"Голос России": Если говорить о Совете Безопасности ООН, о новом непостоянном члене, какое значение это имеет для Азербайджана? Мы действительно видим расширение его возможностей на мировой арене?
Александр Дугин: Нет, никакого реального расширения не предполагается. Со стратегической точки зрения Азербайджан не является региональной державой. Это держава, зависимая от крупных региональных партнеров - Турции, Ирана, России - и глобальных сил, естественно. Поэтому никакого конкретного действия на Азербайджан это не окажет, но, с точки зрения сближения с Западом, окажет моральное содействие.
Америка играет на двух направлениях. С одной стороны, Армении предлагается признать Нагорный Карабах, а Азербайджану предлагается восстановить территориальную целостность этой страны. Таким образом, идет подготовка к эскалации конфликта на Южном Кавказе, который чрезвычайно выгоден политике США, которая совершает свои смертоносные рейды по Северной Африке, арабскому региону, все больше концентрируется на Иране, Сирии и, безусловно, заинтересована в эскалации напряженности на Южной Кавказе.
В общем контексте американской стратегии, американской геополитики это довольно отрицательные действия. Никаких выгод Азербайджану это не принесет, а ситуация дестабилизируется.
"Голос России": Есть непостоянные члены. Вы сказали, что это некое добавление к Совету Безопасности ООН. Они ставят перед собой какие-то цели, решают вопросы, какие-то проблемы. Есть пять главных членов, которые могут наложить вето на любую резолюцию, и проект не будет допущен даже к рассмотрению. На ваш взгляд, существование этих десяти непостоянных членов бесполезно?
Александр Дугин: Постоянные члены влияют на решение международной ситуации. Хотя с точки зрения теории международных отношений есть понятие, что высшим авторитетом и высшей степенью свободы в международных отношениях обладает государство. Поэтому как бы ни велико было значение Совета Безопасности ООН, все эти рекомендации носят совещательный характер. В мире нет наднациональных инстанций, и Совет Безопасности ООН тоже не является наднациональной государственной инстанцией.
Не нужно преувеличивать его значение, а значение непостоянных членов имеет чисто имиджевый характер, точно так же, как Общественная палата в России. Она ничем не занимается, ни на что не влияет, и тем не менее многие люди рвутся в нее вступить, хотя она не дает никаких полномочий. Это вопрос имиджа, и это одновременно позволяет поощрить тех, кого надо поощрить, и исключить тех, кого надо исключить. Это некий символический приз, значение которого равно нулю, но обладать которым престижно.
"Голос России": Как вы расцениваете решение министра иностранных дел Словении о том, чтобы снять кандидатуру в последнем туре голосования?
Александр Дугин: У Словении нет самостоятельной политики в Европе. Большинство стран бывшего социалистического лагеря, бывшей Восточной Европы под контролем России начиная с конца 1980-1990-х годов, перешли в полное владение США. Соответственно, можно сделать только один вывод: Словении позвонили и сказали: "Не мешай нашей интриге с Азербайджаном, ты в ней все равно ничего не понимаешь. Потом мы тебя включим".
Это как система простейших приводных ремней: звонок из американского Госдепа и исполнение - вот и все. Без объяснений. Ему говорят: "Снимай кандидатуру", а он отвечает: "Да, конечно".
"Голос России": Новый статус Азербайджана ускорит решение нагорно-карабахской проблемы?
Александр Дугин: Во-первых, у нагорно-карабахской проблемы нет решения. Лучше всего сохранение статус-кво и для Азербайджана (поскольку все признают территорию в составе Азербайджана), и для Армении, и для Турции, которая не хочет ввязываться в новый конфликт, и для Ирана, которому абсолютно не нужно наличие дополнительных движений на северных границах, и для России, которая ничего другого, кроме сохранения того, что есть, без ущерба для себя предложить не может.
Американцы хотят взорвать эту ситуацию, поэтому с двух сторон провоцируют различного рода дестабилизацию всех участников этого конфликта, в первую очередь Азербайджана и Армении, обещая Баку и Еревану прямо противоположные вещи, чтобы пустить кровь.
Видели, что они делают в Ливии, в Сирии? Они пускают кровь. Американцам надо пустить кровь, и они будут это делать на Нагорном Карабахе для того, чтобы изменить эту ситуацию. А решения этой проблемы просто не существует.
Беседовала Марианна Ожерельева