Вместе с тем, в фонде считают, что в целом экономики стран Европы медленно восстанавливаются от последствий финансового кризиса, правда, происходит это неравномерно. В МВФ ждут серьезного роста экономических показателей в 2010 - 2011 годах.
В ЕС склонны обвинять в своих бедах финансовых спекулянтов (накануне экстренной встречи глав европейских Минфинов им удалось рекордно обвалить ведущие фондовые индексы, мировой рынок нефти и курс единой европейской валюты).
Российский экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин полагает, что в случае с ситуацией с евро имеют место не столько действия международных спекулянтов, сколько изъяны самого европейского устройства.
"К сожалению, интеграция в Европе носила колониальный характер, и в результате, не только восточноевропейские страны, но и ряд стран Южной Европы оказались просто несостоятельным, поскольку, раз они не могут ничего производить, то и не могут зарабатывать на жизнь", – рассказал эксперт в беседе с "Накануне.ru".
По его мнению, созданный "стабфонд" призван, "во-первых, не допустить прихода к власти в Греции «левых», которые не хотят капитализма и которые хотят принципиальных изменений в общественном устройстве".
"Во-вторых, это (создание фонда), безусловно, вызвано паникой. А, в-третьих, создание этого фонда укрепляет неформальные институты управления внутри еврозоны, потому что понятно, что страны, которые будут наполнять этот фонд, получают дополнительные рычаги управления. То есть, это еще и способ преодоления управленческого кризиса внутри Евросоюза", – отметил он.
Принятый пакет мер – лишь сигнал рынкам, заметил он, но при этом рынки "как-то очень спокойно на него отреагировали". Евро укрепилось до 1,30, а потом "спокойно съехало до 1,26".
"Рынки понимают, что фундаментальные причины сильнее любых вливаний. В стратегическом плане ситуация не изменится, поскольку Южная Европа мало что может производить для европейского рынка. Главным образом, это сельхозпродукция, вино и туризм. Это, в общем-то, не совсем Европа", – добавил Михаил Делягин.
Аналитик ИК "Тройка Диалог" Александр Овчинников заметил, что столь крупный пакет помощи очень серьезно охладил страсти мировых, европейских инвесторов в отношении рисков, касающихся госдолга, прежде всего, Греции.
"Эта мера, действительно, на непродолжительное время может охладить пыл, опасения инвесторов, что Греция допустит дефолт или пойдет на реструктуризацию долга, что в какой-то степени вызовет нестабильность самой еврозоны, нестабильность евро как единой европейской валюты. Но вопрос здесь более глубокий и лежит не в плоскости создания данного фонда, каким бы большим он ни был. Вопрос лежит в области структурных проблем, которые к настоящему моменту не просто сложились, а привели к созданию глубокой кризисной ситуации", – рассказал эксперт.
Прежде всего, речь идет о высоком уровне социальной ориентированности экономики, низкой налоговой дисциплине, отсутствии единой налоговой политики.
"Создание фонда показало, что европейские страны не допустят дефолта одной из своих стран, но это не решило проблему в корне. Не могу сказать, что рынки торгуют «по технике» или спекулируют, ведь в основе современных рынков лежат фундаментальные оценки и макроэкономический анализ. Я бы не исключал продолжения сохранения высокой валонтильности рынков, потому что инвесторы зачастую не знают, откуда ждать подножки ", – сказал аналитик ИК "Тройка Диалог".
Профессор, завкафедрой МГУ, руководитель Центра консервативных исследований Александр Дугин полагает, что кризис еще не дал о себе знать в полной мере, а проблемы стран еврозоны – только "цветочки".
"Мы пока видели только симптомы. В реальности под угрозой – вся экономическая система мира. Тот факт, что в некоторых регионах Европы это дает о себе знать, – еще только цветочки. Джульетто Кьеза, бывший депутат Европарламента, рассказал очень интересную картину относительно задолженности небольших европейских городов, которые возникли сразу после обвала, произошедшего осенью 2008 года, когда начался кризис. Любое финансово полномочное лицо неспособно было устоять перед тем гигантским ростом финансовых активов, который был в Европе и в мире до кризиса, потому что можно было иметь 100 тыс. евро, а в течение двух-трех месяцев, абсолютно ничего не делая, получить 200 тыс. евро. Дальше, если не учитывать фактор коррупции, тратились они на те же самые социальные нужды и был экономический рост. Тем же самым занимались греки. Вся греческая экономика просто играла на бирже – и пенсионные фонды, и правительство, и банки", – рассказал он.
Все финансовые учреждения в силу естественной логики стремились приумножить свои средства самым быстрым и эффективным способом, и практически вся мировая экономика была включена в горячие процессы приумножения денег.
Однако, если, например, в Италии, во Франции и, особенно, в Германии не забывали о десятикратных резервах, связанных с реальным сектором, то в таких странах, как Греция, Испания и Португалия с небольшими доходами, жили в рамках этого роста, а когда рост прекратился, дали о себе знать проблемы.
"750 млрд евро не могут помочь. Дело не в сумме денег, а в устройстве экономики. Вся экономика Греции откровенно построена на паразитировании на горячих процессах, там нет никакой экономики. В Греции, Испании и Португалии нет ничего, кроме паразитирования на мировых пирамидах, а у Германии, Франции, Италии – это паразитирование плюс собственная индустрия. Но пока еще у них есть «жирок», связанный с этим паразитированием, из этого «жирка» немцы выделяют свои миллиарды, а греки их спокойно освоят. Греки привыкли ничего не делать и осваивать аспекты роста. Кто заставит греков, получив миллиарды, вести себя по-другому? Они их спокойно проедят, протанцуют сиртаки, и любой так поступит", – считает политолог.
По его мнению, "кризис только начинается, и утверждения любых властей всего мира – финансовых, политических – относительно того, что кризис преодолен – это абсолютно безответственные заявления". Он предполагает, что следующим на очереди может оказаться Китай, который демонстрирует невообразимые темпы роста в кризис.
"Одной из наиболее вероятных зон следующего кризиса является Китай. Он как-то невообразимо хорошо справлялся в последнее время с кризисом, при том, что главный источник его доходов – потребительский сектор западных стран. Если общий баланс потребления на Западе существенно снизился, Китай как-то умудрялся это игнорировать и справлялся с этим, в том числе, с помощью манипуляций с национальной валютой", – пояснил Александр Дугин.
Отметим, что механизм европомощи Греции, по сути, уже запущен. Вчера правительство этой страны обратилось к Евросоюзу и Международному валютному фонду с просьбой перевести первый транш размером в 20 млрд евро в рамках 110-миллиардного пакета финансовой помощи. В рамках выделения первого транша Греции, 14,5 млрд евро возьмет на себя ЕС, а 5,5 - МВФ.
Материал подготовил Cергей Хурбатов