Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
Статьи Дугина | "Амурская правда" | Краткосрочный интерес | Александр Дугин: "Китай, обратившись к Северу, представляет собой колоссальный риск и серьезную опасность" | 28.09.2007
Россияне считают самой дружественной страной Китай, а главными вероятными противниками называют США и Грузию. Таковы основные итоги прошедшего в конце августа опроса ВЦИОМ.
Еще год назад главным другом считалась Белоруссия, а Грузия сильной антипатии не вызывала. В прошлом году первое место занимала Белоруссия, а КНР делила 3-е место с Францией. Более того, китайцы занимали 2-е место в списке потенциальных противников (16 процентов), в то время как сейчас подобной точки зрения придерживается меньшинство (3 процента). Что послужило поводом и как объяснить перемены, произошедшие в сознании жителей России по поводу наших друзей и врагов? Какова геополитика российско-китайских отношений?
На мой взгляд, этот опрос ВЦИОМ свидетельствует об очень фундаментальном сдвиге, который произошел в сознании россиян. То, что Китай выдвинулся на первый план в качестве союзника, а Америка закрепилась в статусе главного врага, означает, что современные жители России начинают переходить в фокус геополитического самосознания. Дело в том, что в 1990-е годы у нас было абсолютно искаженное представление о мире, в котором мы оказались после краха советизма. Казалось, что на Западе только друзья, что Америка нам поможет.
Сегодня мы начинаем понимать, что Россия - это не региональная, а глобальная держава. И в глобальных своих интересах она пересекается, сталкивается с фундаментальной преградой, фундаментальным вызовом, которым является воля США к мировому господству.
Мы начинаем мыслить глобально и, исходя из этого, начинаем давать правильные оценки тому, кто друг, а кто враг, начиная осознавать ответственность за внешнюю политику и за внутреннюю политику, направленную в этом ключе. И сам факт появления Китая в качестве главного союзника и друга России - это свидетельство серьезных перемен в политическом самосознании россиян. Но это только первый шаг. Российско-китайские отношения, с учетом всех геополитических игроков, не так однородны и просты.
Современный Китай обязан своему возвышению целой совокупности факторов. В коммунистическую эпоху (которая, кстати, в самом Китае еще не завершилась окончательно) относительно слабый и перенаселенный Китай выполнял функцию обширного берегового пояса на Дальнем Востоке, и борьба за влияние на него велась с переменными основными игроками - СССР и США. Сближение Москвы с Пекином усиливало евразийский потенциал советского лагеря, противоречия между ними, напротив, были на руку атлантистам. Запад варьировал свою стратегию в отношении Китая и на рубеже 80-х годов перешел к более активному сближению. В этот период Запад наметил ряд мер по мощной экономической помощи Китаю, закрывая глаза на «тоталитарный» характер политического режима и несоблюдение «прав человека». Это было важным ходом в позиционной борьбе против СССР.
Далее последовали драматические события конца 80-х - начала 90-х годов, в результате которых советский блок, а затем и сам СССР распались. Причем так стремительно, что возникли новые проблемы и для самого Запада. Резкое и внезапное ослабление евразийского полюса в лице Москвы качественно изменило функцию тех береговых геополитических регионов, которые были призваны выполнять вспомогательную роль для атлантизма в позиционной войне против континентального ядра. Китай (впрочем, как и объединенная Европа на западе Евразии), следуя за инерциальной логикой геополитики эпохи «холодной войны», непомерно увеличил свою мощь и, в свою очередь, стал представлять за счет темпов роста определенную угрозу для США. Так постепенно Китай из вспомогательного фактора превратился в самостоятельную силу. В самом Китае существуют очень серьезные преграды для дальнейшего экономического роста - бурный демографический потенциал, скудость природных ресурсов, крайне неравномерное развитие богатых береговых и бедных континентальных зон и т. д.
Геополитика Китая сегодня определяется следующими факторами. Самое главное, и принципиально - отношения с США. Это самый тонкий вопрос. Китай, оставаясь номинально коммунистическим и претендуя на самостоятельную роль в региональной политике, естественно, всячески дистанцируется от США, не устает подчеркивать свою приверженность «многополярной» модели.
С Востока Китай подпирает активная сила Японии, представляющая собой конкурентную модель организации всего Дальневосточного региона. В этом смысле пределы китайской экспансии на Восток строго ограничены. Китайский вопрос является главнейшим геополитическим вопросом в современной Японии, где конкурируют между собой различные модели видения будущего - наряду с атлантистской, откровенно проамериканской, позицией рассматриваются как проект «желтого мира», так и евразийский вектор.
С Запада Китай ограничивается исламским пространством Центральной Азии и Индией. Это довольно активные политически пространства с демографическими показателями, отчасти сопоставимыми с самим Китаем. Различие и некоторый антагонизм с этими территориями ставят естественные преграды для западного вектора развития.
Более или менее открытыми являются два направления - Север и Юг. Геополитическая проблема Севера для Китая воплощается в китайско-российские отношения. Москвой это рассматривается как китайская проблема для России: у Китая с Россией на данном историческом этапе крайне слаба т. н. «геополитическая комплиментарность» («взаимодополняемость»). Если для самого Китая российские природные ресурсы, продукты военно-промышленного комплекса и особенно слабозаселенные территории Сибири являются в высшей степени привлекательными, то для России Китай представляет собой только краткосрочный интерес - в первую очередь в вопросе финансовой мощи; стратегически же - геополитически, демографически, геоэкономически и т. д. - Китай, обратившись к Северу, представляет собой колоссальный риск и серьезную опасность. И наоборот, Россия жизненно заинтересована в геополитическом сближении с региональными конкурентами Китая - Японией, Индией, исламскими странами Центральной Азии, с которыми «геополитическая комплиментарность» у России, напротив, налицо.
Александр Дугин, лидер Международного "Евразийского движения", президент фонда "Центр геополитических экспертиз"
Телепартия
Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru
Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times
Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru
Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ
Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru
Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV
Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"
Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН
Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru
4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"