События, которые сегодня происходят на арабской улице, действительно доказывают, что мы имеем дело с цивилизационным единством. Обратите внимание, что именно с арабским цивилизационным единством, а не общеисламским. Ведь в рамках исламской цивилизации можно обозначить такие совершенно самостоятельные явления, как шиитская цивилизация Ирана, специфическая тюркская исламская цивилизация, пакистанская, афганская, северокавказская исламская культура.
Ислам, конечно, одна из самых "универсальных религий", но в различных мусульманских странах и регионах существуют различные цивилизационные культуры, и этнические векторы преобладают над собственно религиозными. Исламский мир чрезвычайно разнообразен. Именно поэтому "арабский сегмент" представляет собой нечто целое и единое.
"Зеркало.Az": Вы больше подчеркиваете этническую обусловленность исламской культуры. Но вместе с тем, кроме этого, существуют и внутриисламские идеологические течения, которые порой преподносятся более как надэтнические?
Александр Дугин: Действительно важно отметить и "внутриисламские идеологические течения", но это все по большому счету никоим образом не отменяет этническую модель ислама, даже при всем разнообразии тарикатов и мазхабов в том же арабском мире. Именно по этой причине я считаю, что современное единое арабское общество - это реальная действительность, и проповедуемый некоторыми лидерами арабских стран "панарабский национализм" имеет под собой определенную почву.
"Зеркало.Az": А как вы думаете, волнения в Тунисе, Египте, а также гражданская война в Ливии в общей совокупности - это больше "вызов", требующий "ответа" только в арабском мире? Насколько целесообразно считать, что "вызов" охватывает всю так называемую "глобальную ойкумену"?
Александр Дугин: Сегодня такое самостоятельное и полноценное культурное единство, как арабоязычный мир, пришло в движение, и мы стоим только у истоков этого сдвига. Арабский мир выходит из постколониальной модели. В данный момент арабский мир пытается осознать себя.
На самом деле подобные попытки были и ранее. Первый конкретный период был во времена Абделя Насера. Египетский президент был намерен сформировать арабскую нацию с социалистическим уклоном. Сегодня социализм - это все же не то, что может сплотить "единый арабский народ". Я полагаю, что именно специфический арабский исламизм является той идеей, которая будет пробивать себе "путь к жизни". Эта идея перерастет в конфликт с буржуазным национализмом, с ценностями европейского гражданского общества, принципами глобализма и, возможно, с какими-то отдельными универсалистскими представлениями в исламе.
Что касается глобальной системы, она переживет глубокий кризис. США как супердержава уже не справляется с "мировым правлением". А значит, это кризис глобального американского доминирования и регулируемого Штатами глобального порядка. Становится все более очевидным, что западная цивилизация в целом не "ассимилируется" в других культурах, к чему были претензии. Глубокой демократизации и либерализации не происходит.
"Зеркало.Az": Тем не менее, в ряде обществ идет столкновение массы противоречий, которые в целом не способствуют диалектическому упорядочению. Вот вам демократия, а вот вам историческая особенность становления государственности того или иного народа и нации. С одной стороны, проповедуемые универсальные общественные идеалы, либеральные экономические ценности и законодательная база, с другой - внутренняя социальная стратификация, реальная хозяйственная структура и правовая действительность. А как сформулировать закономерность того, что, отказавшись от универсальных установок и руководствуясь супериндивидуальной особой ментальностью и культурой, различные регионы и нации смогут добиться качественно новой политической стабильности, гармоничного социально-экономического уклада?
Александр Дугин: В принципе я продолжаю думать, что западная европейская цивилизационная модель, которая определяется такими параметрами, как парламентская - представительская демократия, индивидуализм, либерализм, свободный рынок, не является универсальной. Я воспринимаю ее как навязанную в рамках колониальной политики. Ее провозгласили универсальной точно так же, как провозгласили право захватывать колонии.
Я уверен, что в данном случае речь идет о конкретном западноцентрическом подходе, в рамках которого отдельная культура, политика, экономика и право отождествляется с каким-то универсальным процессом. Это определенная разновидность "западного расизма". Этот расизм бывает, как у Гитлера, "биологическим" и другим - "культурно-цивилизационным". Я полагаю, что, к примеру, арабский мир сталкивается с первой задачей. То есть перед арабским миром стоит цель избавиться от феноменов "колониального самосознания" и западноевропейской ценностной системы. Следует осознать, что эти ценности были навязаны арабским странам. Пока этого избавления не произойдет нельзя говорить о долгосрочной стабильности, так в арабских государствах может даже развязаться гражданская война между сторонниками арабской идентичности и западноевропейской.
Вместе с тем для укрепления арабской исламской цивилизации естественно возникнет необходимость использовать часть каких-то передовых западных технологий. Но это будет происходить во имя укрепления собственной идентичности. Образцом можно выбрать Китай. И еще повторю, что важно укреплять сугубо арабскую исламскую идентичность. Арабский исламский мир есть совершенно четкая, конкретная цивилизационная матрица. В рамках этой матрицы должна сложиться выросшая из исторических корней определенная социальная, политическая культура, которая будет отличаться от европейской, американской и других разновидностей ислама. Это заложит фундамент для дальнейшего развития.
Наряду с этим надо довести революции в Тунисе и Египте до конца, потому что необходимо избавиться от коррумпированных, прозападных и марионеточных политических элит, а не только Бен Али и Мубарака.
"Зеркало.Az": То есть, чтобы произошла реальная смена элит, а не отдельных лиц...
Александр Дугин: Именно. Только тогда можно будет говорить о начале нового исторического пути, потому как ситуация окажется в совершенно ином контексте.
Беседовал Ниджат Самедоглу