Валерий Коровин: Сейчас американцы стоят перед дилеммой: ударить сейчас или найти более подходящий повод для агрессии. Но сама агрессия запланирована изначально. Взяв на вооружение план "Большой Ближний Восток", в США понимают, что останавливаться нельзя, нужно перемолоть все государства региона и превратить их в бурлящие котлы абсолютного хаоса. Только тогда можно будет инсталлировать в регион элементы западной демократии. Остановка только мобилизует народы, и начнется обратная волна, которая не остановится в арабском мире, а захлестнет Европу и сами США. 11 сентября покажутся тогда цветочками для американцев.
Американцы замерли над пропастью цивилизационного столкновения. Или они применят силу и покончат с традиционным обществом, отвергающим западную демократию. Или США будут погребены под обломками своей собственной империи. Выбор Обамы сегодня носит исторический характер.
Он может пойти до конца и не обращать внимание на условности в виде мнения международного сообщества, отсутствие доказательств в причастности режима Асада к химической атаке, позиции Совбеза ООН. Либо Обама попытается сохранить лицо, продолжит говорить, что Америка действует строго в поле международного права. Но это замедлит динамику процесса. Пока в США будут искать подходящий повод, всему миру станет очевидно, что неизбежность вторжения в Сирию есть шаблон для любого государства мира. Это вызовет консолидацию национальных государств в военно-политические блоки, то есть начнет складываться антиамериканский многополярный мир.
Американцы поэтому вынуждены действовать решительно, чтобы не дать миру опомниться. Но тогда США лишаются благообразного вида. Никто уже не будет верить в слова про права человека.
Вот между этими двумя возможностями и лежит выбор Обамы. Он колеблется не из-за технических сложностей, желая перегруппировать силы, как-то обойти загроможденный Египтом Суэцкий канал. Он стоит на грани цивилизационного выбора. После этого выбора мир точно не будет таким, каким был до начала конфликта в Сирии.
"Свободная пресса": На военном сценарии настаивают не США, а Франция и Великобритания.
Валерий Коровин: Всё что касается глобальных вопросов, обличено в консенсус всего Запада. Мы видим просто разыгранную по ролям игру. Когда Обама говорит о многополярном мире, то имеет в виду не то, что мы. Он говорит о распределении ответственности. Если США берут основной военный груз проведения операции, основные финансовые расходы, то политические издержки должны лечь на Францию и Великобританию, которые будут выглядеть зачинщиками войны.
"Свободная пресса": В отличие от предыдущих конфликтов, где участвовали американские военные, перед вторжением в Сирию Запад долго находится в нерешительности.
Валерий Коровин: Все предыдущие решения тоже принимались не быстро. В случае с Югославией американцы работали с конца 1980-х годов. Они свой сценарий реализуют в нескольких фазах. Начинают с митингов, а заканчивают прямым военным вмешательством. Программу свержения Хусейна в Ираке начали еще во время операции "Буря в пустыне". Сирия как раз очень быстро столкнулась с горячей фазой десуверенизации. Нынешняя заминка - просто секунда в историческом масштабе.
"Свободная пресса": Военная операция всё-таки начнется?
Валерий Коровин: Единственный способ избежать военного вмешательства Запада - это добровольный уход Асада. Или он покончит с собой, или бежит из страны, или его сдаст окружение. Только такой экстравагантный сценарий может отменить агрессию.
Другое дело, что возможна отсрочка. Все видят, что провокация с химическим оружием объективно не удалась. Даже на Западе мало кто верит в версию американского правительства. Сейчас идет судорожный подбор благовидного предлога. Возможно, в Сирии убьют американского дипломата. США готовы на любые жертвы.
"Свободная пресса": В случае начала военных действий, чем сможет ответить Асад?
Валерий Коровин: Возможен любой сценарий. И коллаборационизм, и временные уступки, и готовность биться до конца. Но все варианты приводят к одному и тому же результату. Американцы вторгаются, казнят правителя, устанавливают свой марионеточный режим. Никакой сценарий не спасет Асада и Сирию от расправы. Остается единственная возможность - стоять до конца. Пример Ливии, где после свержения Каддафи начались этнические чистки и массовые казни, должен заставить задуматься жителей Сирии. Там тоже начнется кровавая баня, будут казнить всех, кого заподозрят в причастности к режиму Асада. Поэтому остается сражаться за свое человеческое достоинство. Асада ждет новый Сталинград, битва за каждый выступ, за каждый камень. С этим должны столкнуться американцы, чтобы понять, чего стоит воля к жизни.
Материал подготовил Андрей Иванов