Материалы | Евразийское Обозрение №6 | ЛДПР - театр одного актера | 24.05.2002
|
До конца 1980-х публичной политики в РФ не было
(как, впрочем, и самой РФ), ибо не было ее субъекта.
Партия-монополист не нуждалась в подобном
механизме. Уверенному в своих силах властному
центру не было нужды скрываться от
общественности (таковой просто не существовало).
Никто не предполагал, что на партийные решения
можно как-либо повлиять снизу, электората не было
даже в проекте. Наоборот, власть демонстрировала
и декларировала свое присутствие и влияние; в стране и мире прекрасно
знали кто в Кремле и на Старой Площади принимает
конкретные решения их портреты советский народ
видел повсеместно.
Тектонические сдвиги, потрясшие страну и
вызвавшие ее распад, не могли не отразиться на
характере политических механизмов. Разбуженная
горбачевской перестройкой толпа (увы, еще не
общественность) властно требовала отчета у
растерянных начальников, удивляясь собственной
смелости. Одуревшее от новых реалий население,
припав к телеэкранам, смотрело заседания
Верховного Совета как спектакль с продолжением.
Да, собственно, это и был телевизионный
спектакль, сопровождающийся уже появившейся к
тому времени телерекламой, другими ток-шоу и
выступлениями шарлатанов-целителей.
Синхронно с этими телеиграми во властных
структурах и около них стали появляться странные
фигуры, часто с темным, а то и с криминальным
прошлым; многие на краткое время (тогда это
называлось «хождением во власть»). Полным ходом
шла подготовка к «большому дележу»
государственной собственности; именно в этот
период закладывалась основа будущих
олигархических структур, составивших костяк
того, что впоследствии назовут «семьей».
Реальная власть, управляющая процессами
распада государства и передела госимущества,
отныне предпочитает себя не афишировать и не
выявлять механизмов принятия решений (большей
частью коррупционного характера), а главное
скрыть «приводные ремни» этих механизмов,
тянущиеся в западном направлении. Возникшая на
рубеже 80-х и 90-х годов (и получившая в последующую
ельцинскую эпоху дальнейшее развитие) публичная
политика призвана была служить ширмой, дымовой
завесой, маскирующей эти процессы.
Из всего российского политического спектра
именно представительная власть (и в значительной
мере судебная) в наибольшей степени носилаподобный декоративный
характер. Именно туда и были
направлены объективы телекамер, микрофоны и
диктофоны журналистов, а также внимание публики.
Госдума призвана была изображать центр «истинной демократической власти», и
стать ложной мишенью
для общественного протеста, а так
же высокоэффективным
инструментом в выборных технологиях.
Образ власти, ее репрезентация таким образом
отчуждался от власти реальной, от ее подлинных
центров. Ёто отчуждение образа от реальности и
есть (по Дебору) характерный признак Общества
Зрелищ.
Любопытно, что в своем романе-утопии
«Generation П» Пелевин почувствовал и обыграл
сложившуюся в России ситуацию обособления
образа власти от самой власти. По сюжету,
реальная власть принадлежит Межбанковскому
Комитету; правительство же, дума и даже президент
оказываются всего лишь виртуальными образами,
компьютерными анимациями. Основная задача
формулируется одним из героев так: «Главное,
чтоб у людей мозги были заняты и эмоции
выгорали.»
В это «смутное время» на политической сцене и
появилась ЛДПР (до 1992 года ЛДПСС) со своим
бессменным лидером Владимиром Жириновским.
Сейчас уже бессмысленно гадать был ли «проект
ЛДПР» «хитрым» маневром уходящей в небытие КПСС,
либо возник спонтанно узнаем в свое время. Сама
обстановка «большого политического спектакля»
востребовала адекватных актерских дарований. И
они появились.
Рассматривать ЛДПР в отрыве от ее лидера
невозможно: это партия одной фигуры или, если
хотите, театр одного актера.
«Играет роль, такую роль, и в этой роли,
безусловно, он король...»
Жириновский (со своей ЛДПР) оказалсяблистательным (и высокооплачиваемым) актером политического
театра России. И, кстати, неплохо подготовленым.
Учеба в институте Стран Азии и Африки
предполагала контакты, если не сотрудничество со
спецслужбами. В годы горбачевской перестройки он
успел побывать в рядах Демократического союза
Новодворской, плотно пообщаться с политическими
радикалами (в частности с Ёдуардом Лимоновым,
который в 1992 году входил даже в «теневой кабинет»
ЛДПР) и крайними националистами (С.Жариков
был непродолжительное время главным редактором
«Сокола Жириновского»).
Неиссякаемые эпатажи Жириновского, скандалы
вокруг любого удобного повода, неизменно
пользуются вниманием СМИ и отвлекают
общественное внимание от подлинных центров
власти и механизмов принятия решений. Казалось,
актер прекрасно справлялся с поставленной
режиссерами задачей превращения госдумы в
громоотвод общественного недовольства. Если бы
не особенности его сценических дарований.
Его актерское амплуа вобрало в себя все
культовые советские пародийные образы,
созданные Райкиным, Жванецким, Хазановым и
прочими, но более всего образ «великого
комбинатора», созданный Ильфом и Петровым.
А образ этот двойственен: будучи родом из
«проклятого» прошлого, «великий
комбинатор» своей игрой выявляет
безжизненность этого прошлого, будучи
проходимцем, он интуитивно находит «слабые
места» новой реальности и, подобно
компьютерному вирусу, внедряется туда поражая и
одновременно выявляя эти «слабые места».
Подобно этому прообразу, актер и политик
Жириновский амбивалентен. Своими шутовскими,
циничными, а подчас и хамскими выходками в зале
он как-то уж слишком дискредитирует
представительную ветвь власти, настолько
«слишком», что она перестает уже восприниматься
кем-либо всерьез. Обыватель начинает искать
истинных виновников своего плачевного
положения.
То же, пожалуй, и с идеями.
Шут может высказывать высокие истины и
глубокие мысли, но такова роль шута только в
трагедии, таков закон этого жанра. Те же мысли
высказанные в фарсе, непременно опошляются
(часто до физиологического уровня), а то и
завершаются крепким непечатным словом (и такое
бывает).
Вряд ли кто-нибудь смог бы более удачно и
эффектно нежели он дискредитировать либеральные
идеи (разве только Новодворская). Но и идеи
противоположного, т.н. «патриотического»
направления он утилизует для своих нужд с той же
небрежностью.
Будучи блестящим актером-провокатором,
Жириновский постоянно играет идеями как
«правых» так и «левых» (да и вообще любыми
популярными идеями), доводя их до абсурда,
выявляя их пародийную сущность. Быть может в этом
его роль сходна с ролью, которую играл журналист
Лео Таксиль во французском обществе середины 19
века (отмеченной А.Дугиным в «Путях Абсолюта»).
Своими острыми публицистическими выступлениями
Лео Таксиль провоцировал клерикалов и
прогрессистов, обнажая их «гротескный идиотизм»,
который, возможно, «и есть самый выразительный
признак пародии», определяемой Геноном как
«легко узнаваемая печать дьявола».
Даже серьезные и глубокие идеи Жириновский не
смущаясь и с ловкостью фокусника вставляет в
гротескный контекст.
Уместно здесь привести цитату из статьи Дм.
Радышевского («Соблазн евразийства»):
«Евразийские идеи духовидца Даниила Андреева
(«метаисторический зов» в расширении России на
Восток и на ёг: занимать духовно полые
пространства, культурно лежащие на более низком
уровне, а не стремиться в Европу) карикатурно
всплыли у Жириновского броском к Индийскому
океану».
Ознакомившись с «10-ю пунктами программы
Жириновского», любой здравомыслящий читатель
бесспорно согласится с большинством из этих
положений.
В самом деле, что можно возразить против
повышения продовольственной безопасности
страны, государственной поддержки науки,
гарантии государства по сохранности банковских
вкладов или государственной монополии на
алкоголь.
Слушая те же программные идеи в изложении
самого Жириновского с думской трибуны или в
интервью, невозможно избавиться от впечатления
будто услышал мысли Канта, изложенные языком
Жванецкого в исполнении артиста Хазанова.
И все же, будучи человеком весьма неглупым и
даже в чем-то талантливым, Жириновский иногда
озвучивает мысли новые, соображения неожиданные
и смелые, которые не могут себе позволить более
«респектабельные» политики (например, о причинах
сентябрьских терактов в США).
Но даже и этом случае происходит нарушение
необходимых пропорций, неуловимая измена вкусу и
зрелая, интересная мысль заканчивается
пошловатой и визгливой «местечковой»
интонацией.
Кажется, все, к чему он прикасается, немедленно
подвергается вульгаризации.
«Ну что было в этом вертопрахе похожего на
ревизора? Ничего не было! Вот просто на
полмизинца не было похожего и вдруг все:
ревизор! ревизор!»
И, наконец, последний аспект на котором следует
обратить внимание: роль Жириновского как
политического «киллера».
Образ Хлестакова (как и прочих персонажей
«Ревизора») Гоголь, похоже, утвердил в России на
века. В смутные периоды российской истории, а их
было немало, самозванные и безответственные
политики (от Гришки Отрепьева до Гришки
Современного) появлялись будто из каких-то
инфернальных щелей в огромных количествах.
Глядя на многих политиков из «молодых»,
особенно политиков либерального направления,
трудно удержаться от того, чтобы не приложить к
ним блистательную гоголевскую характеристику
Хлестакова: «...как говорят, без царя в голове,
один из тех людей которых в канцеляриях называют
пустейшими. Он не в состоянии остановить
постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь
его отрывиста, и слова вылетают из уст его
совершенно неожиданно».
Тем не менее, с невероятной самонадеянностью
(если не наглостью) берутся они решать
судьбоносные для России вопросы, не забывая при
этом, прежде всего, о своих собственных
интересах.
Сталкиваясь с ними, провокатор Жириновский
заставляет современных хлестаковых «выходить из
роли», выявлять свою хлестаковскую сущность, чем
естественно портит им «игру».
Часто, после «дебатов» с Жириновским, о карьере
таких политиков можно забыть. В самом деле, можно
ли серьезно воспринимать, например, Немцова в
качестве кандидата в президенты. В случае
подобной заявки достаточно будет прокрутить по
телевидению запись его теледебатов с
Жириновским, тех самых «сочных», чтобы
обеспечить ему сокрушительное поражение.
Кстати, этот прием на местных выборах
использовали конкуренты той дамы-депутатки,
которую Жириновский публично оттаскал за волосы;
и прием сработал!
Возможно за эту роль «политического
киллера» ненавистных властных персонроссийский народ и награждает «своего
Жирика» аплодисменами и своеобразной
«народной любовью».
Сегодня время Жириновского заканчивается.
Не то чтобы «общество зрелищ» покинуло Россию.
«Великий передел» России конца 20 века
практически завершен. Его главные фигуранты и
победители от олигархов до бандитов
заинтересованы теперь в законодательном,
властном закреплении результатов.
Теперь они самостоятельно идут во власть чтобы
лоббировать свои интересы на «высшем уровне» и
договариваться о сферах влияния.
Наемные актеры им больше не нужны: реальная
власть снова воссоединяется со своим зримым
образом.
Властные коридоры все более наполняются
серьезными людьми из спецслужб, вытесняя оттуда
хлестаковых всех рангов. Образно говоря, когда
восходит «заря в сапогах», музы должны
замолкнуть. Возможно актеру-пенсионеру позволят
еще выступить «на бис», но это будет его
прощальная роль.
|