Впрочем, дадим слово Д. Фриду: «Я обсудил с президентом Алиевым вопрос об экономическом и дипломатическом давлении на Иран... Никто не хочет войны, и все мы желаем решения этого вопроса без применения силы, мирным и дипломатическим путём». Но так или иначе, речь зашла о том, возможно ли размещение элементов американской программы ПРО... на Апшеронском полуострове! Во всяком случае, такая информация прошла в ряде бакинских газет.
Стало ясно, что Вашингтон вновь «принялся» за Азербайджан в плане его переориентации на антииранские рельсы. В этом плане понятно, почему на прошлой неделе воодушевилась азербайджанская оппозиция и возобновились рассуждения о тесных связях ряда лиц в высших эшелонах власти Азербайджана с руководством повстанческих отрядов Курдской рабочей партии (КРП).
И тут мы вновь должны вернуться к логике визитов и переговоров, состоявшихся на прошлой неделе. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган 5-6 ноября находился с официальным визитом в США, и главной темой его переговоров было стремление привлечь Вашингтон к участию в совместных военных операциях против отрядов КРП в Северном Ираке. Почти параллельно 6-8 ноября президент Турции Абдулла Гюль находился с официальным визитом в Азербайджане. И в ходе визита явно выжидал - ему было важно знать, о чём договорится Эрдоган в США и какой будет «вторичная» реакция администрации Алиева на чуть завуалированные угрозы Д. Фрида относительно требований со стороны Вашингтона о непреложности «дальнейшей демократизации» Азербайджана.
Турецкий премьер-министр явно сумел договориться в Вашингтоне О МНОГОМ - значительно большем, чем он и президент Буш высказались в ходе совместной пресс- конференции. Например, о том, что США и Турция будут обмениваться разведданными. Но какими, о ком? Вряд ли только о КРП и её повстанческих отрядах, их базах и местах перманентного дислоцирования. Скорее уж, об Иране и его вооружённых силах. Почему? Да потому что одно неназванное лицо из «вашингтонских чиновников» 7 ноября поведало агентству «Ассошиэйтед Пресс», что сейчас удары турецкого спецназа в Северном Ираке бесполезны в плане преследования КРП - курды покинули свои главные базы в Иракском Курдистане ещё за несколько дней до начала визита Эрдогана в США. И сейчас, даже если пресловутая трансграничная операция против КРП будет осуществлена, то она не принесёт Турции ничего, кроме морального удовлетворения для турецкой общественности, а также послужит делу восстановления традиционных связей между Вашингтоном и Анкарой.
Кстати, тут же появился и законопроект о 358-й резолюции Сената США, в коем чёрным по белому так и записано: США и Турцию объединяют «общие идеалы и ясное видение мира в XXI веке, который основан на свободе, демократии и процветании». Излишне говорить о том, что, соответственно, «отложена в долгий ящик» другая резолюция американских парламентских структур - «О признании геноцида армян в Турции», имеющая 106-й номер и продвигавшаяся со стороны Палаты представителей.
И Эрдоган, получив косвенное одобрение американских властей, заявляет в Вашингтоне: Турция уже начала военную операцию, а «не находится на пороге войны». Получается замысловатая логическая цепь - США идут на уступки Турции, обе страны увеличивают давление на Азербайджан с целью вынудить И. Алиева отказаться от договорённостей с Россией и Ираном по Каспию. В случае отказа Баку от «предложений» Вашингтона и Анкары намекается на возможность «придраться» к связям между кланом Алиевых и представителями КРП, плюс к тому - посодействовать «демократической революционизации» Азербайджана. Были ли предъявлены Азербайджану ультиматумы в отношении сотрудничества с Россией и связей с Ираном - это всего лишь нюансы, не нарушающие главной линии в логике политических целей Вашингтона и Анкары в Закавказье.
Но мир не стоит на месте в ожидании нормализации отношений между США и Турцией. Именно в день начала силового разгона оппозиционных демонстрантов и митингующих в Грузии, например, в России пошли на шаг, направленный на превентивное предупреждение американцев и НАТО о возможных адекватных ответах на Кавказском направлении. Согласно решению российской Госдумы, ранее декларированное Президентом РФ В. Путиным намерение объявить мораторий на участие Москвы в адаптированном Договоре об ограничении и сокращении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) с середины декабря текущего года станет законом.
Более того, Москва назвала другие вопросы, с которыми намерена ныне увязать проблему о ратификации адаптированного ДОВСЕ - Косово и Иран. Ну а чтобы больше никто не «придирался» к России из-за «невыполненных» договорённостей, Москва резко ускорила процесс вывода своих баз из Грузии - как сообщали СМИ, с четверга на пятницу оттуда ушли два последних воинских эшелона с грузами и техникой. Все остальные войска - это военнослужащие миротворческих контингентов. Они не могут считаться российской армией, так как действуют в зоне своей ответственности по иным, международным мандатам.
Несколько слов следует сказать и о внимании внешнего мира к Армении. В течение короткого времени в Армению с официальными многодневными визитами прибыли вначале министр обороны РФ Анатолий Сердюков, а затем - его иранский коллега бригадный генерал-майор Мостафа Мухаммад Наджар.
После решения Госдумы РФ о моратории на ДОВСЕ уместно предположить, что А. Сердюков в ходе своего пребывания в Ереване предупредил армянское руководство о подобном шаге. И именно он обуславливает стремление Минобороны РФ повысить внимание к нуждам 102-й базы, а также начать предпринимать шаги по её всяческому усилению. Рискнём допустить, что глава военного ведомства России имел в виду и чисто армейское усиление базы, в том числе и кадрами личного состава, военной техникой, боеприпасами, тыловым обеспечением, инфраструктурой. И не зря 9 ноября в Ереване оперативно прошла международная конференция, посвящённая, по сути, двум краеугольным вопросам - военному, военно-политическому и военно-техническому сотрудничеству Армении с Россией на двустороннем уровне, а также взаимоотношениям обеих стран в рамках ОДКБ СНГ.
М.М. Наджар прибыл в Армению 6 ноября и был принят как своим армянским коллегой генералом Микаэлом Арутюняном, так и премьер-министром страны Сержем Саркисяном. Кстати, в тот же день С. Саркисян встречался с новым Временным поверенным в делах США в Армении Джозефом Пенингтоном. И в ходе переговоров американский дипломат открыто говорил о ситуации с программой «Вызовы тысячелетия», в рамках которой США должны выделить Армении кредит в размере свыше 230 млн. долларов. И хотя в местной прессе писалось о том, что американская сторона выражала удовлетворение темпами и качеством реализации первого транша вышеотмеченного кредита, тем не менее С. Саркисян 9 ноября признал, что со вторым этапом могут возникнуть определённые сложности.
Теперь вопрос о том, с чем же приезжал иранский министр? В соседнем Азербайджане, например, о визите этого представителя Тегерана в апреле прошлого года помнят до сих пор. Как свидетельствовали тогда азербайджанские СМИ и эксперты из Баку в приватных беседах, М. М. Наджар имел на руках «список целей», которые подвергнутся атаке иранских вооружённых сил в случае, если США используют азербайджанскую территорию для ударов по Ирану. Вряд ли в Ереване М. М. Наджар оперировал чем-то подобным. Но всё равно можно сказать, что его аргументы были убедительными, раз уж речь зашла о РЕАЛЬНОМ НАЧАЛЕ военного сотрудничества между РА и ИРИ. По словам М. Арутюняна, Армения и Иран пока не имеют конкретных общих программ в данной сфере. Но Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в оборонной сфере стороны все-таки подписали! Как сказал армянский министр, на данном этапе речь идет о сотрудничестве в тыловом обеспечении войск. Это поставки продовольствия, некоего «инвентаря», горюче-смазочных материалов и иного сырья для Вооружённых сил Армении.
И опять любой непредвзятый наблюдатель ощутит, что за армяно-иранскими договорённостями в оборонной сфере скрываются глубинные геополитические процессы, а не только стремление военных министерств двух стран достичь какого-то минимального взаимодействия. Кстати, М. М. Наджар затрагивал вопросы международных отношений и региональных проблем в переговорах со всеми тремя ереванскими партнёрами: Р. Кочаряном, С. Саркисяном и М. Арутюняном. Об этом говорят два его тезиса: 1) о необходимости «многовекторных отношений» между Арменией и Ираном; 2) о готовности Ирана использовать все свои возможности для решения всех проблем Закавказья, причём именно только «путём мирных переговоров» и только «с участием стран региона». Внедрение же внешних сил, тем более иностранных войск, идёт вразрез с национальными и общими интересами государств региона, «только умножает проблемы и не содействует их решению», - уверен министр обороны Ирана. При этом он призвал не только Армению, но и все остальные государства Закавказья противостоять такому внешнему вмешательству.
Что сказал иранскому министру президент Армении Р. Кочарян, было понятно из его ответов на пресс-конференции в Хельсинки. Вкратце эти тезисы можно сформулировать так: 1) Россию вытеснять с Кавказа контрпродуктивно; 2) Армения не будет стремиться в НАТО не только из-за того, что участвует в ОДКБ и связана с Россией военным сотрудничеством, но и потому, что регион неоднороден и в нём есть Иран; 3) Армения выступает за мирное решение региональных конфликтов и продолжит политику выстраивания равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и международными организациями.
Сопоставляя «финские тезисы» армянского президента с уровнем и содержанием армяно-российских и армяно-иранских отношений, можно сказать, что Ереван чутко реагирует на изменение доминантных настроений в высших кругах власти Москвы и Тегерана. Таким образом, для будущего всего Закавказья становится важным, насколько чутко и адекватно будут реагировать на эти изменения в Баку и Тбилиси.
Сергей Шакарянц