С точки зрения американской геополитики он призван выполнять две самые главные функции. Первое - это укреплять позиции США в Европе, для того, чтобы блокировать возможную «фронду» со стороны евроконтинентальных держав. А во-вторых, постоянно провоцировать конфликт между Европой и Россией. Поскольку если евразийская цивилизация в лице России сблизится с континентальной Европой, то они получат большую степень свободы и независимости перед лицом американской гегемонии. Соответственно, это ослабит американское влияние в мире.
Собственно, для этих целей США и нужны страны Восточной Европы. Это хорошо объясняет поведение Литвы, как и остальных прибалтийских государств. Они мыслят себя не как ответственные европейские державы, а как вассалы США, которые ревностно выполняют поручения своего «хозяина».
Это первое объяснение их поведения (которое является главным). Поскольку основным инициатором политических процессов в мире сейчас является Вашингтон, а все остальные лишь адаптируются, обороняются, уворачиваются или пытаются «развести» США, именно Америка и определяет «повестку дня» в мире. А одним из основных пунктов в ней является усиление позиций «новой Европы» по отношению к «старой Европе». Вот почему американцы выступают главными патронами «санитарного кордона» вокруг России.
К этим странам, кстати говоря, добавляется еще и Англия - главный союзник американцев в Европе. Таким образом, последняя с двух сторон оказывается в атлантистском кольце. С запада окружение осуществляет Англия, которая проводит проамериканскую политику, а на востоке — страны «новой Европы». На самом деле это и есть «кольцо анаконды», наброшенное на Европу. Причем это происходит в рамках «дружеских» и «партнерских» отношений.
Вообще, я уже говорил о том, что НАТО и Запад - это двоякая геополитическая модель. В том смысле, что там тоже ведется ожесточенная подковерная борьба атлантизма и евроконтинентализма, которая в последнее время (например, во время вторжения США в Ирак) выливалась в открытую фронду Франции и Германии (ее поддержала Россия). Эфемерная ось «Париж-Берлин-Москва» была «выходом на поверхность» упомянутых внутренних противоречий, которые просто раздирают западный мир.
В данном случае Прибалтика и страны Восточной Европы играют роль американских марионеток в европейском контексте. Соответственно, они действуют не только по своей воле, но и исполняя роль «младшего брата», при этом саботируя интересы континентальной Европы, которая по целому ряду причин (например, по энергетической, экономической и долгосрочной геополитической причинам), напротив, заинтересована в установлении с Россией нормальных отношений.
Мы видим, что Франция и Германия традиционно стараются не давить на РФ по проблемам на постсоветском пространстве. Они, собственно говоря, и были инициаторами откладывания вопроса о вступлении Украины и Грузии в НАТО на Бухарестском саммите. Прошу обратить внимание - американцы всегда выказывают свою озабоченность ростом геополитического самосознания в России. Поэтому сеть российских экспертов, получая прямые указания из Вашингтона, начинают все больше и больше осмеивать идею о том, что именно Америка стоит за тем беспрецедентным давлением, которое сейчас оказывается на Россию. Несмотря на то, что в этом убеждены Путин (он много раз об этом говорил) и наше политическое руководство (этот постулат является нормой нашей официальной аналитики).
Однако, экспертное сообщество буквально лезет из кожи вон, чтобы опровергнуть «фактор Америки», которая подталкивает страны «санитарного кордона» к обострению отношений с Россией. Я заметил, что такие эксперты, как Сергей Марков, Глеб Павловский, Иосиф Дискин и многие другие в последнее время активно настаивают на версии непричастности Америки к нашим конфликтам с бывшими советскими республиками и странами Восточной Европы. Мол, наоборот, США сдерживают их от более агрессивных действий. Я считаю, что это не просто ложь, а откровенная дезинформация общественного мнения и сознательное нанесение вреда государственной и национальной безопасности России подобного рода экспертными заключениями.
Поскольку все прекрасно понимают, что за упомянутыми процессами стоят американцы, которые натравливают своих марионеток и в странах СНГ, и в Прибалтике, и в Восточной Европе на Россию. Отрицать этот факт - на мой взгляд, это демобилизовывать общество и парализовать его адекватную реакцию (или по крайней мере это означает попытку саботировать принятие серьезных политических решений на международном уровне). В то время как наши власти только-только начинают осознавать наши национальные интересы (и не стесняются об этом говорить).
Второе объяснение поведению Литвы в отношении России имеет второстепенное значение. Дело в том, что страны Балтики принадлежат к восточной оконечности западноевропейской цивилизации. Россия, безусловно, является неевропейской страной. Кстати говоря, в этом вопросе я не согласен ни с Путиным, ни с Медведевым - Россия является самостоятельной европейской цивилизацией со своими собственными культурными ценностями, моделями и ориентирами.
Страны Восточной Европы и Балтии (а также часть западной Украины) в определенный исторический момент действительно оказались под влиянием этой евразийской цивилизации. Они представляют собой некое промежуточное пространство между собственно евразийским миром (славянско-тюркским и славянско-православным) и романо-германским миром. Это промежуточная зона, которая все-таки больше тяготеет к европейской цивилизации, в то время как Россия - это самостоятельная цивилизация.
Эти народы Восточной Европы испытали шок, когда они в брутально-сталинской форме (почти принудительно) оказались вовлеченными в евразийскую цивилизацию. К тому же все это накладывается на тяжелые исторические воспоминания (которые, например, есть у Польши и Литвы). В свое время польско-литовское государство (а еще раньше Литва и Польша по отдельности) фактически оспаривало у России право контролировать огромные евразийские пространства. В общем, это была равновеликая сила (особенно в XVI и XVII веках). И, конечно, историческая боль поражения аффектирует самосознание литовцев и поляков. Безусловно, это надо учитывать. В этом нет прямой атлантистской модели.
Хотя в свое время Литва и Польша сделали свой выбор в пользу католичества и западной версии христианства и уже тогда были проводниками линии, которая была экстерриториальна по отношению к Литве и Польше. Речь идет о линии Ватикана и Рима. Воюя с Московией, литовцы и поляки отстаивали не столько свои интересы, сколько выполняли миссию посланников Ватикана. А сейчас они считают себя посланниками Вашингтона. В связи с тем, что основной геополитический полюс сегодня сместился на запад. Тем не менее ощущение исторического конфликта и стремление взять какой-то (хотя бы словесный) реванш, безусловно, движет литовскими политиками, а также политиками некоторых стран Восточной Европы.
Александр Дугин, политолог,
лидер Международного "Евразийского движения",
президент фонда "Центр геополитических экспертиз"