Не имея, очевидно, полномочий выступать от имени России, господин Лужков в то же время объявил, будто эта соседняя страна не намеревается выполнять свои международные обязательства, зафиксированные в частности в базовых соглашениях относительно временного пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.
Кроме того, вопреки отмеченным базовым соглашениям, Ю. Лужков принял участие в открытии т. зв. "Дома Москвы", построенного на территории военной части, которая арендуется Черноморским флотом РФ.
Особенную обеспокоенность вызывают также публичные призывы Ю. Лужкова к гражданам Украины принимать участие в массовых акциях, которые носят политический характер, который является прямым вмешательством во внутренние дела иностранного государства.
Украинская сторона расценивает то, что состоялось в Севастополе, как шаг, направленный на нагнетание напряженности в обществе, подрыв добрососедских отношений и стратегического партнерства между Украиной и Россией.
Надеемся, что такие действия упомянутого должностного лица получат соответствующую оценку со стороны российской власти, о чем будет проинформирована украинская сторона. Со своей стороны украинская сторона оставляет за собой право прибегнуть к соответствующим мероприятиям, руководствуясь положениями действующего законодательства, которое предусматривает принятие решений с целью предотвратить созданию иностранными гражданами предпосылок для совершения противоправных проявлений, связанных с посягательством на территориальную целостность и неприкосновенность Украины».
Именно такому духу, с которым выступают некоторые российские политики и высокопоставленные должностные лица относительно судьбы Крыма и вообще Украины, отвечает учебник Александра Дугина «Основы геополитики» М.: «Арктогея», 2000, которая допущена Министерством образования и науки РФ для преподавания в школах и высших учебных заведениях России.
Одна лишь цитата из этого фундаментального труда даст понять позицию Кремля относительно Украины: «Украина как самостоятельное государство с какими-то территориальными амбициями представляет собой огромную опасность для всей Евразии, и без решения украинской проблемы вообще говорить о континентальной геополитике бессмысленно. Это не значит, что культурно-языковая или экономическая автономия Украины должна быть ограничена, и что она должна стать чисто административным сектором русского централизированного государства (как, до некоторой степени, обстояли дела в царской империи или при СССР). Но стратегически Украина должна быть строго проекцией Москвы на юге и западе... Абсолютным императивом русской геополитики на черноморском побережье является тотальный и ничем не ограниченный контроль Москвы на всем его протяжении от украинских до абхазских территорий».
Напрашивается вывод, какое же отношение граждан России будет до независимой Украины, если их с детства воспитывают за такими учебниками.