Однако с приходом к власти Путина идеологическая борьба вновь стала актуальной. В первое время она имела спонтанный характер, когда нужно было одни прозападные силы отстранить от источников финансирования, а другие - лишить политического влияния.
И только в последние годы стало очевидно, что такая идеологическая коррекция элит должна получить более широкий размах, поскольку идеологический курс государства меняется не фрагментарно, а на системной основе, и от либерального западничества мы переходим к цивилизационному патриотизму. Но многие ельцинские интеллектуалы до сих пор остаются в арьергарде отступающей армии либералов. И среди них упомянутый Тишков, который до сих пор претендует на то, чтобы формировать важнейшие идеологические постулаты в России.
Несмотря на то, что время таких людей уже подходит к концу (они ведь прекрасно понимают, что их деятельность будет по заслугам оценена с точки зрения новых утверждающихся идеологических норм), эти остатки «армии либерализма» решили дать «последний бой». А поскольку в авангарде новой политики идет обращение к евразийскому, патриотическому (и даже, если угодно, имперскому) проекту, он и вошел в самый острый и непримиримый конфликт с последними недобитыми «архитекторами перестройки».
Тишков - это один из виднейших идеологов ельцинской системы, теоретик либерально-западнического толка. Как известно, этот человек выступает против всех инициатив евразийства. В частности против наследия Льва Гумилева, моего «Учебника обществоведения для граждан России», равно как и против евразийской идеологии (а фактически национальной идеи в целом). Хотя я лично не считаю это каким-то преступлением. Потому что любой человек имеет право на собственную точку зрения по любым вопросам.
Другое дело, что нам, может быть, имеет смысл позаимствовать опыт Германии, которая после падения Третьего рейха осуществила широкомасштабную денацификацию общества. Когда провалившиеся идеологи фашизма и расового превосходства были просто отстранены от участия в общественной жизни. То же самое, по моему глубокому убеждению, должно иметь место и в России, потому что страна только-только начала вставать на ноги от последствий засилья либеральной проамериканской идеологии.
Можно сказать, что мы в настоящий момент переходим от внешнего управления к новой суверенной и по-настоящему независимой России. Тишков же представляет собой классическую фигуру «из прошлого». Сначала он был коммунистическим функционером, который с марксистко-ленинских позиций громил все новое, свежее и живое. А потом он же, перекрасившись, участвовал в другой, абсолютно преступной с идеологической точки зрения модели ельцинского либерализма. Понятно, что в силу такого прошлого на третьем этапе исторической трансформации он неизбежно окажется не у дел. И Тишков, судя по всему, это прекрасно осознает. Вот почему он продолжает с визгом отстаивать свои идейные позиции.
А они, по сути, заключаются в том, что этноса и народа, в том числе и русского, как единого целого не существует. «По Тишкову», это искусственная конструкция, которая состоит из автономных индивидуумов, формируемых правящей элитой. То есть любой этнос можно создать из ничего, что называется, на пустом месте. Благодаря лишь усилиям власти, интеллектуальной элиты и прочих людей, временно проживающих на данной территории. Вот каково отношение Тишкова к народу и нации.
Фактически это - ультралиберальная западническая идейная концепция, которой лишь отчасти соответствует опыт Соединенных Штатов Америки, но которая совершенно неприменима даже к европейской модели нации. Не говоря уже об особом евразийском обществе, к которому относится и Россия. Для Тишкова неприемлем тот факт, что Евразийское движение утверждает ценность этносов как самостоятельных субъектов истории. В отличие от великорусских шовинистов, мы признаем ценность за любым народом в составе России. Это некая органическая живая инстанция.
Кроме того, евразийство предполагает, что каждый народ (в том числе и русский) имеет в истории свою миссию. То есть некие фундаментальные цели и задачи, которые он решает, развертывая свое бытие в истории. В то же время в евразийстве заложена идея общности цивилизации. То есть наша российская государственность имеет некую самодостаточную ценность. Наконец, мы утверждаем о необходимости интеграции постсоветского пространства.
Понятно, что все эти постулаты противоречат американским стратегическим интересам на постсоветском пространстве. Дело в том, что либеральное западничество в России, которое олицетворяют такие персонажи, как Тишков, - это уникальное явление в русской истории. Даже западники конца XIX века по большому счету были русскими патриотами, просто они хотели с помощью западнических моделей усилить русский народ и российскую государственность.
В отличие от них, российские западники 1990-х годов - это люди без корней, которые не осознают свою национальную идентичность. Эти отщепенцы, которые ненавидели русский народ и русскую историю. И поэтому ориентировались на внешнее управление страной. Таким образом, они использовали западнические модели не для усиления национального самосознания (а значит, и государственности), а для их ослабления. Сознательно они это делали или просто заблуждались - не берусь утверждать однозначно, но такой курс был полностью отвергнут во время президентства Владимира Путина и властью, и народом.
Время западных либералов безвозвратно прошло. И Тишков понимает, что ему придется если не расплачиваться за свои идеи, то по крайней мере пребывать из-за них в маргинальном состоянии. Тишков - это «академическая Новодворская». Тем не менее я считаю, что такие люди имеют полное право возглавлять институты и отстаивать свою точку зрения в СМИ. Как евразиец, я считаю, что любая, даже абсолютно ложная, идея имеет право на существование. Однако Тишков - член Общественной палаты. Что само по себе является если не недопустимым, то по крайней мере анахронизмом. Так же как если бы Березовский до сих продолжал оставаться заместителем секретаря Совета безопасности РФ. В путинской России это нонсенс. Тишков - это аномалия, вот почему он борется с неизбежно наступающим ему на пятки новым идеологическим курсом.
Александр Дугин,
лидер Международного "Евразийского движения",
президент фонда "Центр геополитических экспертиз"