До сих пор Россия является единственной военно-политической силой, которая признала и гарантирует независимость Абхазии и Южной Осетии (Никарагуа по понятным причинам не в счет). Следующей задачей, которая стояла перед Россией, было юридическое оформление союзнических отношений с новыми государствами. Подписанный договор легитимизирует присутствие наших вооруженных сил на территории независимой Республики Абхазия. Без этого статус российских военных на территории Абхазии оставался крайне неопределенным. Отныне они присутствует здесь легитимно. И в том в количестве, в каком стороны посчитают необходимым.
Иными словами, в Абхазии и Южной Осетии Россия сможет расположить такое количество наших войск, какое будет отвечать целям российского присутствия в этом регионе. Причем это будут уже не миротворцы, а военные базы на территории стратегического союзника, с которым мы имеем действующий договор. Отныне Россия, Абхазия и Южная Осетия являются членами одного военно-политического блока. В случае возможного конфликта России с какой-либо третьей стороной не только российские вооруженные силы, но и абхазские военные должны будут прийти друг другу на помощь.
Причем не факт, что это будет конфликт с суверенной Республикой Грузия. Не исключено, что вскоре на ее месте появятся независимая Мингрелия, Аджария, Джавахетия, Гурия или Сванетия. Тот договор, который заключили между собой Москва и Сухуми, имеет огромное геостратегическое значение.
В ближайшие дни я отправляюсь в Сухуми для того, чтобы приветствовать абхазскую независимость. 30 сентября в Абхазии будет большой государственный праздник - День независимости. Впервые этот день можно будет отмечать в полном смысле этого слова. Потому что свое право на независимость абхазы не просто отвоевали у грузин. Оно было признано международным сообществом в лице такого его авторитетнейшего члена, как Россия.
Напомню, что речь идет о постоянном члене Совета Безопасности ООН, огромной державе, которая обладает вторым по размерам ядерным потенциалом в мире. Я буду встречаться с президентом Абхазии и планирую передать ему самые теплые пожелания. Только сейчас Россия начала очень сильно выигрывать у тех сил, которые хотели бы построить однополярный мир. И Абхазия и Южная Осетия стали для России символами ее успеха. Это наши стратегические партнеры и надежнейшие друзья.
Их пример демонстрирует привлекательность России для многих стран и народов на постсоветском пространстве. Мы доказали, что можем быть эффективным гарантом свободы, независимости и самоопределения тех народов, которые возложили на Москву свои упования. Саакашвили, как известно, возложил свои упования на заокеанских партнеров и проиграл. Более того, он был публично посрамлен и унижен в глазах мирового сообщества. Багапш и Кокойты же доверили судьбу своих соотечественников России, и их ожидания не были обмануты.
Что касается размещения в Очамчире нашей новой военно-морской базы, то, на мой взгляд, это очень разумное решение. Потому что необходимо диверсифицировать месторасположение нашего флота в акватории Черного моря. В то же время это не должно рассматриваться как альтернатива Севастополю. Севастополь - русский город, который никогда не будет частью той Украины, которая собирается вступать в НАТО и выходить из-под российского влияния. Скорее Севастополь и Крым «уплывут» от «незалежной» Украины в Россию, чем мы просто так бросим все свои пожитки и передислоцируем основную базу своего Военно-морского флота.
Тот, кто считает, что за решением о создании новой базы в Очамчире стоит идея обзавестись «запасной площадкой» на случай отношений с Украиной, глубоко ошибается. Мы лишь создаем важный резерв в стратегическом для нас регионе, но при этом ниоткуда не собираемся уходить. Очевидно, что нам необходимо контролировать побережье Аджарии и Гурии. Да, сейчас в Мингрелии происходит восстание против режима Саакашвили. Но до провозглашения здесь полной независимости еще пройдет какое-то время. И нам предстоит выстраивать новую архитектору отношений с политическими образованиями на постгрузинском пространстве. Вот почему нам нужна база в Очамчире.
Повторюсь, из Севастополя русский флот не уйдет никогда. Скорее полуостров Крым пришвартуется со временем к побережью Краснодарского края. Тот, кто посмеет покуситься на исконно русский город, тот очень быстро пожалеет об этом. Преступник Саакашвили уже понял, чего стоит поддержка Запада. Его пример будет хорошей наукой для других. В то же время Россия не должна останавливаться на достигнутом, иначе начнется стагнация.
Прекращать геополитическое наступление на постсоветском пространстве было бы также опасно, как и просто отступать. Останавливаться можно только там, где нас сумеют остановить. Так всегда поступали Российская Империя и Советский Союз. Всякий раз, когда мы прекращали свою экспансию вовне, Россия немедленно начинала рушиться. В ней начинались смуты и революции. Экспансия - это закон существования России. Она обречена на то, чтобы быть либо империей, либо не существовать вообще. В этом смысле независимые Абхазия и Южная Осетия - это талисманы воссоздающейся империи.
Александр Дугин, политолог,
лидер Международного "Евразийского движения",
президент фонда "Центр геополитических экспертиз"