Олег Куликов, секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы: Худой мир, как известно, лучше доброй ссоры. Договорные отношения всегда предпочтительнее, нежели отсутствие оных. Другое дело, договор с Украиной не выполнил ни одну из функций, на него возлагавшихся. Мы ждали от реализации этого договора установления добрососедских отношений, создания единого экономического пространства, приведения к более или менее сходным стандартам законодательства наших стран, выработки адекватных позиций в отношении Черноморского флота...
Соседнее государство стремительно дрейфует на Запад, и достигнутые ранее наши взаимные договорённости украинских руководителей в этом стремлении, увы, не останавливают. Пока никаких препятствий для вступления Украины в НАТО не видно. Когда она туда вступит – через 3 года, через 5 лет – неизвестно, но ясно, что в пользу этого украинские власти станут активно обрабатывать население.
Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии: Десять лет назад у нас много спорили о необходимости принятия этого договора. Тогдашняя Дума поступила, на мой взгляд, правильно и мужественно, будучи в отличие от нынешней всё-таки «местом для дискуссий». Нынешние разговоры о необходимости денонсации договора считаю весьма опасной тенденцией. Этот важный документ мы должны и далее наполнять конкретным содержанием (безусловно, не в ущерб своим национальным интересам) и продолжать бороться за Украину. Отталкивать её сейчас было бы величайшей ошибкой. Настроения тамошнего политического класса, характеризующиеся желанием вступить в НАТО, Евросоюз, в общем-то, нормальны. Такие настроения есть и у многих наших политиков.
Ухудшение отношений между нашими странами повредит в первую очередь пророссийски настроенным украинским гражданам. Мы должны предельно упростить трудовую деятельность и проживание украинцев в Российской Федерации. Только подобными методами можем втянуть Украину в наше политическое поле, сделать так, чтобы она зависела от России не только в области газоснабжения, но и в других сферах экономики, в которых у нас сохранились тесные связи, – В ОПК, в торговле продовольствием, на рынке трудовых ресурсов и т.д.
Александр Дугин: Украина поступает недальновидно, но значительная доля вины за качество наших взаимоотношений ложится и на российские власти. Они своими неумелыми действиями или бездействием, скорее, толкали Киев в объятия НАТО.
Что делать? Единственным для России выходом из создавшегося положения остаётся денонсация Договора о дружбе, объявление территориальных претензий на Крым и восточные территории, отказ от признания Украины как полноценного независимого государства, требования её федерализации, проведения референдумов о вступлении в НАТО и тому подобное. Теперь уже надо задействовать все наши политические и экономические возможности, ибо час икс наступил. Если и дальше мы будем сидеть сложа руки, то получим базы НАТО в нескольких десятках километров от Ростова и Краснодарского края, что создаст колоссальные проблемы для национальной безопасности России.
Олег Куликов: Не стал бы я сейчас говорить о возможности денонсации договора с Украиной. На мой взгляд, заявления о непризнании нынешних границ, о претензиях на Крым отдают иллюзорностью и популизмом. Хотим мы того или нет, Крым – часть Украины, наши границы закреплены договорами не только с ней, но и с другими государствами. Всесторонние российско-украинские соглашения необходимы, но и требуют модернизации...
Украинцам договор с нами необходим, поскольку они очень сильно зависят от поставок российских энергоносителей, без них Украина как независимое государство не состоится ни экономически, ни политически. Её руководители часто нас шантажируют, обманывают. Один из известных украинских политиков, имея в виду природный газ, выразился примерно так: «Воровали, воруем и будем воровать».
В России же власти отчего-то думают, что они могут призвать Украину к порядку. Пока газ идёт через её территорию, ни к какому порядку наших соседей мы призвать не сможем. А для того, чтобы магистральные трубопроводы пустить в обход Украинской Республики, требуется очень много времени и средств. Мы сами стали заложниками этого транзита. Поэтому надо подвести некий баланс и понять, что для России будет выгоднее и где вероятны наименьшие потери.
Конечно, наши власти должны обратить самое пристальное внимание на положение русских на Украине. Там идёт интенсивная украинизация в сферах культуры и просвещения. Русский язык становится едва ли не запрещённым, а он должен быть в этой республике вторым государственным языком. И на этом мы вправе настаивать...
Валерий Хомяков: Надо признать, что Украина – не «младший брат», а равноправный партнёр. И то, что мы продаём ей газ по рыночным ценам, этот факт наглядно подтверждает.
Очень важны наши взаимодействия в сфере культуры. Культурные связи могут весьма эффективно способствовать вовлечению украинского общества в зону нашего влияния. Делать это надо аккуратно, незаметно, не торопясь, посредством каждодневных, кропотливых усилий.
Что же касается вступления Украины в НАТО, то уже сейчас можно сказать: «таких» в этот альянс не берут. Недавний приезд Буша в Киев – не более чем внутреннее дело Америки. Там скоро президентские выборы. Бушу надо было привлечь дополнительные голоса в пользу республиканцев и их основного кандидата Маккейна, а заодно поддержать президента Украины Ющенко в том непростом положении, в котором он оказался. Поэтому следует рассматривать по отдельности тактические ходы американского президента и вектор взаимодействия России и Украины. Никуда мы друг от друга не денемся.
Сумма прописью
Вряд ли Российско-украинскому договору грозит денонсация как с нашей, так и с «той» стороны. Вероятнее всего, даже изменений он не претерпит. А ведь можно было бы не просто официально отказаться от его продления, но и предложить разработать новый, более жизнеспособный межгосударственный документ, в котором не повторились бы старые недостатки.