"Евразия": Расскажите о Ваших последних евразийских акциях.
Евгений Цуцкин: Мероприятия, которые мы проводим, поднимают именно аспекты контакта Европы и Азии. Например, наш совместный поход на место кремации Баазы-бакши. Он в конце девятнадцатого века посетил Тибет, был удостоен аудиенции Далай Ламы, привез оттуда очень много книг, написал воспоминания. Книга называется «Хождение в Тибет», она издана в Петербурге, и является уникальным памятником не только буддизма, но и истории, истории евразийства. Проникнуть в те времена в Тибет было очень сложно, это было под силу только настоящим паломникам и настоящим буддистам. Баазы-бакши считался святым человеком в Калмыкии. Он был похоронен по высшему обряду, это кремация. На месте его кремации был поставлен памятник, который называется Субурган. К этому Субургану евразийцы и совершили свой мотопробег.
Там был проведен митинг, возложены цветы и совершен буддийский обряд. Принято решение сделать Субурган памятником федерального значения и издать соответствующую литературу, потому что это памятник мирового, евразийского значения. Кроме того, наши евразийцы принимали участие и в других мероприятиях, организованных совместно с авто - и мото- федерациями Краснодара, с байкерами. Был проведен мотопробег по Элисте. Там мы посетили детский дом, евразийцы вручили детям подарки, байкеры повязали им свои галстуки, куколок подарили. Это было очень трогательно и символично. Особенно ребятам понравилось то, что их прокатили на мощных мотоциклах. Такая дружба в духе евразийских традиций.
Также наши евразийцы приняли участие в ралли по Калмыкии. Это российское соревнование, ралли по степям на всех классах машин, которые приехали из южных регионов, из Уфы, из Санкт-Петербурга. В Калмыкии своеобразный ландшафт, там есть и пески, и болотистые места, и степь. Трасса была проложена так, чтобы гонщики испытали много препятствий. Все это завершилось в Шахматном городке, который наш президент, Кирсан Николаевич Илюмжинов, построил специально к проведению международной шахматной Олимпиады. Этот городок до сих пор стоит и выполняет свои функции, там проводятся как российские шахматные соревнования, так и международные.
"Евразия": Поволжье является на данный момент наиболее активным источником евразийства, в отличие от Москвы, центрального региона, и так далее. Синтез многих народов в Поволжье породил очень интересное явление: все эти народы не растворились друг в друге, но выработали уникальную терпимость, и сохранили до сих пор общественные институты, которые регулируют межконфессиональные и межэтнические противоречия. Например, свадьбу или похороны они проводят по нескольким обрядам, чтобы не обидеть ни одного из жителей деревни или города.
Евгений Цуцкин: Вы правы, я как раз хотел об этом чуть позже сказать. Там проживают не только калмыки. Мы отмечаем Новый год, по-калмыцкому (З ул), раньше всех других народов на планете. Отмечаем все дружно. Так же встречаем и католическое Рождество, так же встречаем и официальный Новый год и старый Новый год, так же встречаем Пурим, Уразу Байрам и многие другие праздники встречаем все вместе.
"Евразия": Получается, что Новый год приходит по несколько раз в году?
Евгений Цуцкин: Да. Эта традиция выработалась веками, и она способствует консолидации разноэтнических групп, разных народов.
"Евразия": Такая форма консолидации, является достойной альтернативой американской модели, так как она не убивает культуру, а помогает ей существовать и развиваться.
Евгений Цуцкин: Конечно. Сейчас в Калмыкии проводится культурное возрождение. Наше правительство и наш президент активно поддерживают это направление. В соседних регионах, на Кавказе, в плане изучения своего я зыка, своих традиций тоже большие подвижки. Я считаю, что чем больше народ знает культуру другого народа, тем меньше конфликтов. Поэтому Калмыкия до настоящего времени и остается уникальным регионом. Именно из-за взаимного непонимания происходят столкновения, и этим пользуются многие деструктивные силы. В Калмыкии подобного на моей памяти не было, и я надеюсь, что не будет. Народ Калмыкии находит выход из всех сложных экономических и политических ситуаций.
"Евразия": Поволжье еще интересно тем, что там был открыт первый официальный памятник Гумилеву, в Казани. Это своего рода претензия на роль авангарда евразийства.
Евгений Цуцкин: Я хочу сказать, что еще раньше в Калмыкии была названа улица в честь Льва Николаевича Гумилева. Я когда был студентом, слушал его лекции в ленинградском, а ныне Санкт-Петербургском Университете. Мне довелось увидеть его. Это был невысокий, коренастый, очень бодрый и оживленный человек. В то время мы не воспринимали его как культового лектора и культового учителя, а вот когда я уже позже прочитал его «Биосферу», «Этногенез» и другие работы, я совершенно по иному стал относиться и даже стал жалеть, что пропускал некоторые лекции. Традиции Гумилева в Калмыкии поддерживались и поддерживаются до настоящего времени.
Сквозь произведения многих калмыцких прозаиков и поэтов красной нитью походил этот евразийский стержень. Давид Никитич Кугультинов хорошо знал и Гумилева и других писателей. Ведь совсем не обязательно бить себя в грудь и на каждом перекрестке кричать «я – евразиец». Достаточно это просто выражать своим поведением, своей жизнью, своими убеждениями, отношениями с окружающими. Мудрость народа безгранична. Я вспоминаю, одного водителя, который подвозил меня на вокзал. Он по пути прямо сказал: «Без традиции мы не выживем». Он не читал ни Дугина, ни Гумилева. Он убежден, что именно соблюдение традиций народа, сохраняет и сам народ, и его нравственность, духовную культуру, материальную культуру. Я пообещал ему от Дугина привезти книгу «Философия традиционализма». Народная мудрость – это основа основ, она опережает и научные и политические разработки.
"Евразия": Калмыки до сих пор помнят свой древний эпос, и некоторые знают его наизусть.
Евгений Цуцкин: Как у славян «Слово о полку Игореве», у грузин «Витязь в тигровой шкуре», также у калмыков есть великолепный эпос Джангр, который впитал в себя традиции не только веков, но и тысячелетий, потому что некоторые элементы восходят к так называемому скифскому периоду, это более двух тысяч лет назад. И до настоящего времени традиции джангарчи (это рапсоды, которые читают нараспев), сохраняются. На своих выступлениях они собирают очень большую аудиторию. Это имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Ведь калмыки – это воины, которые защитили южные рубежи России. Если бы этого не случилось, то неизвестно, какие бы границы приняла российская Империя.
Поэтому калмыцкий народ заслуживает всяческого уважения и всяческой благодарности. Они защищали и евразийские интересы в целом, будучи единственным азиатским народом, проживающим в Европе. Они представляют собой плодотворный синтез Европы и Азии, из их числа вышло много замечательных поэтов, ученых, путешественников. Молодежь поддерживает эти традиции, охотно участвует в поездках, экспедициях. Ми запланировали ряд мероприятий и на этот год по посещению многих исторических памятников, в том числе поездку на корабль Комсомолец Калмыкии. Это очень важное патриотическое мероприятие.
Беседовал Сергей Бузунов
|
Архивы Евразии
06.04.2006 - Кто угрожает России?
|