А. И. Фурсов в солидарность с моей позицией, не зная о ней, задал вопрос: «А до этого периода не возникало некоторого генезиса причинных категорий, которые все время генерируют и воспроизводят эти наши различия?». Значит, российской или русской цивилизации тоже всего лишь тысяча лет? Ну, раз уж она определяется двумя маркерами - интересами и ценностями, как пояснил докладчик, отвечая на вопрос В. И. Якунина.
Тут есть один необходимый экскурс - квазиматематический. Интересы и ценности - это не есть независимые координаты в причинно-понятийном смысловом пространстве. Интересы - что это такое? Это психолого-деятельностная категория, которая мотивирует индивида на действие, но замешана и связана с потребностями, которые ограничиваются ценностями. Это связанные категории.
Конечно, речь, в основном, идет о ценностях, а не об интересах. В.И. Якунин справедливо заметил, что это довольно узкая конъюнктурная в историческом смысле проблематика политологии, геополитики и т. д.
Об интересах и о ценностях, в принципе, можно договориться в современном глобальном коммуникационном дискурсе. Скажем, наша молодежь - опять-таки, эта мысль прозвучала - довольно быстро переходит в ориентации с высоких идейно-духовных ценностей на ценности «порнографических» субститутов. Значит, различия могут когда-нибудь исчезнуть, и это самая возбуждающая сердцевина поставленного вопроса. Так могут эти различия исчезнуть или нет? Я не знаю ответа, но думаю, что этот ответ - самое важное, что было необходимо найти.
Кажется, что мы всегда и почти во всем различались. Сейчас мы в Косово различаемся. И в Абхазии, и в Южной Осетии различаемся. И ракеты по сусекам собираем, пытаясь поставить их в Калининграде. И хотя нет уже Советского Союза, нет уже биполярного мира, все равно нечто нас разъединяет - вот то самое искомое нечто. У докладчика прозвучала необычайно важная подача о некой цели, цели глобальной, о некоем плане, который движет российским развитием и российской историей.
Хочется спросить самого себя: а чья это цель? Чей это план? Кто это движение России в истории организует? Не находя ответа, который я все время ищу, на каком-то бесконечно тонком уровне причинного разложения приходишь к выводу, что вот этой агностичностью ситуации мы неизбежно доказываем существование некоего Демиурга, который поставил цели, заложил функциональные отличия России. Это, конечно, очень условно.
В чем же мы разные? Гены другие? Это вытекает из климатико-ландшафтного генезиса, упомянутого в теории Гумилева? Божий ли замысел столь специфичен, что нас сделал иными, и именно в этой инаковости его вечный замысел - Россия всегда будет показывать миру, как не надо жить?
Свою реплику я хотел бы завершить вопросом: в чем же разделены Россия и Запад - не на поверхностном, не на промежуточном причинном уровне разложения причинных связей, - а на исходном, сущностном причинном уровне? Мне кажется, что не добрались мы сегодня до этого уровня. Мы как-то даже уходим от самой необходимости туда попасть. Это очень сложно, точно так же сложно, как с помощью физических законов существования микромира попытаться описать существование нашего мира, макромира и т. д.
С. С. Сулакшин, доктор физико-математических наук, доктор политических наук