Материалы | Евразийское Обозрение №6 | Вербицкий | Копирайт | 24.05.2002
|
...Копирайт был призван
регулировать производственные отношения, но
сейчас это далеко не так; копирайт ведет к
драконовским законам, ограничивающим
возможности всех и каждого.
Копирайт ограничивал издательства в интересах
авторов. Сейчас копирайт ограничивает публику в
интересах издательств.
(Ричард Столлман, выступление на форуме
"Копирайт и глобализация в эпоху компьютерных
сетей").
Под копирайтом давайте понимать право
собственности на интеллектуальный продукт.
Терминологически « интеллектуальная
собственность» – более широкое понятие, и
«копирайт» есть лишь один из частных случаев его.
Технически говоря, интеллектуальной
собственностью является право на торговую марку,
логотип, патенты и много других вещей (скажем,
право на доменное имя).
Копирайт: взгляд в историю
Историю копирайта отсчитывают с 7
апреля 1710 года: британский парламент издает
закон о копирайте (Statute of Anne). Новый закон
ограничивал права книгоиздателей определенным
сроком, с тем чтобы предотвратить монополию.
Дальше книжка поступала в public domain и ее могли
печатать все желающие. До этого права на издание
книжек защищались законом о лицензиях 1662 года;
книгоиздатели, уплатив определенную сумму в
казну, получали лицензию на монопольное издание
книги.
В конституцию США вписан закон,
аналогичный английскому копирайтному
законодательству: "для развития наук и
искусств, Конгресс может закреплять за авторами
и изобретателями исключительные права по
использованию их работ на ограниченный срок".
Впрочем, вплоть до 1950-х этот закон на практике
относился почти исключительно к работам,
авторами которых были американцы; до конца 1950-х
европейские писатели были бессильны
воспрепятствовать распространению пиратских
изданий своих книг в США.
Известное пиратское издание Хоббита и трилогии
Толкиена (неполное и с идиотскими иллюстрациями
на обложке) до сих пор встречается чаще других
изданий в американских букинистических
магазинах.
Во Франции копирайт приобрел
легальный статус только в 1791-м году, хотя первое
общество охраны авторских прав (Societe des Auteurs et
Compositeurs Dramatiques) организовал еще в 1777 г. Бомарше. В
1841 Ламартин написал проект международного
закона о копирайте, а в 1866 году президент SACD и
главный французский статусный писатель Виктор
Гюго основал международную версию этого
общества, под названием International Literary and Artistic
Association. В 1886-м году эта самая ассоциация написала
Бернскую Конвенцию, которая до сих пор остается
главным международным документом о копирайте.
И тем не менее, копирайт (как и
концепция интеллектуальной собственности в
целом) оставался достаточно абстрактным
понятием; делать миллионы с чужого авторского
продукта, пожалуй, и возбранялось (вне США, по
крайней мере); но ни цитирование, ни
некоммерческое использование, ни копирование
для частных нужд, ни включение цитат и аллюзий из
чужого авторского продукта в собственный на
практике никак не преследовались; да и не могли,
за недостаточно разработанной юридической
базой. Реальный и абсолютный статус копирайтное
законодательство приобрело только в конце 1950-х, с
распространением Бернской конвенции о копирайте
и разработке копирайтных уложений ёнеско – Universal
Copyright Convention (впрочем, СССР подписал Бернскую
Конвенцию только в 1973-м, США – в 1988-м, а Китай – аж в
1992-м).
Впрочем, функции копирайта в современном
обществе, и его же функции в викторианскую эпоху
были принципиально разными. Бернская Конвенция
была основой для судебного разбирательства
между автором и издателем; с ее помощью автор
защищал свои права от недостаточно
скрупулезного издателя. В эпоху электронных
медиа, копирайт служит защите издателя (хозяина
прав на публикацию) от использования этих прав
частными лицами, причем автор зачастую
оказывается в числе потерпевших наряду с этими
самыми частными лицами.
Идейный поход против копирайта: Франция, 1950-е,
Ситуационизм 1952-1968
Копирайтное законодательство было
предложено и разработано людьми достаточно
левых взглядов; его содержанием была защита
индивида (автора) от власти денег. В рамках
традиционных (марксистских и
анархо-синдикалистских) левых идеологем,
копирайт был явлением сугубо позитивным.
Разумеется, в рамках идеологем охранительных
копирайт был не менее хорош (европейские правые,
за редчайшими исключениями, всегда выступают в
защиту собственности). Движение против копирайта
невозможно в рамках традиционной правой и
традиционной левой; именно поэтому
антикопирайтные тенденции не были озвучены
вплоть до начала 1950-х.
Потерпело фиаско учение Маркса о
социалистической революции: победа большевизма
в России доказала, что диктатура пролетариата
приводит к такому же отчуждению, как и диктатура
буржуазии. Но корень этого поражения лежал
глубже – в различии между пролетариатом и
репрезентацией, изображением пролетариата,
которое (будучи во всем противоположностью
пролетариата) подменило пролетариат. Марксизм
погубило невнимание к различению опыта и
репрезентации опыта.
Ситуационисты учили, что мир вступает
в новую фазу развития – в фазу Спектакля, общества
зрелищ. Спектакль это подмена опыта, переживания
– его репрезентацией; по сути общество Спектакля
это диктатура медиа. Отчуждение трудящегося от
продукта труда приобрело характер
наиглобальнейший: люди Общества Зрелищ
отчуждались от их же собственных личных
переживаний. Там, где у Маркса говорилось об
отчуждении продукта, ситуационисты говорили об
отчуждении субъекта бытия от бытия и от
субъектности.
Спектакль это отчуждение,
коммодификация образов. Спектакль – Общество
Зрелищ – отчуждение образов – наступает, когда
образ перестает быть всеобщим, бесплатным
ресурсом; перестает быть свободным даром.
Спектакль – это когда образ становится продуктом
потребления. Спектакль – это образы, регулируемые
безличными, механическими, имущественными
отношениями; Спектакль – это копирайт.
Речь идет обществе тотального
контроля над отчужденными образами, обществе
тотального промывания мозгов; но промывание
настолько тотального и вкрадчивого, что оно
незаметно даже тому, кто этим промыванием занят.
Мир непосредственного опыта был целиком и
полностью заменен на мир медийной репрезентации;
и в силу тотальности этой замены, обнаружить ее
из непосредственного опыта невозможно.
У Маркса в основе отчуждения лежало
разделение труда; в ситуационизме причиной
отчуждения стал Спектакль – непрекращающийся
монолог власти, окончательно отождествивший
доминантный дискурс и Капитал. По Марксу,
перепроизводство должно приводить к кризисам;
согласно Ги Дебору (автору классического текста
"Общество Спектакля"), перепроизводство
приводит к накоплению капитала, который
трансформируется в образы Спектакля.
Кризис перепроизводства удалось
преодолеть государственным регулированием и
искусственным увеличением потребностей,
насаждением культа потребления: рекламы и
вкрадчивых пара-рекламных трансляций. По мере
роста производства, все большая часть
произведенного продукта относится к сфере
образов; тем интенсивнее идет замена
непосредственного опыта на опыт симулятивный; и
тем тотальнее оказывается власть Спектакля и
Капитала. По сути, Капитал (Спектакль)
оказывается чем-то вроде наркотика, вызывающего
бесконечно увеличивающуюся потребность в себе
самом. Таким образом, учат нас ситуационисты,
Капитал (вопреки предсказаниям Маркса) оказался
непобедим и всесилен.
Марксистская экономика была основана
на освобождении труда; домарксистская экономика
– на товарно-денежных отношениях. Основанием
экономики ситуационистов был потлач.
Основоположником этой экономической теории
следует считать Марселя Мосса, французского
антрополога и исследователя социального
устройства американских индейцев. Ёкономика
индейцев была основана на ритуальном обмене
дарами; отсюда и потлач. Действительно, экономика
товарного обмена исторически изобретение совсем
недавнее; человеческому существу гораздо
естественнее и приятнее дарить, чем торговать.
В рамках ситуационизма, денежно-товарная
экономика отвергалась как нечто иллюзорное.
Ситуационисты не признавали товарно-денежные
отношения, поскольку считали, что их заменил
механизм репрезентации.
"Информационное общество",
общество, где основным производством становится
производство образов – это Общество Спектакля. И
это общество – тирания куда более жесткая,
неизбывная и безнадежная, чем любой
тоталитаризм; человек, мозги которого
контролируются через перепроизводство
рекламных образов, управляется гораздо
эффективнее, чем узник ГУЛАГа.
Тирания – это система односторонней
трансляции, потребления и накопления образов;
сопротивление тирании может заключаться только
в разрушении этого механизма. Другими словами,
сопротивление тирании это равноправное участие
всех и каждого в создании и трансляции образов.
В этой ситуации, роль полиции
исполняет спектакль – вся совокупность
односторонних коммуникаций. Наручники на теле
субъекта культуры это механизм авторства, а
революционная акция есть любая акция,
размывающая и разрушающая авторство.
Ситуационисты практиковали новое искусство –
detournement – искусство коллажей и осквернения
классических и современных образчиков
академической и массовой культуры.
А основным злом, основным полицейским
механизмом являлся институт фиксации авторства:
копирайт. Ситуационисты публиковали тексты под
грифом "No copyright. No rights reserved" и считали своим
первейшим долгом посильное нарушение чужого
копирайта. Плагиат воспринимался как нечто
необходимое. "Плагиат необходим. Плагиат
использует авторские идиомы, уничтожает ложные
мысли, заменяет ложное правильным" – говорил Ги
Дебор.
Деборианский синтез Маркса, гностиков,
социального критицизма и авангардных
художественных практик оказался удивительно
органичен и актуален до сих пор. По сути,
ситуационизм, наряду с разными версиями
Консервативной Революции (национал-большевизм,
левое скинхедство) и расиализма (неонацизм,
правое скинхедство, Identity Christianity),остался
единственным политическим учением, не взятым на
вооружение доминантным дискурсом.
Ричард Столлман и свобода программирования
...Когда я увидел перед
собой перспективу жизни, прожитой так же, как
живет весь мир, я решил – ни за что, это
отвратительно, мне будет стыдно самого себя. Если
бы я участвовал в поддержке этой системы
отчужденного, собственнического
программирования, мне казалось бы, что я делаю
мир хуже ради денег.
Ричард М. Столлман (из интервью)
До конца 1970-х, программирование было
делом ученых. Программа приравнивалась к
научному открытию, а научная этика воспрещает
ученому скрывать от общества результаты своих
исследований. С середины 1970-х, программа стала
коммерческим продуктом, и текст ее превратился в
коммерческую тайну. Помимо массы технических
неудобств (ну, как вы прикажете учить
программированию студентов, если текст программ,
которыми они пользуются, недоступен), это
нововведение вызвало отторжение одновременно
этическое и философское.
Ричард М. Столлман положил начало
движению свободного программирования,
уволившись в 1984 году из M.I.T. Столлман основал
некоммерческую организацию по имени Free Software
Foundation; в каком-то смысле, основание FSF было самым
важным, центральным событием прошлого века. По
политическому значению столлмановский манифест
можно, наверное, сравнить с Коммунистическим
Манифестом Маркса и Ёнгельса, хотя и с большой
натяжкой.
Свободное программирование требует
следующих, жизненно необходимых каждому
творческому человеку, свобод:
· свободу
запускать программу с любой потребной целью;
· свободу
изучать, как программа работает, и изменять ее в
соответствии с потребностями; доступность
исходного текста является необходимым условием
этого;
· свободу
распространять копии программы с целью помощи
ближнему своему;
· свободу
улучшать программу и публиковать свои улучшения,
для пользы всего сообщества.
Значение этих пунктов не
ограничивается программированием; если мы, в
соответствии со Сведенборгом, средневековыми
каббалистами, Хомским и
"пост-структурализмом", будем понимать мир
как текст, понятие "программы" (текста) может
быть распространено на любую вещь вообще.
Идеологи свободного программирования
утверждают, что западное общество поражено
патологической жадностью. Одно из проявлений ее –
драконовское законодательство о копирайте и
авторском праве. Действительно, не очень
справедливо, когда Майкрософт, не
предоставляющий никаких гарантий на правильную
(или какую-нибудь) работу своего продукта,
требует по 50-100 долларов за продукт,
себестоимость которого не превышает и доллара.
Особенно несправедливо это, если альтернатива
всему – бесплатная система (Линукс, или
Гну-Линукс, как его предпочитает называть
Столлман), предоставленная вместе с исходным
текстом, в котором ошибок почти нет (ибо все
найденные – исправлены).
Согласно этой философии, непомерные
заработки деятелей софтверного бизнеса не
только не поощряют творчество, они превращают
творцов в чиновников, озабоченных лишь попытками
захватить монополию на тот или иной стандарт.
Творческому импульсу материальное поощрение не
необходимо: "дух дышит, где хочет".
Общество, где пользователь программы не имеет
права показать ее своим друзьям – общество
фундаментально несправедливое, общество
тотальной разобщенности и повсеместного
доносительства. Ни о какой свободе, ни о каком
духе взаимопомощи в таком обществе не может быть
и речи. Столлман, сторонник радикальных
защитников конституционных свобод из American Civil
Liberties Union (ACLU), активист легализации наркотиков и
правозащитник со стажем, увязывает борьбу за
свободно-бесплатный софт непосредственно с
центральным конфликтом американской
политической жизни – попыткой честной публики
отстоять гражданские свободы, записанные в
конституции, но с каждым годом исчезающие кусок
за куском.
Но бесплатность программного
обеспечения не может не внушать опасений адептам
капиталистического предпринимательства.
Капитализм основан на экономическом
принуждении, а если все (или почти все)информационные
продукты будут бесплатные – экономического
принуждения не будет. Именно поэтому Майкрософт
постоянно заявляет о необходимости борьбы с
бесплатными программами как подрывающими основы
американского общества. Мультинациональный
капитализм пришел в противоречие с
конституционными свободами американцев; и
нетрудно догадаться, кто в результате победит.
Столлмана обвиняют в коммунизме не только
сторонники запрета свободных программ (которым
несть числа), но и активисты хакерского движения,
которым не нравится этическая сторона его
учения. Столлман утверждает, что честный человек
никогда, ни при каких обстоятельствах не должен
пользоваться нечестным программным
обеспечением; под оным понимаются все программы,
у которых закрыт исходный код.
Написанный Столлманом GPL (GNU Public License) требует
лишь две вещи – чтобы вместе с программой
неограниченно распространялся исходный текст, и
чтобы во всех модификациях программы
сохранялась лицензия и изначальное авторство, с
пометками о том, какие изменения произведены.
Свободное программирование, для
Столлмана – абсолютный моральный императив; его
точка зрения не прагматическая, а по сути
религиозная.
Свободное
программирование дает программы, которые весьма
надежны и эффективны, и я счастлив, что это
придает ему привлекательности. Но я скорее бы
выбрал едва работающую, неэффективную,
ненадежную, но бесплатную программу, чем удобную
и надежную, но проприетарную программу, которая
не уважает мою свободу.
( Ричард Столлман, интервью сайту Слэшдот).
Как всякая приличная религия, учение о
свободном программировании несет в себе
сильнейшую эсхатологическую компоненту. Если
компьютерных монополистов и других лоббистов
копирайта не остановят, очень скоро мы окажемся в
ситуации, когда позаимствовать книгу у товарища
будет уголовным преступлением. Преступление,
которое пресечь трудно, приходится наказывать
жестоко, и тем более жестоко, чем проще его
совершить; это ведет к неизбежной эскалации
наказаний за "компьютерное пиратство".
С другой стороны, победа движения свободного
программирования будет значить конец
экономического принуждения и капитализма, что
еще более неприемлемо для статус кво. Поэтому
введение наиболее жесткой формы копирайтного
законодательства – необходимое условие
выживания капитализма как системы. Чем большая
часть общественного продукта является продуктом
информационным, то есть свободно копируемым на
(сравнительно дешевый) материальный носитель,
тем строже должны быть копирайтные уложения;
вплоть до полного запрета на копирование текста
для любых целей. И к этому дело идет; с 13 лет в XVIII
веке, срок действия копирайта увеличился до 70 лет
после смерти автора в конце XX-го, и увеличивается
еще и еще; в сводках Майкрософт, компьютерное
пиратство приравнивается к международному
терроризму, и новые законы о борьбе с тем и другим
пекутся, как горячие пирожки или слойки.
Fair Use: экспансия копирайта
и смерть культуры
Копирайт не охраняет автора от воров, которые
стремятся ограбить и лишить его законного
добытка. Ёто миф; экономические обстоятельства
таковы, что независимый артист не имеет ни
малейшей возможности засудить кого-то за
копирайт, это слишком дорого. Во всех без
исключения случаях, судопроизводство ведется
корпорацией от имени и за спиной артиста; а
зачастую и без ведома артиста.
Корпоративный шоу-бизнес ведется не в
интересах артиста; корпорация и артист –
антагонисты. Копирайт, в его настоящей форме
будучи средством защиты интересов корпорации,
никак не служит интересам артиста, а даже
наоборот.
Современные условия бытия оставляют
человека один на один с бесконечным монологом
масс-медиа и культуры; монологом масс-медиа и
культуры о самих себе. Хуже того, реальность, с
которой имеет дело субъект культуры – есть
продукт этого самого монолога. Человек остается
безвольным и безвластным червяком в
колоссальной кафкианской машине
самовоспроизводящейся культуры. Культуры, язык
которой защищен копирайтом – чтобы произнести в
этом смысловом поле нечто осмысленное, вообще
что-то произнести, требуется добыть разрешение
владельца копирайта.
Ситуационисты утверждали,
что в современной ситуации единственно
адекватным видом искусства является коллаж.
"Реальность" перенасыщена знаками, хуже
того, "реальность" состоит из знаков.
Любое сколько-нибудь адекватное
"реальности" утверждение должно быть
произнесено на языке тех самых знаков, которыми
оперирует "реальность": рекламных роликов,
слоганов и плакатов, мусорной музыки из
супермаркета (тех же U2, Beatles или Modern Talking), неоновых
вывесок, корпоративного дизайна и городской
архитектуры. Копирайтное законодательство в его
современной форме делает искусство коллажа
де-факто уголовным преступлением; запрещая таким
образом любое сколько-нибудь содержательное
художественное высказывание; кроме рекламы,
косвенной и явной пропаганды преимуществ той или
иной трэйдмарки.
Еще один аргумент против копирайта
к настоящему моменту стал практически общим
местом. Культура остается живой лишь постольку,
поскольку развивается; а развивается культура –
путем ассимиляции индивидуальных текстов в
общее текстовое и речевое пространство. Скажем,
фольклорный стишок появляется как авторское
произведение, но ассимилируется, после
произвольного тиражирования, как нечто
анонимное и подверженное произвольным
изменениям.
Современное состояние законов о копирайте
таково, что процитировать даже одну-две фразы
кем-то сочиненного текста проблематично.
Для культуры это означает смерть,
безвозвратную и окончательную – что произошло бы
с математикой, если бы нельзя было бы
использовать теорему кого-то без разрешения
автора или наследников?
Некоммерческое использование чужого
текста – fair use – в Америке исчезает, от года к году,
как какой-то вымирающий зверь или насекомое. Так,
20-30 лет назад скопировать для себя статью из
журнала (научного, например) можно было
совершенно легально и беспрепятственно. В 1994-м
году хай-тек корпорация Тексако окончательно
проиграла много лет тянувшийся процесс
"Геофизический союз против Тексако", с нее
взяли штраф и на будущее запретили ученым
копировать в библиотеке статьи, без разрешения
правообладателя – даже для собственного
употребления. Ситуация с легальностью подобной
практики в университетах сейчас неясна, в
библиотеках предупреждают, чтобы копировали на
свой страх и риск; но ситуация развивается к тому,
что и это со временем запретят. Запрет на
цитирование двух-трех фраз из статьи – тоже
нововведение последнего десятилетия.
В 2001 году профессор Лауренс Лессиг, модный
юрист, написал книгу "Будущее Идей". Лессиг
доказывает, что экспансия копирайта последних 3-4
лет коренным образом меняет западное общество,
превращая каждого прежде законопослушного
жителя в уголовника (скажем, подросток,
повесивший у себя в комнате изображение
Микки-Мауса, это изображение таким образом
публикует, а значит нарушает копирайт).
Зачем вообще нужен копирайт
Итак, аргументы в пользу копирайтного
законодательства (и тут я говорю о Digital Millennium
Copyright Act и его аналогах, внедряемых повсеместно
через WTO, WIPO, GATT и Гаагскую Конвенцию)
исчерпываются следующими:
· Ётический
аргумент. Компьютерное пиратство (сэмплинг,
цитирование, копирование на ксероксе) – это
воровство. Воровать нехорошо.
· Прагматический
аргумент. Чтобы ученому (художнику, писателю,
программисту) было чего кушать, ему надо платить
за работу. Если все будут друг у друга
переписывать его новую компутерную игру (песню,
статью, роман, стихотворение), художник умрет с
голоду и прогресс остановится.
· Социальный
аргумент. Если продукт можно будет задешево копировать, у всех
будет всего поровну и задаром. Никто не захочет
работать официантом, массажистом, уборщицей или
вытирать блевотину.
В России аргумент в пользу копирайта
выдвигается ровно один – этический: каждый
несчастный идиот, который поставит себе
пиратскую копию чудовищных программ
Майкрософта, оказывается мгновенно вором,
ограбившим Майкрософт на полтора миллиарда
баксов в год (во столько
оценены потери MS). Действительно,
прагматический аргумент здесь не работает.
Трудно было бы утверждать, что без полтора
миллиарда русских долларов в Америке
остановится технический прогресс, да еще до
такой степени, что Россия обязана для этой цели
платить Биллу Гейтсу бабки, сопоставимые с
годовым национальным продуктом.
Аргумент, основанный на неотъемлемом
праве частной собственности – не просто
религиозный; право частной собственности ничем,
кроме религии, не гарантируется; но и религия его
гарантирует – совершенно не всякая. Религиозный
аргумент в пользу святости всей и всяческой
частной собственности невозможен в любом
религиозном контексте, кроме
иудео-христианского.
Хорошо известен социо-экономический анализ
Макса Вебера, объяснявшего особенности
европейского хозяйствования и в целом
капитализм спецификой западноевропейского
христианства. Англо-американская цивилизация
построена на протестантской, кальвинистской
ментальности – богатство и успех
интерпретируется как божественный знак,
указующий праведника; в этом религиозном
контексте (и ни в каком другом) собственность
приобретает характер сакрального посвящения.
Вне протестантской ойкумены о таких вещах, как
неприкосновенность частной собственности,
говорить просто смешно.
В Америке вплоть до 1950-х никакого
копирайта на неамериканский продукт не было, а
все потому, что американское копирайтное
законодательство, в соответствии с конституцией,
служило прогрессу наук и искусств в Америке, и
никак не охране иудео-христианских несокрушимых
ничем собственнических прав "автора" на
написанное им на заборе слово х.. либо Windows XP.
Другое дело, что в масс-медиа, по
причине материальной заинтересованности,
религиозный и этический подход к копирайту
начисто вытеснил подход прагматический. В
Америке этическая и социальная система
построена на неприкосновенности частной
собственности, а антикоммунизм давно уже
(начиная как минимум с 1950-х) стал явлением
религиозным, по сути эквивалентным христианству.
В этом смысл достаточно расхожего
отождествления компутерного пиратства,
сатанизма и коммунизма; с точки зрения
доминантной в Америке этической системы, это
явления эквивалентные, поскольку покушаются на
основную сакральную ценность протестантской
цивилизации – собственность; сакральное
помазание и основной атрибут божества.
Второй аргумент в пользу копирайта –
прагматический – подробно и в деталях
опровергается сторонниками fair use.
"Лучше иметь кварту свободного
программного обеспечения, чем галлон
частно-собственнического программного
обеспечения" заявил Ричард Столлман; и
оказался в этом совершенно прав – чудовищное
перепроизводство софта приводит к тому, что из
ста коммерческих программ до прилавков доходят
от силы 10, а через 3-4 года и эти десять тоже нигде
не купишь. Ёволюция компьютерного железа делает
все вообще коммерческие программы абсолютно
непригодными к употреблению через 7-8 лет после их
написания.
Напротив, свободная программа живет
вечно, будучи доступна с сети на миллионе
FTP-сайтов; а при необходимости (замене
операционной системы или компьютерных
причиндалов) ее нужно лишь перекомпилировать и
она опять заработает. Даже и полпинты свободного
программирования делают гораздо больше для
человечества, чем тридцать галлонов
программирования частнособственнического.
Не говоря уже о том, что "прогресс" (как и
измеряемый литражем программ, так и прогресс
просто) далеко не всеми толкуется однозначно.
Можно доказать, конечно, что угодно, но формула
"прогресс любой ценой" (ценой творчества и
свободы) довольно сомнительная.
Сторонники копирайтов утверждают, что плата за
интеллектуальную собственность есть
единственный способ экономической поддержки
свободного творчества; но это совершенно не так.
Культура существовала десятки и сотни веков без
всяких копирайтов, и ясно, что творческая и
духовная жизнь была на протяжении этих веков
ничуть не менее интенсивна, чем сейчас. Даже и
сейчас (несмотря на колоссальное давление со
стороны индустриальных, финансовых и
бизнес-кругов) фундаментальная наука
финансируется из источников, никак не связанных
с интеллектуальной собственностью; большинство
форм искусства, от живописи и поэзии до макраме и
балета – тоже. Применение заимствованной из
поп-музыки экономической модели в большинстве
областей культуры привело бы к немедленному
уничтожению всей интеллектуальной жизни.
Есть десятки возможных (и реально работающих)
экономических моделей, обеспечивающих поддержку
свободного творчества безотносительно к
интеллектуальной собственности. Многие виды
искусства (поэзия, да и музыкальный коллаж а ля
Негативланд тоже) существуют как хобби; другие
питаются за счет меценатов. Те из них, которые
коммерческие (софт-порн, поп-музыка, Голливуд,
бестселлеры), напоминают повторяющиеся от раза к
разу штампованные идентично-уродливые
макаронные изделия и вообще непонятно зачем
нужны.
Творчество есть продукт отчасти магический и
интересный ровно в той степени, в которой
магический. Магический значит спонтанный,
иррациональный, возникающий от духа; магический –
это когда озарение. Если у человека было
озарение, оно произойдет бесплатно, и даже если с
него сдерут кожу, оно все равно произойдет; а если
человеку сказать нечего кроме как за бабки, то
пусть лучше вообще не говорит.
Свободное программирование живет за
счет консультаций и поддержки программного
продукта: свободный он конечно свободный, но в
коде сам черт ногу сломит, и богатый пользователь
предпочитает выплачивать какие-то бабки автору
за то, что тот поможет ему разобраться, либо
улучшить продукт. Программист живет чуть беднее,
но свободнее; а пользователь имеет кварту
свободного программирования вместо галлона
программирования частнособственнического и
тоже доволен.
|