Вопрос Михаила Гринберга к Александру Дугину:
Здравствуйте!
Хочу задать вопрос Вам, как «последнему философу России». В полемике о мировых проблемах (мне 68 лет и подобные темы очень популярны среди моих сверстников) я постоянно провожу следующий тезис: Современные т.н. «цивилизованные страны» иногда почему-то не готовы противостоять реальным вызовам времени, например, угрозе со стороны т.н. «исламских террористов». Эти страны не обладают какой-либо серьёзной единой философской системой, достаточно убедительной и привлекательной, отражающей интересы и способной объединить народы разных стран и слои общества внутри каждой во имя осуществления какой-то, общей для всех, сверхзадачи.
Основные догмы - приоритет прав человека над правами общества, равенство прав и возможностей, неясная (и лукавая) система «гуманитарных ценностей» +
демократический и «прозрачный» способ управления - по своей организующей
мощности не выдерживают никакого сравнения с философской системой под
названием «ислам», стройной (в рамках своей аксиоматики), прошедшей
многовековый процесс становления и внедрения. Роль религии, как философской
системы, в этих странах недостаточна в силу упомянутой демократической
веротерпимости, разнообразия и различия религий и религиозных течений,
больших масс населения, не исповедующих религии вообще.
Я не слышал о существовании такой основополагающей философской системы или
конгломерата систем, определяющей, что есть истина, что такое добро и что
такое зло и являющейся идеологической, мировоззренческой основой развития
цивилизованного общества и принимаемых решений о направлениях и способах
этого развития. Возможно, правда, что это результат моей обывательской
невежественности.
Мой вопрос: Какая или какие современные философские системы являются
ведущими или, с Вашей точки зрения, могут претендовать на эту роль для
«сообщества цивилизованных стран»?
С уважением,
Гринберг Михаил.
Ответ Александра Дугина:
Такие системы есть. Есть т.н. "минимальный гуманизм", развившийся из
более сложного и многомерного конгломерата идей Просвещения.
Основы минимального гуманизма – или либерализма – развиты в книгах
К.Поппера, Р.Арона, пропагандируются Дж.Соросом.
Этот комплекс идей считает высшей ценностью перманентный процесс
прогрессивного освобождения индивидуума от всех форм коллективной
(шире, внечеловеческой) идентификации. Идентификация индивидуума как
индивидуума – есть теоретический предел процесса его освобождения от
всех остальных форм идентификаций. Чем Вам не философская и ценностная
платформа, даже если мы придерживаемся иной позиции?
Философская платформа современного ислама (точнее исламизма как
идеологии) есть апелляция к фазе рациональности, предшествующей Новому времени, но довольно далеко ушедшей от тотального (сакрального) традиционного общества. Это нечто аналогичное протестантизму – который есть рационалистическая редукция христианства. В этом, кстати, и его историческая сила. Исламисты предлагают вернуться к бравой предклассической рациональности – неизощренной и догматической, противопоставляя её не столько европейской рациональности, сколько пред-рациональным моделям традиционного общества (ширк) и пост-рациональным системам пост-модерна (пессимистический
пост-рационализм современного западного философского сознания, которое
есть не столько даже минимальный гуманизм, сколько вскрывшийся за
истощением человека онтологический нигилизм).