Итак, геополитическая канва вполне понятна. Америка поддерживает стремление грузинских элит идти на обострение отношений с Россией. А Грузия во время каждого такого обострения обращается в США за военной и дипломатической помощью. И последние, как правило, ее оказывают.
Смысл этого геополитического конфликта заключается в противостоянии сторонников многополярного мира в лице России и американских интересов, которым нужен однополярный мир. При этом Америка также опирается на проамериканские атлантистские силы в Западной Европе (и на ряд своих союзников в других точках мира). Теперь, когда нам понятно пространственно-стратегическое значение этого конфликта, не стоит удивляться, что эта позиционная война евразийства и атлантизма (т. е. борьба между Россией и США на постсоветском пространстве) периодически вступает в острую фазу.
Это происходит не только в Грузии. То же самое происходит на Украине, в Молдавии и отчасти в Прибалтике. А теоретически может иметь место и в других странах на постсоветском пространстве. Кстати говоря, включая и саму Россию. Когда чеченский анклав не контролировался федеральными войсками, на этой территории велась примерно та же самая геополитическая борьба. Этот геополитический контекст необходимо учитывать. Поскольку вся территория постсоветского пространства представляет собой зону позиционного сражения между американскими и российскими интересами (или евразийскими - в широком смысле).
Теперь давайте посмотрим на тайминг (выбор времени) этого процесса. Как говорится, почему именно сейчас? Дело в том, что после Бухарестского саммита, когда Германия и Франция отложили до декабря вопрос о присоединении Украины и Грузии к ПДЧ, начался отсчет времени, которое осталось для разрешения территориальных конфликтов на Украине и в Грузии.
Здесь существует очень интересная асимметрия. У России осталось совсем немного времени для того, чтобы сделать невозможной даже саму постановку вопроса о пребывании Украины в НАТО. РФ должна немедленно и активно включиться в процесс расчленения Украины. Североатлантический альянс, который готовится к учениям на территории этой страны с мая по ноябрь этого года, настаивает на том, чтобы были сделаны предварительные шаги по интеграции Украины в свои структуры. Соответственно, между Россией и НАТО на территории Украины происходит уже почти горячее столкновение. Я думаю, что Грузия для американцев менее значима. Как известно, Кавказ - это слабое место России. Поэтому я предполагаю, что США подталкивают Саакашвили к эскалации конфликта с нашей страной для того, чтобы отвлечь Россию от украинского направления.
Ситуация в Грузии по сравнению с Украиной иная. Контроль над Абхазией и в значительной мере над Южной Осетией со стороны официального Тбилиси невозможен. И американцы, будучи реалистами, как мне представляется, прекрасно понимают это. Они осознают, что это утраченные территории. Вот почему в Вашингтоне появился следующий дьявольский план. С одной стороны, они будут работать с Абхазией, чтобы гарантировать ей независимость, но под собственной эгидой, а не под эгидой России. Одновременно американцы демонстрируют, что российские действия по обеспечению абхазской независимости не достигают своей цели. Хотя в значительной мере это происходит из-за тех же американцев.
Вашингтон проводит очень серьезную работу с Сухуми и вообще на всей территории Абхазии. С помощью многочисленных центров и экономических фондов. То есть, по сути дела, здесь создается проамериканская сеть влияния. Одновременно продолжаются переговоры о том, чтобы при определенных обстоятельствах Грузия признала абхазскую независимость, получив предварительно обещание, что под эгидой США Грузия рано или поздно восстановит контроль над утраченными территориями. Приблизительно так же, как Сербии Тадича предлагается «воссоединиться» с Косово в рамках Евросоюза.
При этом американцы предлагают Саакашвили нападать на Южную Осетию. Более того, американцы обещают ему в этом помочь, поскольку этот регион является для них «отрезанным ломтем» и они не имеют в нем никакого влияния (не говоря уже о том, что территория этой республики меньше, чем абхазская, и к тому же интегрирована с российской Северной Осетией). Саакашвили, конечно, не хотел бы ни того, ни другого. Он предпочел бы сохранить территориальное единство Грузии (хотя бы и номинальное), но при этом не хотел бы воевать с Южной Осетией. Это было бы очень болезненно для его страны. Как известно, грузины не очень хорошо воюют.
Тем более что в Южной Осетии стоят русские войска. Именно с этим было связано зимнее обострение ситуации (досрочные выборы и скандал с Окруашвили). Американцы пытались заставить Саакашвили действовать в своем ключе. Россия, похоже, упустила возможность договориться с грузинским президентом, когда он колебался, принять американский план или нет. Мы не предложили ему альтернативного сценария, жестко настаивая на своей поддержке сепаратистских движений. В принципе, это уже неплохо. Но у России был момент, когда мы могли заставить Саакашвили сблизиться с нами.
А американцы его, видимо, «дожали». Вот почему он идет на предложенный сценарий. Ему просто ничего не остается делать, как идти на обострение отношений с Россией через ситуацию в Южной Осетии и Абхазии. Пытаясь за это что-то выторговать у американцев. Или по крайней мере отложить признание независимости Абхазии на неопределенный срок. Все это нужно американцам именно сейчас для того, чтобы отвлечь внимание России от Украины. Вашингтон подталкивает Саакашвили к агрессивным действиям и сам предлагает ему обратиться к США за помощью. Просто для того, чтобы начать войну против России в Закавказье с перспективой ее эскалации на наш Северный Кавказ, который уже заминирован ими.
Последние события в Дагестане, Чечне и Ингушетии - это не просто нестабильность, вызванная внутренними противоречиями, но еще и активация той американской сети, которая уже создана здесь. Вот почему за обострением российско-грузинских отношений стоит более масштабная модель по изменению общего баланса сил на постсоветском пространстве, разработанная в США.
Александр Дугин, политолог,
лидер Международного "Евразийского движения",
президент фонда "Центр геополитических экспертиз"