Дела у пожилых россиян, судя по опросам общественного мнения, действительно обстоят неважно. Например, 50 % пожилых испытывают затруднения при ходьбе и подъеме по лестнице, 31 % с трудом одеваются, моются, едят и ходят в туалет. 8 % вообще не выходят из своих квартир, а 5 % не покидают постели. И при этом более 20 % пожилых людей живут в одиночестве, и им совершенно некому помочь. А четверть всех российских стариков периодически вообще не хотят продолжать жить или хотят покончить жизнь самоубийством...
Александр Дугин, лидер "Евразийского движения", доктор политических наук:
Сейчас политика в отношении пенсионеров, с материальной точки зрения, - достаточно адекватная. Хотя, конечно, если у пенсионеров нет других источников существования (своего огорода, родственников, детей или людей, которые им помогают), то их положение выглядит очень тяжёлым. Оно даже близко к недочеловеческому. Но, поскольку никто никогда не живёт только на то, что получает, и в любом обществе всегда есть дополнительные источники, то пенсионеры (особенно те, которые живут в деревнях или в малых городах, где ещё осталась связь между людьми, с натуральным хозяйством) кое-как справляются.
Надо сказать, что государство в последние годы обращает на эту тему внимание, пытается что-то сделать. Нельзя сказать, что пенсионеры сейчас находятся в таком же «загоне», как в 1990-е годы, когда пенсионеры были таким under-классом (то есть превратились в подкласс людей, живущих ниже черты выживания). И даже в этой ситуации люди как-то выживали, и смертность росла пропорционально.
Правда, средняя смертность мужчин в 56 лет – это настоящий геноцид ещё довольно молодых людей. Ясно, что они живут в совершенно других материальных условиях, нежели те, кто управляет страной. Мы знаем, что такая высокая мужская смертность – очень опасный показатель. Женщины живут дольше в среднем на 10-15 лет, но мужская смертность у нас - катастрофическая. Какое здесь долгожительство, когда мужики живут меньше 60 лет? Я считаю, что это - катастрофическое положение.
Поэтому, говорить о каких-то праздниках долгожителей не приходится… Есть люди, которые, слава Богу, обладают здоровьем. Есть и ветераны, которые ещё живы. Люди прошли войну, прошли страдание, а ведь, как говорится, только страдание делает человека человеком. Вот люди, прошедшие сложные испытания, живут дольше и относятся ко всем неурядицам, с которыми они сталкиваются, спокойнее, более философски и стоически. В в то время когда люди другого поколения, люди 50-60х годов, особенно - мужчины, сейчас мрут штабелями. Поскольку политическая система в целом омерзительна, люди не хотят жить (особенно мужчины) и умирают. Но если посмотреть те крохи, которые делаются, то, конечно, это лучше по сравнению с тем чистым геноцидом, который царил в 1990-е годы. Вопросам пожилых уделяется какое-то внимание, о них говорится, на них обращают внимание президент и премьер.
Если говорить о моральной стороне, то в нашем обществе, в нашей политике царит какой-то будничный, одичалый, разнузданный материализм. То есть, считается, что, скажем, если человеку дать горбушку хлеба, то он будет рад, а если у него отнять - он будет скулить прямо как собака Павлова. А ведь даже собака более достойно себя ведёт. Поэтому, нельзя забывать о моральной стороне пожилого поколения. Я считаю, что в этом отношении существует просто садистическое отношение к пожилым людям, потому что как только пожилой человек включает телевизор, то получает просто удар. Он видит рожу Цекало или Урганта, видит пошлейшие грязные шутки, видит оскорбления человеческого достоинства. Другое поколение просто не смотрит телевизор. Им некогда, они занимаются бизнесом. Если бы люди смотрели телевизор в России, они бы сошли с ума. И жертвой интеллектуального и морального геноцида, которым занимается наше телевидение, становятся в первую очередь пожилые люди.
Изредка, когда включаю телевизор, я попадаю на первых федеральных каналах на невероятную, унижающую человеческое достоинство пошлость, беспардонную и морально-депрессивную. Этот - смех чудовищ, которые неостроумно, глупо, непонятно и обязательно пошло и грязно хохочут над тем, что только этим свиньям понятно. Появляется ощущение, что это - сознательная политика.
Поэтому, давая какие-то крохи пенсионерам и ветеранам в материальном смысле, то в моральном смысле, через телевидение их сживают со света. Может быть, когда пенсионеры оглохнут и ослепнут, они не будут видеть телевизор, видеть Урганта и Цекало, и проживут ещё дополнительных лет десять только в силу того, что они уже перестанут видеть и слышать, что демонстрируется по этому человекоубийственному прибору.
Одним словом, в последнее время что-то делается. Делается чрезвычайно мало и чрезвычайно плохо. В основном, как всегда, всё крадётся. Но, тем не менее, самое страшное не в этом. Самое страшное – в том, что политика интеллектуального и морального геноцида осуществляется с помощью телевидения, причём больше всего это воздействует на пожилых людей, которым просто нечего делать. Они не знают и не понимают интернета, поэтому вынуждены смотреть телевизор, поскольку им больше нечем заняться. Особенно в городах, где инфраструктуры для пенсионеров нет.
И вот эти одинокие люди, умирающие под хихиканье "Камеди клаб" или шутки Урганта с Цекало – мне представляется, это самая страшная картина, это приговор. Причём это приговор нашему руководству, которое так и не собирается ничего реально делать.
Пожилое поколение гниет. И молодое – тоже гниет. А в центре носятся временные, ещё пока не потерявшие силы и возможности молодые брокеры, по-настоящему живущие всего 15-20 лет, и обслуживающие их мадам с Рублёвки или с вокзала. Эта группа спекулянтов и их временных наложниц и считается народом. А остальноё всё - мусор. Видимо, для нашей власти к этому мусору относится и пожилое поколение. Более чудовищного отношения я себе представить не могу. Хотя, в 1990-е годы было ещё хуже, потому что над ними просто откровенно издевались.