А что касается конфликта, то вот, вроде бы уладили ситуацию со взаимными отказами во въезде. И было украинской стороне неприятно, пока не уладили. Точнее, стало неприятно, когда ситуация приобрела взаимный характер. А ведь в ответ на такую выдачу гражданина России тоже вполне могли последовать совершенно определенные ответные шаги. И последовали бы, скорее всего. Все ли украинские политики, бизнесмены и прочие VIP-персоны бывающие в России, на 100 % уверены, что их нигде не разыскивают и не желают их выдачи?
И вообще, можно понять, когда на обострение отношений с Россией идут во имя чего-то существенного. По принципиальным вопросам. Такое бывает. Межгосударственные отношения - штука сложная, возникают иной раз нешуточные трения. Но идти на ссору с Кремлем только ради того, чтобы угодить Кишиневу? Зачем?
Украина уже дважды втягивалась властями Молдовы в сходные ситуации. Давайте вспомним, что приднестровцы в 1990 году в первую очередь бросились за помощью именно в Киев, а не сразу в Москву. И в ответ тогдашние украинские власти сдали будущего президента ПМР Игоря Смирнова молдавским спецслужбам, закрыв глаза на его похищение - среди бела дня, в центре украинской столицы.
А осенью 2004 года молдавские спецслужбы изрядно использовали в своих интересах украинскую таможню, организовав ее руками захват банковской машины Приднестровского Республиканского банка с грузом монет, легально отчеканенных в Варшаве. Захват был произведен без каких-либо внятных законных оснований, так что судебные разбирательства по нему идут до сих пор. Интересно и то, что в ходе этой операции на территорию Украины были допущены мобильные группы агентов спецслужб Молдовы - хотя такие "визиты друзей" прямо запрещены украинской Конституцией.
Выиграла что-то Украина от этих сдач Приднестровья? Вырос ее авторитет? Степень влияния в регионе? Что-то незаметно. Скорее наоборот: и Молдова и Приднестровье все чаще апеллируют к России, а Молдова все более и более нагло, как крыса, отгрызает, то тут, то там, куски украинской территории. Хотя достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: прояви Украина собственную волю, сформулируй свои интересы в данной ситуации – и именно она могла бы стать главным локомотивом разрешения приднестровского конфликта. Но Украина раз за разом позволяет использовать себя как инструмент для защиты чужих интересов, как будто действие происходит где-нибудь в другом полушарии, а не у нее под боком. Как будто своих интересов в приднестровском конфликте у Украины нет, и граждане Украины, а также этнические украинцы в Приднестровье не живут. Может быть, Киеву просто безразлична судьба украинской диаспоры? По крайней мере, ее части: очевидно, есть диаспора первого сорта - Канада, Аргентина и т.п., и второго сорта, низшего. Например, в Приднестровье.
Практический аспект задержания Антюфеева тоже интересен. Сегодня министр МГБ ПМР является одной из ключевых фигур, поддерживающих стабильность в регионе. И не суть важно, что формально МГБ ПМР не признано и как бы не существует. Это вовсе не мешает тому же МВД Украины плодотворно сотрудничать с ведомством Антюфеева.
Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.
Весна 2001 года. Группа бандитов из Молдовы похищает в селе Чапаево Великомихайловского района Одесской области трактор "Джон Дир" стоимостью девятьсот тысяч гривен. Трактор быстро перегоняют через украинскую границу (она, эта граница, несмотря на все меры, предпринимаемы по ее охране, и сегодня, в общем-то, вполне преодолима) и прячут на территории Приднестровья, с тем, чтобы когда шум уляжется, перепродать его в Румынию. Усилиями приднестровских пограничников, относящихся по ведомственной принадлежности к МГБ ПМР, бандиты задержаны. Трактор возвращен законным владельцам, а члены банды переданы первому заместителю начальника УВД Одесской области Александру Выходцу. В интервью газете "Киевский телеграф" Выходец говорил тогда, что с правоохранительными органами ПМР у Одесского УВД налажено тесное взаимодействие. В отличие от Молдовы.
Вот вторая история: Три года спустя, в 2004 году усилиями МГБ ПМР разоблачена и сдана украинским правоохранительным органам группа фальшивомонетчиков, сбывавших поддельные доллары на территории Украины. Непосредственно сбытом занимались в Одессе "люди в погонах" из Молдовы - впрочем, на время проведения таких операций они переодевались в штатское. Отследив группу фальшивомонетчиков, МГБ ПМР уведомило о ней как власти Молдовы, так и власти Украины. Характерно, что молдавские власти информацию полностью проигнорировали. Это породило обоснованные подозрения в том, что фальшивопечатников крышевали в Молдове на самом высоком уровне.
О чем говорят эти два - и еще десятки других, аналогичных, случаев? О том, что Приднестровье фактически прикрывает Украину от наплыва в нее молдавского и румынского криминала. Именно приднестровские правоохранительные органы: пограничники, МГБ и МВД защищают Украину от этой грязи, а не европейские консультанты по борьбе с контрабандой. Консультанты не вылезают с контрольно-пропускных пунктов и едва ли представляют себе, что буквально в 100 метрах от них, даже среди бела дня, решительные люди без особых проблем переходят границу. Нужно ли Украине - из чисто утилитарных соображений - разрушать то, что работает на ее безопасность?
История с несостоявшимся задержанием Владимира Антюфеева - темная и невнятная, подробностей известно мало. Одно только можно сказать вполне определенно: удайся это похищение, оно сработало бы против Украины. В том числе и против ее европейского имиджа. Потому что в Европе уважают только тех, кто уважает сам себя. А уважающие себя страны обычно не очень-то и рвутся кого-то задерживать у себя и выдавать властям сопредельного государства. Особенно неохотно они идут на такие шаги, когда речь идет о политических фигурах, а Владимир Антюфеев - фигура именно политическая. Политические фигуры, как правило, вообще не выдают, причем, во всех случаях, вопрос об их выдаче решают в судебном заседании, а не организуют передачу задержанного "по быстрому", "в рабочем порядке".
Так что, если уж называть вещи своими именами, незадачливые украинские "пинкертоны" чуть было не подложили своей стране изрядную свинью. Правящий в Кишиневе режим сомнителен сам по себе - достаточно сказать, что в пересчете "на душу населения" Молдова удерживает абсолютное первенство по числу дел, проигранных в Европейском суде по правам человека, притом, с солидным отрывом. Пресмыкательство перед таким режимом способно лишь скомпрометировать Украину и отдалить ее от Европы, куда она так стремится.
Сергей Ильченко