Он создает Северокавказский федеральный округ, назначает своим представителем такого либерально-экономического человека, как Александр Хлопонин, провозглашает ориентацию на Запад, сближается с США, не ослабляет политическую ситуацию по отношению к нашему ближайшему другу Александру Лукашенко. А ведь на Северном Кавказе должно быть сильное идеологическое, социальное и экономическое управление, которое Медведев ликвидировал, дав зеленый свет самым мрачным и деструктивным тенденциям.
Иными словами, я считаю, что ответственность лежит на президенте, на абсолютно нефундаментальном, поверхностном и даже в какой-то степени провокационном курсе его политики. И кому теперь выносить сор за такими неэффективными и несвоевременными решениями?! Опять Путину?! Хотя Медведев - его ставленник, поэтому часть ответственности ложится, конечно, и на Путина.
Ситуация становится все более критической. Мы видели, что Путин способен спасти страну от распада, отсюда его высокий рейтинг, но это имеет лимиты. У нас сложное общество, сложная этническая картина, и для того, чтобы управлять такой сложной страной, надо быть компетентным, прозорливым, надо понимать русскую историю, быть по-настоящему глубоко сознательным русским человеком.
Медведев же просто идеалист-западник, либерал. Не думаю, что он хочет зла нашей стране, он действует искренне, но это человек не того калибра, чтобы управлять нашей страной. При всех его положительных качествах. Передав власть Медведеву, Путин способствовал нынешней ситуации, когда назревает новая кавказская кампания. Война пока не началась, это лишь первые зарницы, и их можно в корне подавить, но это должен делать не Хлопонин. У нас есть генералы, специалисты по Кавказу, но они почему-то удалены от этой проблемы на большое расстояние. Дело в том, что эти военные независимы, самостоятельны, имеют свое мнение, с которым приходится считаться, и, может быть, это Медведеву неприятно.
Грузия
"Столица С": Стоит ли забывать о Грузии? Чего можно от нее ожидать и как, по-вашему, выходить из тупиковых отношений с этим государством?
Александр Дугин: На сегодняшний день Грузия, конечно, будет стараться нанести максимальный ущерб России, но у нее не так много сил для этого. Думаю, здесь большой опасности нет. В августе 2008-го Россия сумела поступить с Грузией жестко, наказала агрессора, который осуществлял геноцид осетинского народа. Здесь Медведев и Путин оказались на высоте, хотя либеральные советники пугали их, говоря, что если вы это сделаете, весь Запад будет против нас, начнется ядерная война, но все прошло нормально.
Однако после этого очень правильного действия власть пошла на попятную, стала ослаблять бдительность и хватку с точки зрения стратегии. Грузия была подавлена и разгромлена, ее стремление нанести ощутимый, болезненный удар по нашим национальным интересам было предотвращено. Пока она не опасна, но если мы продолжим слабеть, я ничего не исключаю. Грузия при Михаиле Саакашвили - наш постоянный враг. Не вся Грузия, конечно. Грузинский народ следует отделять от преступного режима.
Беларусь
"Столица С": Казалось бы, атаки террористов и показывающий зубы Кавказ должны объединить нас с братской Беларусью, но мы по-прежнему лишь отдаляемся друг от друга. Возможен ли когда-нибудь наш союз?
Александр Дугин: Я с самого начала жестко критиковал позицию Медведева в отношении Беларуси. Мы не должны относиться к ней по прагматическому принципу. Это действительно братское государство, наш главный союзник в западном направлении. Полагаю, что между братьями не должно быть таких меркантильных отношений, их нельзя строить на собственности и долгах. А та дискредитация Лукашенко, которая была в последнее время на нашем телевидении, просто вызывала у меня отвращение к той власти, которая это заказала, то есть к Медведеву. Это был позор! Стало стыдно за президента.
И когда по нашему телевидению демонстрировались сторонники Белорусского народного фронта, я глазам своим не поверил! Это неонацистская антирусская организация, которая спит и видит разрыв всяких связей Беларуси и России. Показать такой фильм могли только враги русского народа. Путин сейчас поддержал Лукашенко, в очередной раз спас ситуацию. Считаю, что назначение Медведева президентом было ошибкой, которую надо скорее исправлять. Он должен уступить место Путину. К Владимиру Владимировичу тоже накопилась масса претензий, но его позиция более понятная, последовательная и ясная. И если продолжатся его шварценеггеры, сколковы, инсоры, то это создаст угрозу нашей национальной безопасности.
Россия
"Столица С": Какой вы видите карту будущей России? Отвалится ли от нас Сибирь или, наоборот, Россия будет прирастать новыми землями?
Александр Дугин: Если от нас отвалится Кавказ, то отвалится все. Не только Сибирь, но и Поволжье, Дальний Восток, да и Петербург провозгласит собственную независимость. Отвалится все, что за пределами московского транспортного кольца, включая районы Москвы, имеющие претензии один к другому. Если отнять Кавказ, Россия погибнет, ее больше не будет. Если мы не начнем немедленно консолидировать наше территориальное единство и всерьез не вложимся в интеграцию постсоветского пространства, то рано или поздно нас неминуемо настигнет участь распада. Если держава не укрепляется и не расширяет свои границы, она теряет себя.
Мы находимся в достаточно жестком положении: с одной стороны - Китай со своей гигантской демографией, с другой - идеологически активный и бурно растущий исламский мир, Америка и Европа со своими интересами. Нас давят со всех сторон, и так было всегда. Россия всегда могла опереться лишь на армию и флот - вот ее союзники, как говорил Александр III. Если мы это не осознаем и всерьез не возьмемся за ум, мы потеряем страну. Этого нельзя допустить! Лучше пожертвовать президентом, элитой, олигархами, вексельбергами, но не Россией. Что нам важнее? Компрадорская, продажная, либеральная, горбачевско-ельцинская, прозападная элита или Россия? Конечно, Россия!
Революция
"Столица С": В недавней беседе писатель Александр Проханов предсказывал, что 2011 год может оказаться в России революционным. Вы разделяете такой взгляд?
Александр Дугин: Думаю, это вполне возможно. Противоречия между правящей верхушкой и интересами народа постепенно подходят к критической точке. Власть вообще не понимает общество, которым правит, не имеет никакого уважения к процессам, происходящим в истории.
Власть закрылась в своих интересах, она ориентирована на Запад и на собственное обогащение, а народ предоставлен самому себе. Эти противоречия вполне могут привести к революции. 2011-й, 2012-й… Никто не может назвать конкретный год, но мы абсолютно точно входим в зону турбулентности, нас скоро начнет колотить. Теракт в Домодедове - это только начало, цветочки. Война уже на подходе, она стучится к нам в двери, и я абсолютно убежден, что в этом виновата российская политическая элита.
Личное дело
Александр Гельевич Дугин родился 7 января 1962 года. Кандидат философских наук. Доктор политических наук. Публицист.
Ректор "Нового университета". Лидер Международного евразийского движения.
Знает девять языков. Вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым стоял у истоков создания национал-большевистской партии, из которой вышел "из-за идеологических разногласий". В 1995 году сотрудничал с питерским композитором Сергеем Курехиным. Был советником председателя Госдумы РФ Геннадия Селезнева.
С 2008-го - профессор, директор Центра консервативных исследований при социологическом факультете МГУ им. Ломоносова, с 2009-го - заведующий кафедрой социологии международных отношений.
Автор многочисленных монографий.
Женат, имеет сына и дочь.