"В ельцинское время и до сего дня понятие национализма было вытеснено на окраины при помощи либералов. Национализм мыслится как то, что в цивилизованном обществе не допустимо. Но, тем ни менее, мы видим то, что является слиянием либерализма и национализма. Это - так называемая национал-демократия, что правильно было бы называть либерал-демократией", - заявил он, затронув тему такого явления, как "малый народ".
По словам Бовдунова, "…малый народ - существующее в обществе паразитарное меньшинство, противопоставляющее себя большому народу".
"В националистическом дискурсе происходит противостояние русских и россиян, причем под русскими понимается даже не все националисты, а только определенного рода, - рассказал эксперт. - Именно большой национализм, который обращается к большому народу, как к историческому субъекту и есть настоящая национал-демократия. Для малых национализмов может стоять вопрос об уменьшении территории России, кто-то говорит об отделении Кавказа, кто-то - о конфедерации русских республик".
Подытоживая свое выступление, Бовдунов выразил уверенность в том, что "Евразийская интеграция направлена на восстановление большого русского народа и ни в коем случае не противоречит интересам русского населения, как это часто хотят представить нацдемы".
Затем слово взял директор центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН, завотделом политологии и социологии политики Кавказа Южнороссийского филиала института социологии РАН Виктор Черноус.
Поддержав открывшего круглый стол заместителя руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ, директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина, Черноус отметил, что, говоря о национализме, "…нам нужно упорядочить понятийный аппарат. Это сложная проблема и к единомыслию тут прийти нелегко".
"Если ЕС пойдет развиваться в сторону федерации, то это будет многокультурная, многоязыковая сущность, но она будет иметь те ценности, которые мы вряд ли можем принять, - заявил он. - Представление о нации, как чисто о политическом субъекте, на мой взгляд, - искусственный конструкт. Что можно видеть на примере Шотландии".
Лидер московского отделения Евразийского союза молодежи (ЕСМ) Андрей Коваленко назвал современную Украину "неудачным проектом малого национализма". При этом, по его словам, "есть удачные - например, государство Израиль".
"Сам дискурс насчет большого и малого национализмов - это весьма продуктивно", - заявил он, отметив, что "…большой национализм - это наступательный проект, а малый - оборонительный".
Также в обсуждении приняли участие кавказовед, эксперт по радикальному исламу, заместитель директора центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при ЮФУ и ИСПИ РАН Игорь Добаев, декан отделения регионоведения ИППК ЮФУ Антон Сериков, главный редактор журнала "Геополитика.ру" Леонид Савин, начальник федеральной сетевой ставки Евразийского союза молодежи Павел Канищев, политолог Александр Проселков, медиа-аналитик, PR-эксперт Грант Карташян и ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Эдуард Попов.
В БЦ "Гедон" состоялся "круглый стол", посвященный теме национализма
Недавно состоялся "круглый стол" с интересным названием "Большой национализм против малых национализмов: этносоциологический аспект". Тема данного круглого стола актуальна в плане истинной картины о национализме. Его собрание должно было пролить свет на данное понятие и на его истинное значение для советского времени.
Дело в том, что термин возник ещё во времена Российской империи. Но как во времена империи, так и при Советском Союзе он неверно трактовался тогдашними идеологами.
Но и сегодня, по словам замруководителя центра консервативных исследований социологического факультета МГУ Валерия Коровина, трактовки этого понятия далеки от истины. Данное понятие связано с существованием национального государства.
Но ситуация усугубляется тем, что многие люди путают национализм с нацизмом. Нетрудно заметить, что подобная путаница губительно сказывается на общем развитии патриотизма, порождает ненависть и автоматически ставит ярлык экстремиста на человеке, который всего лишь пытается защищать интересы своего государства.
Ошибка заключается в том, что нацизм не просто связан с защитой интересов государства, но и со стремлением поставить их выше интересов других государств, что совсем не одно и то же.
Прежде всего, на наш взгляд, следует знать и понимать многомерность понятия "национализм". Например, существует гражданский национализм, связанный с формированием и воплощением гражданской позиции при принятии политических решений. Его подвидами являются государственный и либеральный национализм.
Первый подвид связан с подчинением собственных интересов интересам государства, что фактически сближает его с патриотизмом. Второй же подвид делает акцент на гуманистических, общечеловеческих ценностях.
Второй вид национализма - этнический. Он подразделяется на культурный и промордиальный этнический национализм.
Культурный национализм подразумевает сохранение и развитие общности культуры, традиций, языка. Примордиарльный этнический национализм связан с идеологией об основании нации на общем реальном или предполагаемом происхождении.
Радикальный национализм фактически и является нацизмом. Его подвидами являются ксенофобия (культурная и религиозная нетерпимость), шовинизм (идеология национального превосходства), а также фашизм (диктатура, основанная на культе личности, по сути, радикальная форма шовинизма).
Эксперт центра консервативных исследований Александр Бовдунов объяснил понятие "большого национализма" как течение, в рамках которого происходит скрепление ценностей российского государства, а не разъединение.
Большой национализм выступает за ценности большой страны, за интеграцию, которая направлена на воссоединение народа, сложившегося из разных этносов, и того пространства, центром которого является Россия. Малый национализм - это презрение ценностей большого народа.
Директор центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН, завотделом политологии и социологии политики Кавказа Южнороссийского филиала Института социологии РАН Виктор Черноус, заявляя о сложности этнических процессов, напоминает и о том, что из ряда стран Европы уходят как национальны.
В России, где все народы говорят на русском языке, сформировалась "российскость" - и не только у русских. У чеченцев, к примеру, и других народов России есть те нравственные ценности, которые объединяют их с русскими.
Это ядро и составляет ту основу, на которой мы должны развиваться, считает Виктор Черноус, при объективном лидерстве русского народа. Такие идеи стоит проводить, избавляясь от идеологической путаницы.
По словам главного редактора журнала "Геополитика.Ру" Леонида Савина, большой национализм имеет место и в Латинской Америке. По его словам, Аргентина и Бразилия хотели интегрировать свои экономики, чему помешал кризис. Будучи гражданином Украины, Леонид Савин считает украинский национализм не просто малым, но и национализмом ущербным.
Благодаря политике, проводимой в свое время президентом Ющенко, многие молодые люди в этой стране восприняли идеи богоизбранничества своего народа. Потому-то в Европе искренне не понимают, что происходит на Украине, трактуя все на свой якобы демократический лад.
Председатель политической партии "Национальный курс" Андрей Коваленко (Москва) также считает происходящее на Украине неудачным проектом малого национализма. Хотя гибель этого проекта - трагедия для России.
Медиа-аналитик, PR-эксперт Грант Карташян (Ростов) согласился со всеми выступавшими, при этом заявив, что технологии реализации проекта "большого национализма" не были озвучены ни у кого из выступивших. По словам участников дискуссии, реализация данного проекта и должна стать темой нового "круглого стола".