Лидер российских ультранационалистов Владимир Жириновский, являющийся кандидатом в президенты России, приветствовал независимость Косово напыщенным утверждением о том, что демонстрация Западом того, как "создавать новые страны" из старых суверенных государств, свидетельствует о том, что "начался новый передел мира".
Край Косово был оккупирован силами НАТО во время войны 1999 года, начавшейся после того, как Сербия была обвинена в проведении этнических чисток на этой небольшой территории, населенной преимущественно албанцами. Россия выступала против той войны, однако ее убедили принять участие в переговорах по достижению перемирия, которое в итоге наступило после 78 дней воздушных бомбардировок НАТО. Как говорят российские эксперты, представитель Москвы Виктор Черномырдин убедил лидера Сербии Слободана Милошевича сдаться, передав обещания Запада о том, что оккупация Косово силами НАТО никогда не приведет к отделению края от Сербии. Теперь многие россияне считают, что Запад злоупотребил влиянием Москвы.
"Именно поэтому Москва испытывает разочарование, у нее возникает ощущение, что договоренности с Западом ничего не значат. Запад просто берет и изменяет условия, как ему угодно, - говорит проректор Дипломатической академии МИД РФ Евгений Бажанов. - И дело не только в том, что это бьет по нашей гордости и подрывает наш статус уважаемой державы. Мы считаем данную ситуацию очень опасной" для мировой стабильности.
Российские средства массовой информации публикуют обширный список сепаратистских конфликтов, на которые могут оказать влияние события в Косово. В данный список вошли в том числе Тайвань, турецкий анклав на севере Кипра, Страна басков в Испании, Квебек, курдские территории в Ираке, Республика Сербская в Боснии и Тибет. Однако, как признает большинство российских экспертов, больше всего Россию беспокоят ее соседи.
На постсоветском пространстве есть четыре независимых мини-государства, которые откололись от бывших советских республик и занимают пророссийские позиции. Лидеры двух из них, Южной Осетии и Абхазии, расположенных в Грузии, приехали на этой неделе в Москву, чтобы добиваться полного дипломатического признания имеющейся у них де-факто независимости. Однако распад Советского Союза, произошедший в 1991 году, привел к тому, что во всех новообразованных независимых государствах остались крупные русскоязычные меньшинства, а также другие этнические меньшинства, запертые в оставшихся с советских времен "автономных" образованиях.
"Ситуация в Косово наглядно показывает нам, что геополитические интересы России и Запада находятся в конфликте друг с другом, - говорит лидер Международного "Евразийского Движения" Александр Дугин. Данное влиятельное сообщество включает в себя националистически настроенных интеллектуалов, бизнесменов и политиков. - Россия должна отнестись к этому как к возможности расширить зону своего влияния", признав независимость Абхазии и Южной Осетии. Более того, добавил он, "русское меньшинство на востоке Украины и в других местах получит сигнал к организации своего собственного отделения... [Поведение Запада показало нам, что] теперь главное место занимают геополитические интересы. Все разговоры о морали являются лишь маскировкой".
Международное право признает два принципа, которые могут вступать в конфликт друг с другом: нерушимость "территориальной целостности" суверенных государств и право не обладающих своим государством народов на "самоопределение". Многие из расколов последних десятилетий, например, распад Чехословакии и Советского Союза, произошли с согласия составлявших их частей. Даже во время насильственных изменений, таких, как распад Югославии, были сохранены границы входивших в нее республик, а сепаратистские тенденции - например, устремления боснийских сербов - были подавлены.
По мнению российских экспертов, принудительное расчленение Сербии сместило чашу весов международного права в сторону самоопределения. "Известно, какая цепная реакция может последовать, - говорит председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. - Может возникнуть эффект домино в Европе, на Ближнем Востоке и других регионах".
Россия может оказаться самым хрупким в мире стеклянным домом - в ее составе насчитывается 20 автономных национальных республик. Одна из них, Чечня, до сих лежит в руинах после того, как Москва в ходе двух жестоких войн подавила ее попытки обрести независимость.
Эксперты говорят, что упорное стремление России к компромиссу по Косово объяснялось именно ее подобной уязвимостью. Теперь, когда Косово официально отделилось, многие призывают к осторожности. "Это настоящий ящик Пандоры, и не стоит радоваться тому, что его открыли, - говорит заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Геннадий Чуфрин. - Если мы начнем признавать сепаратистские образования, то этому не будет конца. Мировой порядок - такой, каким мы его знаем - может рухнуть".
Однако у г-на Дугина на это есть жесткий ответ: "Мы должны прибегать к таким же двойным стандартам, которые использует Запад, - говорит он. - Россия будет бороться с сепаратизмом на своей территории еще более решительно, чем раньше, в то же самое время поддерживая пророссийски настроенных сепаратистов в других странах. Это будет очень легко объяснить россиянам. Это конец так называемой моральной внешней политики, теперь все решает только сила".
Российское министерство иностранных дел заявило во вторник, что у него нет планов немедленного признания каких-либо сепаратистских государств.
"Косово - не конец света, - говорит г-н Бажанов. - Нужно смотреть в будущее. Скоро у России будет новый президент, а в следующем году сменится лидер и в Соединенных Штатах. Есть шанс начать все с нового листа, и в данном конфликте нет ничего такого, чего нельзя было бы изменить".
Фред Уэйр