Кстати, такую же оценку неоднократно давали и российские эксперты. Так откуда же взялась готовая к испытанию атомная бомба? Тем не менее появление информации об этом именно сейчас, думается, неслучайно. С одной стороны, как раз в эти дни президент ИРИ Махмуд Ахмадинеджад пообещал, что уже на следующей (то есть этой) неделе в подземном ядерном объекте в Натанзе начнется установка каскада из 3 тысяч центрифуг и страна «отметит сразу два праздника - 28-ю годовщину Исламской революции и превращение Ирана в ядерную державу».
С другой - Тегеран, после принятия в декабре резолюции ООН о введении против Ирана некоторых санкций прекративший сотрудничество с МАГАТЭ, в минувшую пятницу все же разрешил въезд в страну 38 его инспекторам и даже позволили им, как сообщает иранское информагентство IRNA со ссылкой на неназванный осведомленный источник, установить, вопреки прежним намерениям, дополнительные камеры наблюдения на заводе по обогащению урана.
Таким образом, возбудив донельзя раздражение США и их союзников игнорированием требований о прекращении ядерной программы, иранские власти одновременно подают сигналы о готовности восстановить отношения с МАГАТЭ, что может быть расценено и как желание несколько успокоить международное общественное мнение. Тем более, что очередной доклад агентства Совету безопасности ООН по иранскому «ядерному досье» планируется заслушать уже 23 февраля.
К тому же допуск инспекторов МАГАТЭ в подземные помещения атомного центра позволил бы им наблюдать за процессом обогащения и контролировать его в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия, участником которого является Иран. А коль скоро это происходит, то, следовательно, и оснований для утверждений о завершении работы над атомной бомбой вроде бы нет. Тогда зачем понадобились эти «страшилки» о предстоящих испытаниях и намеки на то, что Тегеран попросту водит за нос МАГАТЭ? Все становится на свои места, когда читаешь другие сообщения со ссылкой на тот же сайт Debka.file о том, что первые удары по территории Ирана Вашингтон нанесет уже в марте-апреле 2007 года. А это, в свою очередь, вызвало немалую озабоченность уже в Азербайджане.
Причины повышенного интереса Баку к развитию событий вокруг ядерной программы Ирана понятны. Война на территории сопредельного государства не может самым пагубным образом не отразиться на Азербайджане, да и кавказском регионе в целом. О крайней нежелательности и даже недопустимости подобного развития событий в очередной раз заявил президент Ильхам Алиев в ходе своего недавнего визита во Францию. Как известно, подобную точку зрения разделяют и руководители большинства стран. Позиция Баку в данном случае диктуется и тем, что его связывают дружеские отношения с Ираном и с Америкой. И этот аспект - как выходить Азербайджану из непростой ситуации в случае военного столкновения сторон - тоже предмет горячих обсуждений аналитиками.
Однако не менее, если не более важный вопрос - насколько достоверна нынешняя информация, если учесть, что таковые - с иными сроками и датами - и прежде были не раз? Источник, на который со ссылкой на израильскую прессу приводят уже бакинские газеты, - некий «Мухсейн Разай, в прошлом командующий силами «Стражей исламской революции», считающийся одним из крупнейших иранских стратегов». Это он высказал предположение, что военное столкновение между США и Ираном начнется уже в марте-апреле. Рассказал он и о том, как все это начнется: «с рейдов американского спецназа на иранскую территорию для нанесения ударов по отдельным военным объектам и стратегической инфраструктуре». И можно было бы проигнорировать информацию Разая как некую гипотезу, если бы не дополнялась она израильскими же сообщениями со ссылкой уже на военные источники в Болгарии и Румынии, где размещены три крупные базы ВВС США, которые вроде бы будут использованы «для нанесения ударов по иранским объектам». Называются при этом те же сроки - март-апрель. А переброска дополнительных сил и техники, согласно тем же источникам, уже началась.
Наконец, есть еще одно обстоятельство, которое вынуждает серьезно воспринимать эти сообщения - все более ожесточенная реакция Вашингтона на поддержку Ираном шиитских повстанцев в Ираке. Тегеран теперь уже напрямую обвиняется в передаче им высокотехнологичного вооружения, в частности, взрывчатки, способной пробивать любую броню, которые «затем используются против американских солдат». Масла в огонь подбавляют и сами иранские руководители и политики своими заявлениями о готовности, если понадобится, прибегнуть и к методам террора. А это уже прямой повод для контрмер в рамках глобальной антитеррористической операции.
Все эти факты почти не оставляют места для скепсиса по поводу того, что час «Х» и в самом деле уже назначен. Разве что принять на веру последние заверения Вашингтона об отсутствии у него намерений начинать военные действия против Ирана, учитывая, что об этом официально было заявлено министру иностранных дел России Сергею Лаврову в ходе его только что завершившегося визита в США. Как сообщает РИА «Новости», министр сообщил журналистам, что тема Ирана обсуждалась в ходе его визита в США наряду с ситуацией в Ираке, Афганистане, северокорейской ядерной проблемой. «У нас есть совпадения в конечной цели - это недопущение нарушения режима нераспространения, - подчеркнул он. - Мы договорились продолжить работу в Совбезе ООН, сочетая меры дипломатического воздействия на Тегеран с побуждением его к возвращению за стол переговоров».
Вот только удастся ли сторонам договориться и что последует потом - это и есть главный вопрос.
Кемаля Мурадова