А во второй половине июня вновь разразился скандал, затрагивающий все перечисленные выше темы. 20 июня ЕСМ провел пикет у здания Российской Академии Наук, направленный, как отмечалось в пресс-релизе «против деятельности некоторых ученых, которые под прикрытием научной деятельности работают на геополитических врагов России». Из числа «некоторых ученых» евразийцы персонифицировали директора Института этнологии и антропологии РАН и члена Общественной Палаты РФ Валерия Тишкова. По его инициативе более 15 лет в России функционирует сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN). Как указывалось в распространенном заявлении «Сеть под прикрытием научной деятельности занимается социальным шпионажем и сбором разведданных в интересах США. До запрета деятельности на территории России сеть финансировалась Фондом Макартуров. Как и другие американские НПО, фонд Макартуров существует для прикрытия деятельности ЦРУ в постсоветских странах».
Однако еще до проведения пикета последовала реакция СМИ, впрочем, такая же противоречивая, как и в случае скандала со шпионским камнем. Газеты "Взгляд", "Время Новостей", сайты "KM.RU" и "NEWSru.com", журнал "Полярная Звезда" выступили с нейтральной информацией о предстоящей акции евразийцев. Что характерно – эти все эти издания поддерживают нынешний политический курс. В месте с тем либеральные медиа выступили в поддержку директора института этнологии и антропологии. Таким образом, инцидент с Тишковым стал инструментом, выявившим в очередной раз ангажированность изданий и политические предпочтения редакторов.
Так, рупор либерализма «Эхо Москвы» после ряда сообщение о предстоящем пикете выдало в эфир комментарий Тишкова, в котором он назвал обвинения евразийцев бредом и личной местью Александра Дугина за его книгу "Национализм в мировой истории": «Там есть критика Александра Дугина, основателя Евразийского союза, есть критический разбор идеологии и деятельности «Евразийского союза молодежи». Впрочем, чуть позже, хотя версия мести и осталась, но изменился повод: Тишков сам стал утверждать, что это месть за то, что он препятствует введению в школьную программу учебника Александра Дугина «Обществоведение». По видимому, академик и член Общественной Палаты не умеет мыслить иначе, как только проводя все через призму мелкой обиды и личной мести.
Александр Дугин так прокомментировал эти заявления: «Идеи человек может исповедовать любые. Если все наши претензии к Тишкову будут сводиться к тому, что он с нами не согласен, я первым встану на его защиту. Однако когда дело идет о шпионаже против нашей страны, здесь не может быть никаких поблажек».
Уже в день пикета, на сайте Агентства Социальной Информации появилось следующее сообщение: «Общественная палата назвала «экстремистской выходкой» обвинение в шпионаже в пользу США в адрес ученого Валерия Тишкова». Это было заявление комиссии Общественной Палаты по толерантности и свободе совести, которую как ни странно, возглавляет господин Тишков. Получается, что ЕСМ, как часть российского гражданского общества, призывает обратить внимание на проблемные точки в политической жизни страны (вот она, настоящая демократия в действии), однако, такая демократия Тишковым определяется как экстремизм!
В том же заявлении отмечалось: «Сеть этнологического мониторинга – это авторитетное научное сообщество, которое объединяет ученых из различных регионов России и стран СНГ. Вся ее деятельность и материалы носят открытый характер, помогают понимать и разрешать проблемы межнациональных отношений на пространстве бывшего СССР». И отдельно указывалось на то, что организация получила гранд президента РФ. Комментируя этот пассаж, хотелось бы обратить внимание Валерия Тишкова на концепцию сетевых войн, официально принятую в США. Именно в рамках этой концепции и осуществлялась работа ряда фондов, из которых вплоть до 2007 года он получал гранты. Одним из основных понятий теории сетевых войн является «всеобщая осведомленность», которая включает в себя построение открытой сети, внутри которой пользователи информации выступают одновременно и ее поставщиками.
Поэтому все разговоры о том, что это дескать открытое экспертное сообщество и мы не шпионим – разговоры в пользу бедных. А что касается президентского гранда – сеть EAWARN получила его лишь потому, что появился запрет на западное финансирование. И в 2007 году кстати впервые. А если зайти на сайт сети – то там легко обнаружить информацию о том, что с 2001 года финансирование шло от фонда Макартуров. Поэтому единственным козырем в руках главы комиссии по толерантности стала оценка ненасильственной санкционированной властями акции сегмента российского гражданского общества, как экстремизм.
Тут же на помощь Тишкову встали сайты, оппозиционные сегодняшнему политическому курсу Владимира Путина. Помимо «Эхо Москвы» отписались сайты Каспарова, "Грани.ру", "Новая Газета", "Новые известия".
Стали появляться новости с осторожной формулировкой, о том, что Тишков возможно будет судиться с Евразийским Союзом Молодежи, хотя лучшего подарка для евразийцев трудно представить – на пикете у РАН евразийцы охотно демонстрировали журналистам папку с компроматом, которую готовы предоставить в суд.
Дмитрий Ефремов