Сопротивление Каддафи силам НАТО, возможно, даст старт более интенсивному формированию антизападных блоков – стратегических и военных на основе тех государств, которые сегодня стоят перед угрозой десуверенизации по модели Туниса и Египта, Ливии и Ирака и всего того, что мы наблюдаем в последние месяцы в арабском мире.
То есть, я думаю, что Каддафи сегодня должен стать не только лидером своего народа, восстановив свои политические позиции внутри Ливии, но и лидером движения государств и суверенных стран, которые сегодня стоят на грани десуверенизации и готовы бросить стратегический вызов единоличной доминации и гегемонии коалиции западных стран, в первую очередь, США.
Парвиз Немати: Будут ли США стремиться разделить Ливию, или им, напротив, выгодно сохранить её целостность?
Валерий Коровин: Конечно, с точки зрения геополитики, большое пространство всегда менее удобно для десуверенизации и постановки под контроль, чем небольшие локальные зоны. И эта судьба постигла и Советский Союз и бывшую Югославию, и в принципе разделение большого пространства на сегменты – это один из тактических приемов, которые использует Запад для того, чтобы брать под контроль те или иные суверенные государства и территории.
Безусловно, вариант разделения Ливии является для Запада приоритетным, и я думаю, что это было бы в принципе вариантом сохранения лица, если бы Каддафи согласился уступить хотя бы половину государства.
То моральное поражение, которое сегодня терпит Запад в Ливии, могло бы быть отчасти скрашено таким вот компромиссным сепаратным миром между повстанцами и войсками Каддафи. Безусловно, в любом случае, даже если Каддафи уйдет, Запад постарается сегментировать это пространство для того, чтобы на его части установить прямое управление, уже не иметь дело с силами оппозиции, которая сегодня располагается в Бенгази, а иметь режим, прямым образом подконтрольный Западу, коалиции западных стран.
То есть сегментирование – это один из тактических ходов, который активно используется и он в принципе облегчает во многом решение подобных задач, т. к. гораздо проще откалывать частями один сегмент за другим, нежели колоссальными усилиями пытаться брать его целиком, сохраняя целостность, что очень трудоемко, затратно, и довольно-таки сложно.
Парвиз Немати: Кто в ситуации с Ливией понёс наибольшие потери? И как по вашему будут дальше развиваться события?
Валерий Коровин: Я думаю, что больше всего моральных потерь в этой ситуации понесла Россия. После заявления Лаврова о том, что Каддафи должен отказаться от власти. Вот это, мне кажется, чудовищное моральное поражение российского МИДа в первую очередь, несмотря на то, что в принципе нынешняя власть и президент Медведев старались все-таки соблюдать какой-то нейтралитет, несмотря на ошибку, которая была осуществлена в самом начале, когда президент поддержал резолюцию 1973.
После этого все-таки российское руководство пыталось несколько раз продемонстрировать нейтральное отношение к ситуации, но заявление Лаврова, которое он сделал после встречи с Хилари Клинтон, значительно подорвало имидж российского МИДа на международной арене, и я думаю, что последствия этого мы будем ощущать ещё довольно долго. Поэтому, с точки зрения России, конечно, мы не лучшим образом выглядели в этой ситуации.
Что касается развития событий, то в принципе сценарий восстановления полноценной политической власти и политического контроля сил, которые поддерживают Каддафи на всей территории Ливии, был бы желателен даже после тех довольно неуклюжих шагов, которые осуществил российский МИД. Россия могла бы вернуть эти позиции и даже, мне кажется, укрепить их не только в Ливии, но и во всем регионе.
Поэтому, конечно, такой вариант был бы желателен ещё и с точки зрения взаимоотношений Россией и НАТО. Потому что следует представлять, что НАТО – это военно-стратегический блок, который во всем бросает вызов российским интересам, и в первую очередь, на постсоветском пространстве, и я думаю, что триумфальное продвижение коалиции западных стран во главе с США по постсоветскому пространству ничего хорошего России в любом случае не сулит.
По моему личному убеждению, Россия стоит в списке тех государств, которые США будут пытаться десуверенизировать, делить на части, по крайней мере, дестабилизировать внутриполитическую ситуацию для того, чтобы брать сегменты внутреннего пространства под свой контроль. Поэтому, конечно, хорошо, если Ливия станет таким камнем преткновения, о который НАТО сломает зубы или хотя бы один зуб и несколько остановит свой пыл. Это отложит те агрессивные планы, которые Запад осуществляет и реализует в отношении России.
Русская служба радио "Голос Ирана"