3) Попытка штурма Верховной Рады и последующий за этим на другой день митинг "Правого Сектора" показали: власть готова в любой момент сбежать, похватав пальто, как депутаты из фойе, услышав уличные шумы (это хорошо видно на видео), но одновременно "Правый Сектор" сегодня - это растерянные вооруженные подростки с нелепыми рунами на рукавах, никакой реальной силы не представляющие. Их лидеры - послушные марионетки олигархов, и если сверху не будет сигнала к атаке, все закончится вялым и неубедительным спектаклем.
Итак, мы плавно подходим к выбрасыванию радикальной провластной группой на помойку ультранационалистических группировок и роспуску Майдана. То, что на циничную и показательную ликвидацию одного из своих лидеров "Правый Сектор" никак не ответил, означает, что это чисто инструментальное марионеточное образование, подлежащее в скором времени полному и бесславном роспуску.
Обращение Виктора Януковича: Референдум прежде всего
Хотя заявление Януковича и не было сделано в живую, оно имеет большое значение. Янукович фиксирует ряд важных моментов нынешней ситуации:
- еще раз подтверждена нелегальность "власти" в Киеве, только Янукович - легитимный Президент;
- декларируется нелегитимность выборов, назначенных участниками государственного переворота на май;
- провозглашается необходимость проведения Референдумов во всех областях Украины;
- изложен отказ от руководства "Партии регионов".
Это значит, что с чисто юридической точки зрения:
- ни один приказ нынешней так называемой власти на всей территории Украины не должен соблюдаться - напротив исполнение ее приказов преступно;
- ни ВС, ни СБУ, ни МВД, ни самопровозглашенные власти Украины - ни "правительство", ни Рада, ни таможенники, ни пограничники, ни губернаторы, ни полиция, ни какие-то еще органы не являются легитимными и действуют от лица самих себя - как незаконные формирования, полевые командиры или террористические организации;
- все те, кто выдвигают свои кандидатуры на пост Президента Украины, действуют за рамками правового поля и являются пособниками преступной группы (в этих условиях Царев, Добкин и Симоненко в такой ситуации оказываются такими же предателями и самозванцами как и Порошенко, Тимошенко, Яценюк и Тягнибок);
- участие народа Украины в выборах будет противозаконным деянием, так как они будут проводиться в условиях террора и вне правового поля, их результаты заведомо недействительны;
- без проведения Референдума о статусе каждой области Украины никакой легитимной и легальной государственности в Украине быть не может и нет - Украину еще есть шанс создать заново, но сохранить существующее уже невозможно - совершенный Западом государственный переворот уничтожил страну.
Это крайняя позиции, но с учетом состояния полного хаоса и коллапса на Украине, эти тезисы дают вектора и ориентиры для позиционирования всем тем силам, особенно на Востоке и Юге, которые не признают хунту и отказываются подчиняться тем, кто в ходе государственного переворота пришел к власти.
Раскол Украины: Митинги Юга и Востока
В течение всей недели не прекращались акции протестов против нынешней нелегитимной власти страны на Юге и Востоке Украины, что достигло своей кульминации в выходные, когда десятки тысяч людей вышли на митинги за Референдум в Одессе, Донецке, Харькове, Луганске и других городах. Заявление Януковича было воспринято как дорожная карта протестного движения. Главные тезисы митингов были следующие:
насущная необходимость проведения Референдума о статусе областей;
отказ от признания киевской нелегитимной власти легальной;
отказ от проведения выборов в мае в условиях ультранационалистической диктатуры и хаоса;
требование создания нового политического субъекта на Юго-Востоке Украины, Новороссии, объединяющей целый ряд областей;
требования статуса русского языка как государственного (не просто второго, но первого - по крайней мере, на Востоке и Юге);
требование беспощадной борьбы с фашизмом, бандеровщиной и национализмом во всех его формах;
большинство требовало немедленного присоединения к России по Крымскому сценарию, но отдельные выступающие говорили о необходимости федерализации или конфедерализации;
часто звучали социальные лозунги и призывы к всеобщей забастовке.
Важно, что непризнание легальности киевских властей заставляет жителей Юга и Востока Украины рассматривать репрессии против гражданских активистов со стороны СБУ и других органов, как захваты заложников террористами или бандитское похищение людей.
Следовательно, наиболее радикально настроенные силы, такие, например, как в Луганске, напрямую призывают к Национально-Освободительной борьбе против тех, кто в ходе переворота захватил власть, через формирование вооруженных отрядов Сопротивления.
Все это явно ставит Украину на грань гражданской войны.
Для Юга и Востока обвинения в сепаратизме со стороны нелегальных в их глазах киевских властей выглядят нелепо, так как именно их действия напрямую привели к выходу Крыма из Украины. Сепаратисты, развалившие Украину, это Майдан, бандеровцы и хунта.
Но так как в данном случае обе стороны оперируют взаимоисключающими системами ценностей, взглядами на происходящее, геополитическими предпочтениями и юридическими квалификациями, то Киев не слышит Востока и Юга, называя их титушками и провокаторами, завезенными из России, а Юг и Восток не собирается слушать Киев и его пронатовскую, русофобскую и ультранационалистическую повестку дня. Кроме того, если источником власти является Майдан, то есть простые люди, собравшиеся в центре Киева, то почему бы не воспроизвести то же самое на Юге и Востоке, собрав Вече как главный орган власти и источник легитимации на Юго-Востоке: киевско-западенский пронатовский Евромайдан vs юго-востчного и пророрусского евразийского Вече. Два народа, две судьбы, две истории, две системы ценностей, два демократических источника власти: Майдан и Вече.
Запад сдается: Встреча Лаврова с Керри
Последней новостью является встреча Лаврова с Керри. Самое важное в ней, что США явно демонстрируют готовность диалога с Россией и внимательно рассматривают предложения Москвы о федерализации Украины. Сейчас совершенно очевидно: позиция Киева и нелегитимной украинской власти вообще не учитывается, все решают Вашингтон и Москва. Вашингтон, стоявший за переворотом, не ожидал столь эффективного и молниеносного ответа Москвы, и сейчас он де-факто признает, что его стратегия увенчалась полным провалом.
Москва выдержала мощную атаку Запада, настояла на своем, и показала, что без нее решить украинский кризис невозможно.
Лавров выдвинул ряд позиций Москвы:
- Референдум о политическом строе Украины ДО выборов в мае - с постановкой вопроса о статусе каждой области (федерализация) и с пунктами о выборах губернаторов, обязательном ведении второго государственного языка - русского и т. д.;
- внеблоковый статус Украины;
- защита национальных меньшинств на всей территории Украины;
- двойной контроль за соблюдением законности и порядка в Украине со стороны России и США (предполагается распределение зон влияния).
Керри учел позицию Москвы, на которую в условиях однополярного мира (если Россия была бы только региональной державой) должно было последовать объявление Вашингтоном войны, и мирно улетел в США. Лавров предложил мягкий вариант, но если понимать язык дипломатии, это была программа максимум в рамках реального. Если США соглашаются с планом Москвы и довольствуются ролью коспонсоров федерализации Украины на Западе и в Киеве, это будет означать тотальную победу Кремля и триумфальное возвращение России в историю, а также многополярность, признанную даже со стороны США.
Подумав, Вашингтон, скорее всего, выдвинет что-то свое, неприемлемое для России, но сам факт, что Керри все это выслушал от Лаврова и тихо уехал к себе в Америку, предварительно развернув самолет над Атлантикой, говорит о многом. Примаков развернул свой самолет, узнав о начале бомбежек Югославии, на пути в США, начав этап противостояния однополярному миру. Теперь Керри разворачивает над той же Атлантикой свой самолет, чтобы встретиться с российским министром иностранных дел. Тот же формально жест имеет в данном случае прямо противоположное значение: Россия отказалась следовать за Америкой в случае Примакова, теперь в случае Керри Америка возвращается к тому, чтобы признать Россию великой мировой державой, без учета которой нельзя осуществить в одностороннем порядке никакого масштабного действия, затрагивающего интересы третьих стран.
Александр Дугин, политолог