Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
Материалы | Евразийское Обозрение №6 | В. А. Федотов | Демократизация капитала как фактор социально-экономической стабилизации и национальной безопасности россии в условиях глобализации | 24.05.2002
Глобализация представляет собой
максимально широкий (в мировом масштабе) и
предельно глубокий (качественная унификация
общественного устройства) процесс конвергенции
различных стран и превращения их в единое
мировое сообщество. Процесс глобализации
объективен по своей природе, а значит, в сущности
прогрессивен. Следовательно, его нельзя не
замечать, либо отвергать, но нельзя и пассивно,
фатально воспринимать.
Будучи прогрессивным явлением в
сущности, глобализация для каждой отдельно
взятой страны на различных этапах, в разных
проявлениях и мере будет оборачиваться своими
негативными сторонами, дестабилизировать
социально-экономическую ситуацию и представлять
угрозу ее национальной безопасности. К этому
нужно быть готовым, учитывать при выработке как
геополитической стратегии страны, так и во
внутренней политике государства.
В этой связи нам хотелось бы обратить
внимание на необходимость демократизации
капитала, являющейся, на наш взгляд,
системообразующим фактором обеспечения
социально-экономической стабилизации и
национальной безопасности России в условиях
глобализации.
Демократизация капитала, известная
также под названием «диффузия собственности»,-
идея не новая. Она привлекла внимание западных
ученых в первой половине XX века, активно разрабатывалась и нашла
практическое применение как во внутренней
политике стран с развитой рыночной экономикой,
так и в экономической стратегии крупных
компаний. Правда, ее разработка и реализация
осуществлялась тогда в контексте соревнования
двух мировых систем и была подчинена задачам
стабилизации внутреннего
социально-экономического положения этих стран и
повышения эффективности производства. Особенно
показательны в данном отношении примеры Швеции и
США.
В Швеции, например, демократизация
капитала во второй половинеXX века стала государственной
политикой и получила название «демократического
социализма». В значительной мере благодаря этой
политике, Швеция вышла тогда на первое место
в мире по уровню жизни населения, который и
сегодня остается одним из самых высоких.
Другой пример. В середине 70-х годовXX века США, как и
большинство стран с рыночной экономикой, поразил
глубокий экономический кризис. В поисках выхода
из него были задействованы многие финансовые,
технические, технологические, организационные и
политические факторы. В числе важнейших
рассматривалась и демократизация капитала.
Именно она легла в основу, по сути международной, программы
ЭСОП – планы участия занятых в собственности.
В соответствии с ней в целях повышения
эффективности финансово-хозяйственной
деятельности убыточных и малодоходных
предприятий осуществлялась передача в
собственность занятым на них работникам на
льготных условиях части акций (иногда
контрольных пакетов). В результате повышения их
заинтересованности в делах предприятий,
основанного на интересе собственника,
происходили положительные сдвиги даже в тех
случаях, когда другие факторы не срабатывали. При
этом оказался несостоятельным, на наш взгляд,
самый главный довод противников собственности
трудовых коллективов о приоритетной и
безусловной ориентации последних на увеличение
заработной платы и дивидендов в ущерб расширению
и обновлению производства, повышению его
эффективности. Об этом убедительно
свидетельствует тот факт, что в 1992 г. рост
стоимости акционерного капитала на 1000
участвующих в программе предприятий США
составил 23%, тогда как на 6000 не участвующих в ней –
всего 4%, то есть в 6 раз меньше. Комментарии здесь,
думается излишни, цифры говорят сами за себя.
За последние два десятилетия мир
существенно изменился. Не стало систем
социализма и капитализма. На смену
противостоянию систем приходит глобализация– по
сути своей процесс противоположный ему по
содержанию.
Меняется и целевая функция
демократизации капитала. Из фактора
противоборства она превращается в фактор
конвергенции, взаимной интеграции различных
стран в единое мировое сообщество. При этом
присущие ей ранее оперативные функции –
социально-экономической стабилизации общества и
повышения эффективности производства-
сохраняются. Однако на первый план теперь
выдвигается функция обеспечения национальной
безопасности страны, которую ранее выполняла в
основном та или иная общественно-политическая
система в целом.
В рамках этой функции демократизация
капитала позволяет противостоять компрадорским
позициям крупного капитала, способным в условиях
глобализации причинить ощутимый ущерб
национальным интересам. Антикомпрадорский
эффект связан с диффузией собственности, ее
разукрупнением и увеличением числа
собственников.
С точки зрения реализации указанных
функций, наиболее эффективной формой является
демократизация производительного капитала с
передачей работникам предприятий контрольного
пакета акций и права принятия управленческих
решений. В 1998 г. в России появилась такая форма,
вступил в силу Федеральный закон «Об
особенностях правового положения акционерных
обществ работников (народных предприятий)».
Однако, судя по имеющейся у нас информации, эта
новая для России организационно-правовая форма
бизнеса практически не используется. Видится
четыре причины столь сдержанного отношения к
народным предприятиям, положительно
зарекомендовавшим себя как за рубежом, так и в
России.
Во-первых, проведение параллели только
с негативными сторонами социалистического опыта
организации производства и необоснованное
забвение многих положительных сторон, которые
должны и могут быть востребованы в сегодняшних
кардинально изменившихся
социально-экономических условиях через
предложенную законодателем новую
организационно-правовую форму, максимально
мобилизующую интересы работников.
Во-вторых, неоправданно жесткие
ограничения способов создания народных
предприятий. Запрещается преобразование
государственных унитарных предприятий,
муниципальных унитарных предприятий и открытых
акционерных обществ, работникам которых
принадлежит менее 49% уставного капитала. Можно в
чем-то согласится с законодателем, когда речь
идет о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях. Что же касается запрета
на преобразование открытых акционерных обществ,
работникам которых принадлежит менее 49%
уставного капитала, то это явно продиктовано
не заботой о благе народа, общества или
государства, а является откровенной защитой
интересов крупного капитала.
Такая позиция не нова. Она уходит
своими корнями в начало 90-х годов, когда
различными подзаконными актами, в частности,
Указом Президента РФ ?721 от 1 июня 1992г., было
фактически приостановлено преобразование
государственных предприятий в процессе
приватизации в акционерные общества закрытого
типа, что привело к подрыву
социально-экономической базы народных
предприятий и позволило сегодня вывести из под
возможных преобразований в новую
организационно-правовую форму значительную
часть наиболее подготовленных к этому
коллективов работников.
Обращает на себя внимание и тот факт,
что в законе «Об особенностях правового
положения акционерных обществ работников
(народных предприятий)» содержится неоправданно
частая «угроза» ликвидации народного
предприятия. Это, несомненно, сдерживает
принятие решений о преобразовании и будет
выступать дестабилизирующим фактором
производственно-хозяйственной деятельности в
будущем.
В-третьих, причиной, сдерживающей
преобразование коммерческих организаций в
народные предприятия, является незнание
международного опыта, о чем шла речь ранее, либо
его неадекватная оценка.
В-четвертых, о чем следует особо
задуматься, к числу указанных причин относится
незнание нашего отечественного опыта работы
народных предприятий, невнимание к нему
государственных органов и средств массовой
информации. Лишь в «Российской газете» нам
удалось найти два материала, посвященных этой
теме. Да и то один опубликован на правах рекламы.
Эти материалы очень показательны и убедительно
свидетельствуют о преимуществах народных
предприятий.
Один из них (Российская газета. – 2001. – 20
октября) посвящен первому в России народному
предприятию «Набережночелнинский
картонно-бумажный комбинат» (НКБК). В начале
90-х годов ему был предоставлен статус
коллективного предприятия с закреплением
собственности за работниками.
Уже через два года прирост товарной
продукции на комбинате увеличился с 9,3 до 23 %,
объемы производства выросли в сопоставимых
ценах на 34%, доля в общем объеме выпускаемых в
стране гофротары и бумаги в 2001 г. составила 16,3 и
43,2% соответственно. При этом на техническое
перевооружение, что следует отметить особо, в 2000
году, например, было направлено из собственных
средств 21,2 копейки на рубль товарной продукции.
Закономерно, учитывая сказанное, включение
комбината в число 100 лучших компаний в России.
Результаты впечатляющие.
Еще более показательна
социально-экономическая сторона деятельности
народного предприятия. Она не идет ни в какое
сравнение с состоянием дел в подавляющем
большинстве коммерческих организаций других
организационно-правовых форм.
На комбинате не бывает задержки выдачи
заработной платы, а ее средний уровень постоянно
повышается. В 2001 г. он достиг 9300 рублей. Заметную
долю в доходе работников составляют дивиденды,
которые также выплачиваются в срок.
Макрорайон предприятия выглядит
лучше, чем любой другой в городе. НКБК содержит
большой жилой фонд, объекты соцкультбыта,
детские сады, профилакторий, базу отдыха, услуги
которых предоставляются своим работникам за
весьма умеренную цену. И хотя по нынешним
временам для комбината это весьма дорогое
удовольствие, оно окупается сторицей:
заинтересованным отношением работников к делам
предприятия и активным участием в управлении,
добросовестным трудом, отсутствием текучести
кадров.
Другой пример – народное предприятие «Подольсккабель»
(Российская газета. – 2001. – 17 июля). Несмотря на
отличия в административно-территориальном
положении, отраслевой принадлежности, объемах
производства, по сути рассматриваемой проблемы
оно как две капли воды похоже на НКБК, что
подтверждает преимущества
организационно-правовой формы «народное
предприятие».
В рейтинге среди предприятий
«Машиностроения и металлообработки» в 1999 г.
«Подольсккабель» занял восьмое место в стране, а
среди предприятий машиностроительного
комплекса Московской области по показателю
«экономическая эффективность» – первое. На
заводе внедрена и сертифицирована на
соответствие международному стандарту система
качества, обеспечивающая высокую
конкурентоспособность и гарантированный сбыт
произведенной продукции. Ее постоянными
потребителями являются крупнейшие нефтяные
компании и многие другие предприятия России и
ближнего зарубежья. Наращиваются соответственно
и объемы производства. Так, в 2000 г. по сравнению с
1999 г. выпуск продукции составил 167,7 %. Ежемесячный
оборот завода превышает 100 млн. рублей.
Также, как и на Набережночелнинском
КБК, здесь уделяется большое внимание социальной
сфере. Работники завода получают хорошую
зарплату и дивиденды, обеспечены бесплатным
питанием, им оплачиваются путевки, лечение,
выдается материальная помощь, в том числе на
приобретение жилья. Имеется свой детский сад и
оздоровительный лагерь, оплата услуг в которых
минимальна. Не забывают и пенсионеров. Им
выплачиваются ежеквартальные и разовые пособия,
а к праздникам вручаются бесплатные подарки.
Закономерен вопрос, в чем секрет
успеха? Ответ на него, нам думается, очевиден.
Генеральный директор завода «Подольсккабель»
определил его как «эффект участия» всех
работников в улучшении показателей
хозяйственно-финансовой деятельности. Так оно и
есть, и это имеет свое научное объяснение.
Социально-экономическая суть феномена
народных предприятий заключается в отношениях
собственности. Не достаточно просто назвать
собственность коллективной, государственной или
общенародной, а работников провозгласить
собственниками, как это было при
административно-командной системе. Необходимо
создание фактических условий реализации такого
статуса. Во-первых, это наличие адекватной
содержанию отношений организационно-правовой
формы, определенной сегодня законом как
«народное предприятие». Во-вторых, наделение
работников-акционеров полномочиями
собственника в полном объеме, позволяющем
реализовать их интересы, с одной стороны, и
возлагающем на них ответственность за
последствия риска, с другой. В-третьих,
обеспечение одинакового правового режима
предприятиям различных форм собственности и
организационно-правовых форм. В-четвертых,
исключение патернализма государства, с одной
стороны, и оптимальный размер налогообложения, с
другой.
Возникает и другой вопрос, а есть ли у
народных предприятий проблемы? Да, конечно. Они
те же, что и у коммерческих организаций других
организационно-правовых форм. Однако есть и одна
специфическая проблема, которая уже упоминалась
выше. Это, мягко говоря, весьма сдержанное,
настороженное, а по сути – во многом негативное
отношение государственных органов к таким
предприятиям.
Тревогу по этому поводу, в частности, в
адрес местных чиновников высказывает
генеральный директор Набережночелнинского КБК С.П.Титов.
Еще пока только тревогу. А вот в Свердловской
области единственное народное предприятие «Серовский
металлургический завод», насколько нам
известно, уже ликвидировано.
Сложившаяся ситуация понятна, но
недопустима. Она должна вызывать тревогу не
только у коллективов народных предприятий, а у
всего общества, поскольку за такой формой
хозяйствования– будущее.
В. А. Федотов
РГППУ, г. Екатеринбург
Телепартия
Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru
Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times
Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru
Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ
Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru
Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV
Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"
Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН
Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru
4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"