Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

11 декабря, понедельник Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Статьи Дугина | ''Время новостей'' | Свобода и справедливость - свобода или справедливость? | Александр Дугин: ''Для русской традиции чрезвычайно важно понимание внутренней религиозной свободы, а также пронзительное осознание важности свободы для всего народа'' | 28.07.2007 Напечатать текущую страницу
    Александр Дугин

    Свобода и справедливость - свобода или справедливость?

    В новой России эти понятия могут не противоречить друг другу

    Опубликовано в газете "Время новостей" № 130 от 25 июля 2007

    В политическом и философском языке понятия «свобода» и «справедливость» чаще всего противопоставляются друг другу. Они редко когда могут быть соединены. Их принято противопоставлять: либо свобода, либо справедливость. Что-то одно. Хорошо, конечно, быть здоровым и богатым, куда лучше, чем бедным и больным, но жизнь чаще всего ставит нас перед более трудным и менее однозначным выбором.

    Понятие «свобода» в современной политологии обычно связывается с идеологией либерализма. Сам термин «либерализм», «либерал» образован от латинского libertas, т.е. «свобода». Принято прикладывать это понятие к области экономики, подразумевая свободу торговли, свободу рынка. В более широком значении имеется в виду всякая свобода человека от государства или каких-то иных традиционных социальных институтов, включая церковь, общину, обычаи, нравственные правила и даже семью. Так, свобода нравов, и в частности нарушение супружеских законов, называется словом, образованным от того же корня, - «либертины», «либертинаж». Идеология либерализма относится к разряду правых идеологий. Поэтому российские либералы, сторонники полной свободы индивидуума от государства, объединены в России с понятием «правые».

    Философия либерализма учит: человек, предоставленный самому себе, т. е. получивший максимум свободы, лучше всего адаптируется к окружающим условиям. Движимый разумным эгоизмом и не обращая внимания на окружающих, он достигает своих целей любыми путями, наслаждается жизнью, живет себе в удовольствие.

    Свобода и справедливость - свобода или справедливость?

    Правая или левая?

    Россией должны править философы

    Жизнь без святой Руси для русских людей не имела смысла



    Это могло бы показаться циничным и аморальным, но либералы защищают свою позицию так: если каждый член общества свободен и действует только исходя из своих эгоистических интересов, обогащается и ищет личного преуспевания, то все общество в целом рано или поздно начнет процветать - ведь оно состоит из отдельных единиц, которые счастливы поодиночке.

    Апологеты свободы аргументируют свою позицию тем, что дух предпринимательства приводит к развитию общественных институтов, а стихия рынка приводит к удовлетворению всех потребностей, поскольку гибко реагирует на динамику желаний людей. Свобода, безусловно, помогает сильным личностям, открывает перед ними далекие горизонты. Но вместе с тем слабых и обездоленных, не способных подняться с опорой только на собственные силы, она повергает в отчаяние, закрывает пути к спасению. Свобода может привести к богатству и к нищете, к славе и к ничтожеству, к победе и к поражению. Но в любом случае все претензии человек предъявляет только к самому себе: в либеральной философии никто никому ничего не должен. Те страны, которые добились максимального экономического и технического развития, действительно пришли к этому, двигаясь по пути либерализма, исповедуя принцип "свобода превыше всего остального".

    Понятие «справедливость» в политической философии, напротив, соответствует левым идеологиям. Это совсем иной подход. Справедливость понимается как относительно равномерное распределение ресурсов, возможностей и богатств между всеми членами общества, коллектива, народа. Если принцип свободы и либерализма поощряет эгоизм, заботу о своих индивидуальных интересах, то принцип справедливости ставит в центр альтруизм, заботу о других, любовь к ближним, сострадание и сопереживание.

    «Справедливость» - понятие коллективное. Оно предполагает, что общество основывается на нравственном принципе. И в этом случае более сильный обязан делиться с более слабым. Забота о неимущих и обездоленных возлагается на процветающих и преуспевающих. Основная идея здесь - привести общество к равновесию, чтобы все отвечали за всех, в едином сплоченном и солидарном жизненном ритме.

    Понятие «справедливость» - левое. Левые всегда ищут пути к перераспределению богатств, власти, безопасности между всеми членами общества. Чаще всего высшей инстанцией, которой поручено осуществлять справедливость, является государство. То самое, против которого либералы неустанно ведут борьбу. В таком случае государство выступает как арбитр, как судья, как высшая инстанция, к которой каждый гражданин может прибегнуть за помощью, защитой, справедливостью. Справедливость можно установить и защитить только сообща, только соборно или коллективно.

    Общества, во главу угла которых поставлена справедливость, дают гражданам большее чувство уверенности, защищенности, спокойствия. Здесь слабый, больной и неловкий знает, что у него есть защита и покровительство. Но вместе с тем такая философия сдерживает развитие предпринимательского духа, ограничивает частную инициативу, лишает сильных индивидуумов стимула к личному продвижению - ведь результаты все равно будут поделены на всех.

    Налицо две противоположные ценностные системы. Два типа общества. Две модели государства. В России мы знаем и то и другое. В недавнем советском прошлом, при социализме, во главу угла была поставлена социальная справедливость. И дело не в том, что на практике она часто не соблюдалась или оставалась только в лозунгах или речах. Нравственность советского человека была структурирована через превосходство понятия «справедливость». И именно ради справедливости предлагалось потерпеть ограничение свобод.

    Начиная с перестройки мы сделали резкий крен в противоположную сторону. Теперь наступил черед либеральных преобразований, рыночных реформ. Мы отказались от социальной справедливости и перешли к ценностям свободы. И снова не так важно, реальной или мнимой эта свобода была на практике. Главное, что, осудив социализм и общинность, мы переметнулись к западной либеральной капиталистической системе. А значит, сделали ставку на свободу. Сегодня представляется, что увлечение свободой существенно спало. Идеологи либерализма больше не в почете. Но и к ценностям справедливости, социализма и государственности мы пока не вернулись.

    И оба этих понятия - «свобода» и «справедливость» - снова для российского человека под вопросом.

    Если принцип свободы прилагается к отдельной личности, мы имеем дело с той или иной разновидностью либеральной идеологии. Философы считают, что идея свободы личности коренится в христианстве, которое впервые утвердило принцип личной ответственности человека перед Богом и личного спасения. Известно изречение святого Серафима Саровского «Спасись сам, и сотни вокруг тебя спасутся». Но трактовка принципа свободы воли в западном христианстве и в православии существенно различается. Причем это различие с веками только усугублялось. Православие, признавая личное спасение, все же тяготеет к принципу соборности. Без церкви нет личного спасения.

    Причем православное учение понимает церковь как совокупность верующих. Собственно само спасение - дело личности. Но создание предпосылок для него - дело общее, всецерковное, всенародное. Отсюда повышенное внимание в православной культуре и истории к коллективному субъекту - церкви, народу, государству. Свобода отдельного человека отходит на второй план перед свободой православной веры, православного народа, православного государства. И даже в советское время это представление о коллективном субъекте и коллективной миссии сохраняется, хотя и в искаженных, подчас открыто антихристианских формах.

    Совсем иная картина в западном христианстве. Здесь с самого начала во главе угла стоит человеческий индивидуум. И церковь у католиков есть совокупность священников и монахов, т.е. клира. И понимание народа и государства вполне прагматичное - это, по выражению Блаженного Августина, «град земной», лежащий во грехах и ведущий нескончаемую войну против «града небесного», который воплощен в католической церковной организации. В ходе протестантской реформы этот принцип индивидуальности в западном христианстве еще более абсолютизировался, и у протестантов постепенно пропало само представление о церкви с ее иерархией, с ее таинствами, обрядами, преданием. По мере секуляризации из этого и родилась идеология либерализма, уже лишенная всякого религиозного содержания. Но эти метаморфозы свободы в западной истории всегда были сопряжены именно с индивидуумом - начиная с эпохи разделения церквей на Восточную и Западную более тысячи лет назад.

    Итак, в западной христианской и постхристианской культуре основным носителем свободы является индивидуум. В восточной и православной, в русской культуре свобода как позитивная ценность в первую очередь прилагается к коллективному субъекту. Для русских, по меньшей мере нормальных и нравственно полноценных русских, совершенно очевидно: человек не может быть свободным, если его народ, его государство, общество, в котором он живет, несвободны. В этом проявляются извечные противоречия между Западом и Востоком.

    Сегодня все наше общество активно обсуждает национальную идею. Либералы предлагают свою версию. Коммунисты - свою. Пытаются что-то свое продвинуть и национал-популисты. Но что же мы все-таки положим в основу национальной идеи: свободу или справедливость? Свобода и справедливость - традиционная для нашей культурной философской традиции пара противоположностей. Вопрос свобода и справедливость точнее формулируется как свобода или справедливость? Либо-либо.

    Сейчас Россия находится на перепутье. Идти за свободой - значит идти на Запад. Идти за справедливостью - возвращаться к своим национальным корням и социальным устоям. И вместе с тем, как мы видим, для русской традиции чрезвычайно важно понимание внутренней религиозной свободы, а также пронзительное осознание важности свободы для всего народа. Для нас более естественно поставить ценность справедливости на первое место. Это по-настоящему российское понятие, и именно оно должно стоять в центре нашего духовного возрождения. Но свобода, осознанная в свете нашей истории и нашего самосознания, также чрезвычайно важна. Надо только отыскать для нее правильное место в контексте поиска национальной идеи. Правильно ее понять, истолковать, осмыслить. Все ценностные понятия по-своему хороши. Но смысл исторического выбора как раз и состоит в том, чтобы выбрать из них самое важное, выстроить иерархию ценностей. Если же этого не делать, то мы получим идеологическую кашу и формалистичную демагогию, где набросано все, что попало, и, соответственно, никто ни за что не отвечает.

    Александр Дугин,
    философ, культуролог

     

     

     

    Архивы Евразии

    28.07.2006 - Какая польза России от саммита? - Александр Дугин: "На мой взгляд, с точки зрения европейского или мирового обывателя речь идет о технической встречи лидеров стран, которые, в общем, проводят рядовые, обычные консультации. Для нас же это мероприятие именно в этом формате и в этом году имело особое значение"

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы