"Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное или социальное. Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд", - это цитата из современного учебника "Введение в обществознание. 8-9 классы" под редакцией Л. Н. Боголюбова.
Сей труд претерпел уже пять изданий. Только дополнительный его тираж составляет 100 000 экземпляров. Так что олигархи имеются не только в нефтебизнесе, есть они и на ниве просвещения.
Но если нефтяники осваивают наши углеводородные ресурсы, присваивают пресловутую природную ренту, то в случае с образованием "состав преступления", пожалуй, более тяжелый. Потому что у нас воруют будущее.
Кем вырастут и уже вырастают люди, усвоившие, что "моральные нормы, существовавшие у многих племен в архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. <...> с позиции борьбы за существование и выживание люди не считали безнравственным освобождаться от тех, кто мог стать обузой для коллектива". А вот что говорится в этом "блестящем" памятнике научной мысли о христианстве: "...как показала история, это была самая утопичная и не исполнившаяся мечта Христа - великого гуманиста и романтика, гиперболизировавшего ее до крайней степени заострения".
После вдумчивого усвоения этих постулатов, прилежный ученик вряд ли будет всерьез относиться к моральным нормам, основанным на заповедях "утописта и романтика". А вот людоедство, скорее всего, сочтет практикой вполне приемлемой. Особенно если после ознакомления с учебником сходит в кино на очередной фильм о похождениях Ганнибала Лектера.
Без руля и без ветрил
С точки зрения морально-нравственных ценностей наше общество пребывает в состоянии полной растерянности.
Основой либеральной теории является убежденность, что человека надо "предоставить самому себе". Пусть сам, как может, выплывает и из бушующих рыночных волн, и выкарабкивается из-под груды роковых вопросов бытия.
При этом обычно в пример приводится Европа. Мол, там никто никого не учит, как жить, и поэтому там якобы и воцарилось процветание. Ну, во-первых, есть все основания полагать, что Европа со своей безграничной толерантностью забрела в глухой тупик. Одни иммигрантские бунты чего стоят.
А во-вторых, мы никоим образом не Европа. У них всегда была городская цивилизация. Люди жили тесно - поблизости от университетских центров. И оттуда некая усредненная культура еще со времен Возрождения расползалась вширь - на все слои населения.
Поэтому большинство там более-менее морально и законопослушно просто в силу многовековой привычки. У нас ничего подобного не было. Какие университетские города? Степь да степь кругом... И так тоже из века в век.
Да и в конце концов сами россияне в большинстве своем не чувствуют себя частью Европейской цивилизации. Данные социологического опроса "Левада-центра", проведенного в феврале этого года, свидетельствуют об этом неопровержимо. 71% респондентов не считают себя европейцами.
Так что, предоставив людей самим себе, лишив всех и всяческих ориентиров, либералы подтолкнули их натурально к каннибализму.
Это, конечно, экстрим, однако, заехав в конце 90-х в один старинный русский город, в местной газете я прочитал следующее: "Ни для кого не секрет, что некоторые горожане едят собак". Вот такой был зачин у статьи. А дальше рассказывалось, как несколько любителей собачатины сожрали по ошибке не бездомного пса, а имевшего любящего и заботливого хозяина.
Последний разыскал живодеров и забил их насмерть. Скажете, причем тут либералы и горе-обществоведы? Очень даже причем...
Русского человека веками держала в рамках не светская культура, как в Европе, а жесткая православная мораль. Большевики ее, конечно, разрушили. Но заменили "Кодексом строителя коммунизма", списанным во многом с библейских скрижалей.
В 90-е у людей отняли и этот суррогат морали. А взамен дали Кашпировского, порнуху и Петросяна. Православие, конечно, стало возвращаться. Но после 70 лет богоборчества ждать быстрых результатов не приходится. В итоге народ продолжает дичать. Все чаще происходят совершенно чудовищные преступления. Все чаще их жертвами становятся дети. Мы уверенно лидируем в мире по количеству абортов...
Кремль в поисках смысла
Похоже, что в минувшем году произошел некий переворот в сознании обитателей высоких кабинетов. Они начали осознавать, что одними "нацпроектами" нацию не спасти. Ей нужны смыслы. Люди должны понимать - кто они, откуда и зачем.
И был озвучен госзаказ (в узком кругу) на новый учебник обществоведения. Говорят, инициатива исходила от самого президента. А задания политологам на эту тему давал влиятельный замглавы его администрации.
Раньше всех справился известный философ и геополитик Александр Дугин. Он констатирует в своем учебнике: "В современном российском обществе в начале XXI века полностью отсутствует представление о человеке, о его сущности, о его предназначении".
И вполне резонно замечает: "Освобождение от идеологии постепенно делает людей рабами той идеологии, о которой они не догадываются, которой они не выбирали, в которую они оказались загружены".
Предлагаются и пути выхода из кризиса: "Современное российское общество станет единой реальностью тогда, когда осознает общность судьбы, принадлежность всех ее членов - и успешных, и обездоленных, и элит, и простых граждан - к единому народу".
Надо думать, именно над этой задачей бьются в Кремле. Особенно сейчас, когда предвыборные угрозы все больше демонстрируют шаткость "стабильности" нашего общества. И заказчики с интересом восприняли работу Дугина. Правда, тут стоит отметить, что и он в своем тексте не поскупился на славословия Путину и "суверенной демократии".
Однако "вертикаль власти", вопреки стенаниям либералов, у нас решает отнюдь не все. Академических "олигархов" вполне устраивает нынешнее положение вещей, когда студенты и школьники продолжают "открывать" для себя "вечную истину" о роли труда в превращении обезьяны в человека.
Короче, предметное рассмотрение нового учебника заблокировано. Та же судьба, похоже, ждет и творения иных авторов, включившихся в обществоведческий "тендер".
Пока суд да дело, Дугин издал книгу на свои средства. А "вертикаль" безмолвствует...
Дмитрий Тараторин