Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
Статьи Дугина | "KM.ru" | Нам предстоят сложные времена | Александр Дугин: "Чем более будет Путин популярен в России, тем менее он будет популярен на Западе - и наоборот. Эту задачу далеко не просто решить и тут нет готовых рецептов" | 05.05.2012
Александр Дугин
Нам предстоят сложные времена
Противостояние Путина как народного вождя с ультралиберальной прозападной элитой, которая будет воплощена в Белом доме - это серьезный вызов
Нам предстоят сложные времена. Третий срок Путина будет совсем не такой беспроблемный и не такой "само собой разумеющийся", какими были предыдущие два. На самом деле существует очень серьезная теоретическая проблема, которая будет решаться в этот третий срок - это соблюдение баланса интересов внутренней и внешней политики. Макфол, Запад, США, глобализация, однополярный мир настаивают на определенном сценарии поведения России, а внутренний сценарий и легитимность Путина пролегают в другом векторе, радикально противоположном. Чем более будет Путин популярен в России, тем менее он будет популярен на Западе - и наоборот. Эту задачу далеко не просто решить и тут нет готовых рецептов.
Есть также проблема элит - это уже внутриполитическая проблема, которая на самом деле тоже связана с предыдущей, но выражается следующим образом: элиты у нас в первую очередь олигархические, прозападные и сегодня они воплощены в премьере Медведеве и в его окружении (Юргенс, Гонтмахер, политтехнолог Сурков и др.).
Возникает некое политическое оформление полюса олигархических элит, которые теперь будут связаны с Белым домом - там сконцентрируется как раз все самое либеральное, прозападное, олигархическое: сам Медведев, Юргенс, Гонтмахер и весь ИНСОР, Тимакова, Сурков... Все окажутся в одной команде ровно так же, как в свое время оказались концентрированно представлены на "Эхе Москвы" либеральные спикеры. Но есть ведь ощутимая разница между Правительством и радиостанцией. И это очень серьезная ситуация. Ладно бы всех либералов отправили в Общественную палату, было бы не так страшно.
Кремль с Путиным при этом становится выразителем масс. Это уже проходило красной нитью и по всей предвыборной кампании Путина: Кремль, как выразитель чаяний народа. Отсюда и "народный фронт", и путинская социальная стратегия и евразийство и его патриотическая риторика, которые, безусловно выражают позиции большинства, но речь идет о простом народе - не об элитах. И вот противостояние Путина как народного вождя с ультралиберальной прозападной элитой, которая будет воплощена в Белом доме - это серьезный вызов.
"Тандем" приобретает совсем другой идеологический характер. Первые признаки некоей намечающейся поляризации в нем мы видели уже в процессе президентства Медведева, сейчас же ситуация станет более острой. Путин должен будет определенно репозиционировать себя. Он уже начал этот процесс, но пока не завершил. Это ведь далеко не само собой разумеющаяся вещь.
Есть и третья тема, наиболее принципиальная в мировоззренческом плане, с которой Путину предстоит работать - два типа демократий. Демократия как защита интересов меньшинства и демократия как выразитель интересов большинства. Если смотреть на примере внутренней политики, то большинство хочет одного, а меньшинство другого. Большинство консервативное - меньшинство либеральное.
Большинство имеет средний достаток - меньшинство богатое. Большинство русское - меньшинство нерусское. И вот этот вопрос, чему должна служить демократия - скажем, группе влиятельных олигархов, либо большинству простого народа Путину предстоит решить и - это его повестка дня.
Очень важно и то, в каком контексте будет решать Путин все эти вопросы. А решать их предстоит в контексте развивающегося кризиса, эрозии американского глобального господства и перспектив развития новых центров силы в рамках БРИК и ШОС. Отсюда, кстати, вытекает и императив Евразийской интеграции на постсоветском пространстве.
Готов ли Путин к этому - субъективно, объективно, материально, морально, есть ли у него на самом деле единомышленники, есть ли соответствующие инструменты - это вопрос пока открытый. В этом и будет состоять на самом деле интрига его третьего срока. Будет ли Путин действовать по инерционному сценарию, либо активно и жестко? Сможет ли он справиться с теми вызовами и дилеммами, которые я обозначил выше, либо не справится, на каком-то этапе оступится?
Период предстоит очень интересный, едва ли не самый интересный в современной истории. Сейчас маски сброшены, все позиции обозначены. Внешнее давление будет лишь нарастать, "оранжевая" оппозиция будет включаться в деструктивные сетевые процессы, внутренняя фронда при этом сконцентрируется в Правительстве. В такой ситуации Путину будет чрезвычайно непросто править.