Поэтому решение II съезда депутатов всех уровней о провозглашении Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики основывалось на исторических и политических реалиях, отвечая интересам подавляющего большинства населения. Это была защитная реакция интернационального, мультикультурного населения на экспансию этнофашизма. Печальная судьба русскоязычного населения Прибалтики является живым примером правильности сделанного тогда выбора.
Да, нам пришлось нелегко. Мы пережили войну, информационные, экономические блокады, но выстояли. Мы сорвали попытку геноцида населения левобережья Днестра и города Бендеры. А ведь именно под определение геноцид подпадают действия Молдовы в 1991-92 годах. Кульминацией этого геноцида явилось вторжение в г. Бендеры.
Сегодня мы располагаем полноценным небольшим демократическим государством, которое имеет все основания для международно-правового признания.
Оппоненты утверждают, что Приднестровье не может быть признано, что оно не подпадает под косовский прецедент и, соответственно, единственный путь для нас – это интеграция с Молдовой. Но это не соответствует действительности и вот почему.
В 1990 году Молдова сама без внешнего давления решением Верховного Совета осудила и денонсировала пакт Риббентропа-Молотова. Не знаю, чем руководствовались на тот момент молдавские депутаты, но любой историк и правовед вам скажет, что именно в тот день они похоронили молдавскую государственность, которая и возникла лишь благодаря этому пакту. Тогда в 1940-м году у Румынии отняли Бессарабию, а у Украины – Приднестровье. Соединив эти две никогда ранее не бывшие вместе территории, Иосиф Сталин создал МССР. С момента денонсации пакта Риббентропа-Молотова обе части бывшей МССР (бессарабская и приднестровская) получили право на самоопределение.
Но есть еще более весомые аргументы в пользу нашего права на независимость. В первую очередь, это воля народа, закрепленная результатами многочисленных референдумов, которые в Приднестровье проходили по всем жизненно важным вопросам. Для любого просвещенного человека воля народа священна и не считаться с этим не позволено никому. Тем более что мы не одиноки в борьбе за независимость. Есть примеры успешного разрешения такого рода конфликтов. Например, только в 2008 году три республики были признаны отдельными субъектами международного права. Я имею в виду Косово, Южную Осетию и Абхазию. После этого ставить под сомнение право приднестровцев на самоопределение могут лишь наиболее одиозные адепты практики двойных стандартов в международных отношениях.
"Лента ПМР": Дмитрий Юрьевич, и все-таки, какова наиболее оптимальная формула разрешения молдо-приднестровского конфликта?
Дмитрий Соин: На сегодняшний день разными сторонами в различные временные периоды предложены десятки вариантов урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Назову лишь наиболее известные предложения и планы.
План Примакова, меморандум Козака, план Ющенко, закон об особом правовом статусе левобережных районов Молдовы и целый ряд других. Но ни одно из предлагаемых решений не основано на учете воли народа. Сегодня только Приднестровье может прямо заявить о том, что позиция лидеров нашей республики зиждется на результатах референдумов. Но я не слышал того, чтобы, например, в Молдове был проведен референдум, в ходе которого была определена политическая судьба этой страны и обсуждены формы дальнейших взаимоотношений с Приднестровьем.
Нам все буквально навязывают идею общего государства. Но так ли хотят сами народы жить в общем государстве?
Ранее «ПРОРЫВ!» неоднократно подчеркивал необходимость урегулирования взаимоотношений между Кишиневом и Тирасполем мирным путем за столом переговоров, а в качестве гражданской инициативы предлагал использовать референдумы как механизм определения формата дальнейших взаимоотношений РМ и ПМР. На данный момент мы располагаем лишь результатами приднестровского референдума от 17 сентября 2006 года, на котором 97% его участников высказались за независимость и союз с Россией. По-моему этим все сказано. Но диалог на этом заканчивать не стоит.
Поэтому суть нашей инициативы сводилась к тому, что и в Молдове, и в Приднестровье при участии международных наблюдателей проходят референдумы, на которые выносится вопрос о желании либо нежелании населения этих республик жить в общем государстве.
Если голосование выявит общее стремление молдавского и приднестровского народов к совместному проживанию, то тогда можно будет уже на общем референдуме определить его форму: конфедеративную, федеративную либо автономистскую. Если нет, то придется признать очевидное – независимость ПМР и подписать договор о дружбе, мире и сотрудничестве между Молдовой и Приднестровьем. Пока референдумы готовятся и проводятся, обе стороны работают над укреплением мер доверия и самое главное свято берегут мир на берегах Днестра. Подчеркну, что на фоне прошлогодних событий в Южной Осетии это особенно важно.
Воля народа - явление сакральное. И Второго Сентября мы это понимаем особенно глубоко. Разменивать ее на сиюминутные бонусы и обещания преступно. Бороться за ее реализацию почетно. Поэтому любой труд на благо ПМР считаю почетным и благородным.