Асламбек Апаев: Это боестолкновение имело место. Оно произошло в районе села Бамут. Я лично проверял этот факт. Ситуация в Чечне относительно спокойная. Но есть определённые круги, в том числе в Москве, которые заинтересованы в том, чтобы происходили подобные инциденты. В среднем 1-2 раза в месяц бывают вооружённые стычки.
"Свободная Пресса": 11 убитых и раненных среди федеральных военнослужащих - довольно большая цифра. Это рядовые потери для таких боестолкновений?
Асламбек Апаев: Да, обычно такие потери и бывают. То, что нам рассказывают по телевизору об 1-2 убитых и раненных - это ерунда.
"Свободная Пресса": Сколько сегодня в Чечне боевиков по вашей оценке?
Асламбек Апаев: Точно сказать сложно. Сейчас очень много боевиков переправляется в Сирию. Однако и счёт тех, кто остаётся в Чечне, идёт на сотни. Продолжается вербовка. Думаю, что в Москве есть круги, которые не хотели бы, чтобы ситуация окончательно нормализовалась. У Рамзана Кадырова в Чечне много противников. Но замены ему, на мой взгляд, нет. Не всё из того, что он делает, я поддерживаю, но никто другой не смог бы сделать для республики в таких сложныхусловиях столько, сколько удалось Кадырову.
- Действительно, информация о происходящем на Северном Кавказе даётся в СМИ очень дозированно, - говорит директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. - Это отчасти объясняется необходимостью сохранения стабильности в обществе. Так как именно кавказский регион избран определёнными силами за рубежом в качестве детонатора для распада России. Другие меры, такие как попытка проведения оранжевой революции, не сработали. Поэтому ради сохранения целостности страны избрана такая тактика: давать только ту информацию, которая сама просочилась в СМИ и её уже нельзя скрыть.
"Свободная Пресса": Но не получается ли таким образом, что болезнь загоняется вглубь, и ситуация, которую долго смягчали и приукрашивали в один не самый прекрасный момент выйдет из-под контроля?
Валерий Коровин: Да, такая опасность есть. Для того, чтобы ситуация на Северном Кавказе стабилизировалась, должна быть, наконец, выбрана государственная стратегия в отношении этого региона. Я был недавно в Грозном и презентовал там для местного экспертного сообщества и СМИ доклад, содержащий мои предложения.
Одно из них - осуществление реиндустриализация. То есть в регионе должна быть воссоздана промышленность. Но при этом средства необходимо направлять на Кавказ вместе в русскими специалистами. Новыми предприятиями должны управлять руководители из Центральной России, не связанные с местными кланами и обладающие стратегическим мышлением.
Другой вариант - окончательная деиндустриализация этого региона, возвращение обитающих там этносов к традиционным занятиям, образу жизни. Это снимет необходимость неоправданно большого финансирования кавказских республик из федерального центра. На данный момент местные чиновники требуют денег столько, сколько необходимо для индустриально развитого общества. А фактически оно таковым на Кавказе не является.
Если осуществить одну из этих стратегий, сообщения о терактах, боестолкновениях будут не так опасны, потому что общество, в том числе на Кавказе будет понимать, к какой цели идёт. К тому же наличие полноценной, планомерно осуществляемой стратегии снижает питательную среду для бандформирований.
Я пытаюсь обратить внимание федеральной власти на необходимость стратегического подхода, а не пожарного реагирования на происходящее, что является заведомо проигрышным подходом в долгосрочной перспективе.
"Свободная Пресса": Власть вообще задумывается о том, что нужна какая-то стратегия по отношению к Северному Кавказу? Создаётся впечатление, что она не старается видеть дальше сегодняшнего дня.
Валерий Коровин: Да, это во многом так и есть. Власть часто действует по принципу: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Мысль о том, что в отношении Кавказа надо принять стратегическое решение возникнет, но, скорей всего, в тот момент, когда опять всё будет висеть на волоске. Нынешние проблемы в регионе настолько запущены, что уже сейчас требуется хирургическое вмешательство. Начинать решение проблемы надо с фундаментальной, чётко обозначенной идеи. Иначе, как мы сегодня наблюдаем, во всех сферах жизни одно решение власти будет противоречить другому. Сегодня часть элиты мыслит в либеральных категориях, другая - в консервативно-имперских. Столкновения этих подходов дезавуирует все решения российских политических элит, сводит их на ноль.
- СМИ любую информацию передают в искажённом виде. И по Кавказу - в первую очередь, - считает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. - Это нужно для того, чтобы манипулировать общественным мнением, ретушируя реальное положение дел.
Даже те несколько процентов информации о терактах и боях на Кавказе, что содержаться в СМИ, подаются в искажённой форме. Превратно трактуются реальные действующие лица, роль местной власти.
"Свободная Пресса": Есть точка зрения, что замалчивание реально происходящего на Кавказе делается для того, чтобы не дестабилизировать ситуацию во всей стране…
Гейдар Джемаль: Напомню, что у русских революций в начале 20-го века были два главных источника - Казань и Кавказ. Кавказ был одним из важнейших центров революционного брожения и подготовки кадров. Первоначально финансирование большевиков шло с Кавказа.
Поэтому те силы, которые сегодня контролируют Россию, прекрасно понимают, что Кавказ это очень важная территория, исторически направленная против российской власти. Кавказская война в 19 веке - это, прежде всего, война Кавказа с русским царизмом. Поэтому в армии Шамиля и были подразделения, составленные из русских солдат. Та война воспитывала, как империалистов, так и тех, кто впоследствии имперскую конструкцию расшатывал. И самый яркий пример - Лев Толстой.
Кавказ по-прежнему остаётся важным центром противостояния системе власти. Поэтому власть ни в коей мере не заинтересована в объективной подаче происходящих там событий.
Материал подготовил Алексей Полубота