К тому же сотрудничество Россия-НАТО ослабляет блок ОДКБ, так как своим примером открывает возможность членам ОДКБ так же начать развитие двусторонних отношений с НАТО, к чему, собственно и стремится руководство НАТО: ослабить единство в рамках ОДКБ, наладив двусторонние отношения со странами ОДКБ – с каждой по отдельности. Все эти вещи просто катастрофичны для нас – для России и для блока ОДКБ, поэтому решение российской стороны о возобновлении сотрудничества выглядит очень странным.
Даже при номинальном согласии на такое сотрудничество мы должны были торговаться до последнего, выдвинуть максимальное количество условий. Мы должны были требовать для себя множества уступок, и в итоге, добившись своего, этого сотрудничества всё же не возобновить. То есть действовать в американском совершенно стиле – торговаться и не выдать желаемого результата. Но вот что сподвигло наше руководство к возобновлению, это совершенно непонятно для меня.
"Ракурс": Не кажется ли Вам, что если бы полностью были свёрнуты отношения Россия-НАТО, мир вернулся бы к временам "холодной войны"?
Валерий Коровин: Дело в том, что США на сегодня являются единственной гипердержавой. Нет второго, уравновешивающего геополитического полюса, только при наличии которого возможна ситуация "холодной войны". Россия для США не является равнозначным, ни геополитическим, ни военным оппонентом. А, следовательно, всё, что происходит сегодня в мире, происходит с их ведома и с их подачи, без нашего участия, это так называемый "управляемый хаос", результатом которого должно быть ослабление и вообще прекращение существование таких всё ещё крупных, но всё же по статусу региональных, а не мировых геополитических субъектов, как Россия или, допустим, Иран.
Поэтому всё это - игра в одни ворота, и если уж говорить о сотрудничестве, то надо налаживать двусторонние отношения Россия-Германия, Россия-Италия, Россия-Франция, возобновившая недавно членство в НАТО, и Россия-США. То есть то, что делают американцы со странами ОДКБ. Симметричное налаживание двусторонних отношений, даже ещё лучше налаживание двусторонних отношений ОДКБ и отдельных членов НАТО, входящих сегодня в этот альянс. Вот это был бы правильный для России формат сотрудничества с НАТО.
"Ракурс": Недавно было заявление Збигнева Бжезинского о том, что в российско-американских отношениях нельзя ожидать прорыва. То, что российско-американские отношения и вообще позиция США, влияют на российско-НАТОвские отношения, это не секрет. Как вам кажется, как дальше российско-американские отношения будут сказываться на отношениях России и НАТО?
Валерий Коровин: НАТО – это американский блок, и его основная функция, это держать под контролем, под военным зонтиком государства Европы. Ради этого он и создавался. По сути, это есть военная оккупация Европы, завуалированная под равноправное партнёрство. На самом же деле никакого партнёрства нет, есть планетарный гегемон США, и есть их европейские вассалы. Поэтому НАТО = Америка и американские интересы в мире реализуются с помощью блока НАТО, прикрываясь тем, что европейцы участвуя в них, легитимизируют тем самым американскую экспансионистскую политику на Евразийский континент.
Поэтому, говорить о том, что НАТО – это некий самостоятельный субъект, не приходится. Бжезинский понимает, что Россия и НАТО, т. е. США – это два геополитических оппонента, их цивилизационное противостояние неснимаемо, оно не может быть разрешено личными договорённостями президентов или тем более министров иностранных дел, и сотрудничество НАТО с Россией, учитывая то, что Америка – это большой обманщик, это хороший козырь для НАТО, возможность ослабить нас "мирным" путём, "расслабить", деморализовать, реализовать свои геополитические интересы на нашем пространстве и, тем самым, ещё ослабить в очередной раз позицию России и её влияние на Евразийском континенте.
Вот если бы отношения Россия-НАТО вылились бы в участие российских миротворческих сил на северо-американском континенте, или в размещение российских военных баз хотя бы в Латинской Америке, или в Канаде, допустим, или на побережье США, - на Гавайях российская военная база хорошо бы смотрелась, - вот тогда отношения Россия-НАТО имели бы большую ценность.
Сейчас речь идёт о том, что Америка стратегически отторгает в свою пользу всё больше и больше территорий от Евразии и выводит их из-под контроля России, поэтому продолжать в этой ситуации сотрудничество – это потворствовать врагу к тому, что бы он всё больше и больше укреплялся на нашем стратегическом пространстве, ослабляя наше влияние.
Это просто абсурдно и Бжезинский, как ведущий американский геополитический аналитик, это прекрасно понимает, и, я думаю, что он недоумевает от поведения России: почему, понимания наше неснимаемое цивилизационное геополитическое противостояние, мы совершенно самоубийственно идём на это сотрудничество как под каким-то гипнозом, продолжая сдавать свои позиции, продолжая соглашаться на условия, совершенно нелепые и абсурдные со стороны Запада и идя у США в первую очередь на поводу. Вот это, я думаю, Бжезинского очень удивляет.
"Ракурс": Что же должна предпринять Россия при таких условиях?
Валерий Коровин: Учитывая динамику действий Соединённых Штатов Америки наше сотрудничество позволяет им стремительно достигнуть своих результатов, в то время, как нам эта отсрочка не даёт никакого преимущества в развитии, потому что мы стратегически не развиваемся, потеряв инициативу, мы стагнируем и сдаём позиции. И мне кажется, что в этот момент нужно срочно, в одностороннем порядке, под любым предлогом разорвать любые отношения с НАТО.
Это сделает картину более-менее ясной, как для нас самих, так и для наших потенциальных союзников, это нас хоть как-то мобилизует, тем самым затормозить стремительное вхождение США в Евразию, не дать Америке быстро и за наш счёт решить свои стратегические задачи в регионах, окружающих Россию, и этим остановить неумолимое движение США к единоличному военному господству во всём мире.
Беседовал Парвиз Немати