Вот, например… Как организован туристический бизнес в Турции, Египте Тунисе? В этих отелях искусственно все. Завезено откуда-то из других стран - просто все: продукты, песок, растительность, машины, обслуживающий персонал, и даже само море с кораллами в значительной степени представляет собой голографическую проекцию, специально подсоленную: чтобы море было похоже на настоящее, его досаливают в некоторых отелях, на некоторых пляжах.
Человек, отправляющийся в турпоездку, гарантированно не попадет в ту страну, которая формально поставит ему штамп в таможне, он поедет в другую страну, которая для него создана, и которую он и хочет видеть - напоминающую его собственную, и тем не менее обладающую небольшими различиями.
В Шарм-эль-Шейхе есть огромные статуи из белого мрамора, статуи людей играющих в гольф, загорающих, ныряльщиков и т. п. Это не сфинксы, не изображения богов и героев. Это просто ироничное подмигивание тем придуркам, которые приехали по сути к самим себе. Для того чтобы туристу было комфортно, он должен всюду сталкиваться с тем, к чему он привык дома.
Естественно, туристы, приезжающие в Москву, видят медведей, которые ходят по улицам, цыган на тройке, а Санкт-Петербурге - дамы в вуалях разъезжают в санях, то есть люди хотят видеть то, что они уже знают, и если они сталкиваются с тем, что не соответствует их ожиданиям, то они расстраиваются.
В Китае они должны видеть красочных драконов, фейерверки.. В китайсктих городах порой целые зоны выделены под европейских туристов. Вокруг в глубине континентально Китая - голод, страдания и чашка риса на неделю, а в туристических центрах Китая все процветает, скачут драконы, вечно пляшут девушки с лентами, как бы создавая туристам подтверждение их ожиданий.
Турист это человек, который никуда не может приехать.
Зигмунт Бауман хорошо говорил о туризме, как о форме жидкого общества. Это постоянное перемещение, фланирование в планетарном масштабе, и те страны, которые зарабатывают туризмом, сами размывают свою инфраструктуру, получая огромные прибыли за счет торговли этими артефактами для совершенно поверхностных и бестолковых туристов, они полностью закатили свою промышленность, индустрию, отказались от производства, и в общем-то закономерно вступают в дефолт.
Поэтому, идея реорганизации экономики в сторону туристического бизнеса совершенно бесперспективна. Да, мы можем обеспечить какой-то приток капиталов, но это совершенно эфемерная вещь: за это время мы не будем заниматься тем, что создает настоящую основу для экономики страны.
И в этом отношении, быть туристом - позорно.
Человек, который становится туристом или согласен быть туристом, он по сути дела согласен быть опущенным в нашем социальном пространстве, согласен на роль того, кого разводят, потому что любая туристическая поездка, это разводка.
Ему покажут все равно не то что есть, и даже не то чего он хочет, а то, что соответствует этим постоянно рециклирующимся догмам: еще одну статую еще одного игрока в гольф, которых он наверное уже видел на курортах немало, но и уже начинает привыкать, он заведомо на это согласен.
Турист согласен, что с ним будут поступать как угодно. Он дает специальную подписку в туристических бюро, что согласен выполнять любые поручения мастера. Он это и получает.
Поэтому, туризм, это нечто просто неприличное.