Но по итогам 2010 года теперь уже очевидно, что все эти направления потерпели абсолютный крах. Дело в том, что отношения с Обамой не изменили системно отношений с США, и все наши уступки в этом направлении не были восприняты нашими американскими коллегами так, ка нам бы хотелось. Впрочем, когда речь о России, любые уступки с нашей стороны американцы просто используют против нас, воспринимая их как проявление слабости. Поэтому и на сей раз наши уступки США обернули исключительно в свою пользу, полностью проигнорировав интересы российского руководства.
Мало того, Обама и его администрация сейчас терпят крушение внутри самой Америки, популярность Обамы стремительно падает, его решения и внешнеполитические шаги абсолютно не легитимны, и не поддерживаются ни элитой, ни населением, и поэтому можно считать, что ставка на Обаму и развитие отношений с ним - была исключительно ошибочной.
Что касается развития отношений с НАТО, то мы видим, что наши усилия в этом направлении также закончились ничем, в силу того, что НАТО – военный блок, созданный против России, и существующий до сих пор исключительно за счёт противодействия нам. И, что естественно, никакие нынешние усилия Медведева никак не изменили отношения к России: договариваясь с Россией и декларируя смягчение позиций, руководство НАТО в то же самое время принимало программу "План действий на случай агрессии РФ против стран Прибалтики", где позиционировало Россию во внутренних документах, как исключительно враждебную, агрессивную и оппонирующую сторону. В итоге, все усилия "налаживания отношений" с НАТО также потерпели фиаско.
Что касается ситуации с СНВ, то мы видим, что американская сторона до сих пор не ратифицировала этот договор, что бьёт по международному имиджу Медведева, который всё поставил на ратификацию этого договора до конца года. Но ещё не известно, что хуже – ратификация его американским конгрессом, или не ратификация. Откровенные и циничные призывы американских политиков, в частности, Джо Байдена к сенату звучали буквально так: "Если ратификации не произойдет, то США не смогут держать под надзором российский ядерный арсенал". Здесь становятся очевидны подлинные причины этих усилий со стороны США. Таким образом, оба варианта бьют по России.
Из всего изложенного следует, что полное внешнеполитическое фиаско России в 2010 году – следствие системно неверного выбора приоритетом западного направления и попытка развития отношений с США и НАТО. Это то, что заведомо не может принести для России положительного результата в её нынешнем состоянии. По этой причине все усилия были не то, чтобы совсем произведены впустую, скорее они имели обратный эффект для позиционировании России на внешнеполитической арене.
"Голос Ирана": Как можно оценить поведение России в разрешении возникавших то и дело международных конфликтов?
Валерий Коровин: Что касается, допустим, вновь вспыхнувшего конфликта на корейском полуострове, то он со всей очевидностью вскрыл абсолютно слабую позицию России на внешнеполитической арене позицию, ибо всем стало ясно, что от России эта ситуация не зависит никак, и что развивается она исключительно при участии американских сил, и с учетом исключительно американских интересов, абсолютно игнорирующих позицию России, которой к тому же там и нет.
То же самое касается и всех остальных конфликтов: все свои козыри, которые Россия могла реализовать, - отношения с Ираном, с Белоруссией, что давало, в частности, возможность стратегического продвижения на Запад, и сближение с Центральной Европой, Германией и Евросоюзом в целом, - все эти козыри Россия просто бездарно растеряла, либо проигнорировала их наличие, реализовав все выгодные комбинации не в свою пользу, а в угоду интересам западных, американских партнеров, стремясь продемонстрировать добрые намерения, которые американцы цинично использовали в своих интересах.
Таким образом, ничего другого, кроме катастрофических оценок внешнеполитической деятельности России в 2010 году, к этой ситуации добавить невозможно.
"Голос Ирана": Как вы оцениваете развитие отношений России со странами СНГ в 2010 году?
Валерий Коровин: Президент Медведев еще встречаясь с работниками российского МИДа, поставил отношения России с СНГ на третий план, чем открыл возможность, и собственно дал старт активному поиску политическими руководителями стран СНГ новых отношений, новых контактов, новых связей помимо России. По сути российское руководство легитимизировало принцип "Каждый сам за себя" и открыло возможность политическим лидерам стран СНГ искать лучшей доли на стороне.
Полностью была проиграна ситуация в Киргизии, по сути произошла абсолютная изоляция России от этой проблематики в результате нашего самоустранением из этой ситуации. В итоге в Киргизии всё сложилось наименее выгодным для России образом.
Хотелось бы назвать достижением создание таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, но на фоне испорченных отношений с Минском, назвать это успехом тоже язык не поворачивается.
Руководство Туркмении, в частности, президент Бердымухамедов, также перенесли в ответ на медведевский демарш развитие отношений с Россией на третий план.
С Таджикистаном мы испытываем некое охлаждение в отношениях, потому что слишком велика, видимо, обида президента Рахмона за открытую проузбекскую позицию Москвы в вопросе достройки Рогунской ГЭС.
Единственное направление, в котором более-менее благоприятно ситуация для России развивается, так это в отношениях с Украиной, но это скорее вопреки российским усилиям. Кроме как договоренности строительства моста через Керченский пролив, больше никаких активных успехов Россия не продемонстрировала. Все, что происходит на Украине, происходит само по себе, без участия России, которая не приложила к этому никаких сил, поэтому нельзя достижения в отношениях с этой страной считать плодом нашей внешнеполитической деятельности. Украинский успех тоже не может быть зачислена к нам в актив.
Грузинская военная машина вновь набирает обороты, и явно нынешний политический режим Грузии настроен агрессивно, и будет продолжать при поддержке США реализовывать свои агрессивные военные планы в отношении Южной Осетии и Абхазии. То есть эта проблема также не снята Россией и никак не решена, а скорее отложена. Поэтому здесь еще более плачевная ситуация, чем в отношениях с дальним зарубежьем. Таким образом, что касается отношений со странами СНГ, то как они были декларированы, так и развиваются. Если СНГ для России имеет третьестепенное значение, то так СНГ к нам и относится.
Русская служба радио "Голос Ирана", 21.12.2010