Ведь были подлость и предательство политических элит - боярства и дворянства, которые метались между Кремлем и Лжедмитриями (вначале первым, затем вторым). Приглашение шведов Василием Шуйским, приглашение поляков остальной российской знатью. То есть это был период настоящего кошмара, ада русской истории.
Но в 1612 году проявились силы, которые действительно стали символами русской государственности. Кто это был? Это в первую очередь был народ.
"КП": Я помню еще по школьному учебнику истории, что в этот день странным образом объединились самые разные политические силы...
Александр Дугин: Народ тогда воплотил себя в русском ополчении, освободившем Русь. Поэтому, если угодно, это праздник русской демократии! Ведь это редкий случай, когда простые люди сказали свое решающее историческое слово в судьбе нашего государства. Подвиг народного ополчения, если угодно, пассионарность народных масс изменили ход истории. На фоне предательства боярства и политической элиты того времени это было что-то удивительное.
Второе. Это праздник участия церкви в делах. То есть Русская православная церковь не устранилась от политической истории, не пошла на поводу у временщиков, но твердо сказала свое слово, продемонстрировала свою духовно-державную позицию. Тогда от лица русских патриархов мы услышали: только независимость, только свобода, только восстание против иноземной оккупации. И без этого голоса трудно сказать, решились бы или нет народные массы на свой героический подвиг. Конечно, важно, что к этой патриотической освободительной борьбе подключилась сама элита. Князь Пожарский был как раз символом и образом того, что не все боярство, не вся знать являются продажной, исторически безответственной. Что есть и в этом высшем сословии силы, которые понимают истинные цели России.
Вот объединение народа, церкви и патриотической части элиты - это то, что мы празднуем 4 ноября.
Мы вообще представляем собой свободное суверенное государство лишь благодаря событиям 1612 года. Не будь его, трудно сказать, по какой линии развернулась бы русская история. В те годы мы фактически были расколоты, разрознены, большинство наших территорий было оккупировано - и с запада, и с юга. В стране было введено внешнее управление. Это очень напоминает 90-е годы и другие смуты. В русской истории часто были такие, увы, печальные ситуации, когда мы стояли на грани пропасти. Потому, я думаю, этот день абсолютно по достоинству был сделан национальным праздником. Он бесспорен.
"КП": Но четыре года назад объявление этого праздника далось, мягко говоря, с трудом. Почему?
Александр Дугин: В те годы патриотическое начало в нашем народе мы как-то стыдливо прятали. Мы стыдились называть себя русскими, прятали глаза, когда речь шла о наших великих победах. Единственное, что мы любим выставлять напоказ, - это наши ошибки, негативные стороны. Вот с этим мы носимся как с писаной торбой. Вот такая закомплексованность в отношении нашей национальной идентичности, страх перед словом "русский", перед сочетанием "русская культура", "русская история", "русская традиция", и повлияли на то, что этот праздник пытались приватизировать силы нездорового экстремистского толка...
"КП": Сейчас постоянно напоминают о многонациональности России. Это основная претензия к слову "русский"...
Александр Дугин: По некоторым историческим реконструкциям, не очень, может быть, обоснованным... Есть такая историческая легенда, что основатель второго народного ополчения был татарином. И это вполне могло быть. Я разбирал исторические источники. Это не очень подтверждается, твердых доказательств этому нет. Но это вполне могло быть, это вполне правдоподобно. Потому что в Нижнем Новгороде очень много было тюркского, татарского населения. И он вполне мог быть и татарином. Среди татар традиционно было много русских патриотов.
К сожалению, поскольку у нас понятие "русского" до сих пор в загоне, этим пользуются, из этого извлекают свою выгоду экстремистские маргинальные группировки, которые пытаются спекулировать на нерешенности и даже на непоставленности проблемы нашей национальной идентичности.
"КП": Каждый год перед Днем народного единства обостряются политические баталии. Не в Думе, а на площадном политическом поле. И ни о каком единстве там нет и речи...
Александр Дугин: Это очень печально, потому что изначально была идея собрать здоровых обычных людей, молодежь и пройти маршем в честь этого праздника. Но провокации начались сразу же. Экстремисты фотографировались с поднятой правой рукой... Этим немедленно воспользовались люди, которые агрессивно относятся к русской истории. У меня даже складывается впечатление, что русофобские круги общества - либеральные и радикально-националистические - тут координируют свои действия. Мне кажется, они подыгрывают друг другу, пытаясь исказить, изгадить по возможности прекрасное, благое всенародное празднество. Конечно, доказать это сложно, но явная близость русофобов и неонацистов видна.
У России до сих пор много врагов. Как было когда-то - и оккупанты были, и предатели, и продажные элиты, - так и сегодня. И особенно этот праздник - кость в горле тех, кто мыслит себя современными Лжедмитриями, которые хотят остановить возрождение России. И одновременно, я думаю, это кость в горле у тех, кто очень боится русской демократии. Потому что русская демократия в отличие от абстрактных конструкций - это очень патриотическое явление. Думаю, для нашего олигархата и коррумпированной части российской элиты это страшный праздник.
Беседовал Дмитрий Стешин