa, именами Isidro Palacios, Enrique Moreno и
т.д.